Основной категорией культурологии является понятие культуры – это совокупность сотворенных человеком материальных и нематериальных явлений, приобщение к культуре своих потомков и передача всего накопленного опыта. Культурологический подход стоит отделять от других смежных направлений науки государства и права. На данный момент времени в развитии правовой культуры нашего государства явно прослеживаются элементы правовых систем других государств.
Все больше внимания уделяется рассмотрению права как культурного феномена. [1] Это является причиной для разговоров ученых о появлении нового направления исследований - культурологии права [2] Подобный подход использовался не только в общей теории права, но и в отраслевых исследованиях. Опираясь на комментарии И. В. Михайловского о том, что такой институт уголовного права, как наказание является культурным феноменом. Необходимо также отметить наличие многочисленных исследований зарубежных ученых, посвященных изучению права как элемента культуры[3] Правовая культура - один из мощнейших причин, обуславливающий процессы формирования и реализации норм права. Понятие «правовая культура», сформулированное на базе культурологического подхода, выступает в роли определения предметной области юридической науки, которая не обязана ограничиваться правовыми актами правоприменительных решений.
Наше государство развивается, и соответственно взаимодействует с международным сообществом, и это должно соответствовать мировым стандартам и здесь никак не обходится без правотворчества иных интернациональных стран. Более приближенной рецепцией права нашего российского государства является рецепция римского права. Рецепция права — это проявление межкультурного общения, содержанием открытого диалога культур. [4] Достаточно важную роль играет в этом процессе - восприятие зарубежного опыта. Рецепция иностранного права в России не только смогла усовершенствовать нашу систему права, но и приблизила Российское государство к более развитым державам, путем создания некоторых правовых институтов. Это желание наиболее ярко проявилось в «петровской рецепции права» начала XVIII века, когда иностранные правовые источники полностью скопировались, хотя они были не так необходимы. Появление же новых видов общественных отношений в этот период определялось не общими закономерностями развития общества, а появлением нормативно правовых актов, которые регулировали их отношения. Развитие Российской правовой системы находится под сильным весом различных факторов, которые влияют на протекание рецепции права. Это политические, социальные, культурные и экономические факторы.
Культурологические знания способны найти свое место в применение при исследовании вопросов в балансе государственного и международного права. В анализе данных вопросов особенную роль проявляют такие свойства культуры, как множество и неоднородность.
Искажение аккультурации выражаются в стихийном вникании правовой культуры одного государства в культуру другого государства, а также переустройстве правового строя жизни общества в результате несбалансированных правовых реформ государства. В результате таких деформаций могут возникать отрицательные последствия в культурной и юридической сферах.
Важной причиной ущемления рецепции права является уровень общей культуры развития общества, их мировоззрение, обычное право и отношения, урегулированные нормами обычного права.
Современный характер государственного нормотворчества делает влияние международного права необходимым элементом видоизменения и идеализирует национальное законодательство. Это определяется,
во-первых, признанием принципа императивной нормы международного права
во-вторых, более высоким уровнем регламентации в международном праве ряда вопросов, относящихся к сфере совместного регулирования с национальным правом, например, прав человека.
Заимствование зарубежного опыта в сфере правового развития страны идет от прямого подражания (перевода и принятия) источников иностранного права к созданию собственных источников на основе тех самых заимствованных принципов.
Культурологический подход, по нашему мнению, следует отличать от смежных и похожих научных исследований в области права и государства. И самый главный вопрос, «как же правовая культура отражается на жизни общества?»
Прежде всего, правовая культура- это специфическая форма сбалансированного развития человека (гражданина), через которую достигают общесоциальный процесс. Это процесс характеризуется с воспроизводством ценностей прав, опираясь на ценности культурные и общечеловеческие (способы и средства разрешения конфликтов, институты по обеспечению прав человека), предоставляя обществу благоприятную юридическую среду и условия для нормального и спокойного развития, но исключая из этой среды такие факторы, как насилие, произвол и разрушение материальных и духовных благ.
Следовательно, правовая культура выступает в роли, сдерживающей силы которая предотвращает девиантное поведение, которое может принести ущерб обществу.
Уважительное отношение к правовой культуре - есть залог социального прогресса, эффективности усилий по усовершенствованию человеческой личности. Детище правовой культуры — юридические нормы, памятники права, способы и средства разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, которые требуют защиты, как и традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права может привести к некомпенсируемым потерям в государственно-политическом самосознании нации, которое способно породить беспорядок и произвол в общественной жизни права и государства.
Именно правовая культура создает такой феномен- как государственность, правопорядок, правовая система. Культура несет в себе некий “генетический код” отечественных юридических явлений, служит как средство их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особой крепостью от чуждого инкультурного влияния, уничтожая исходные задатки национальной правового сходства.
Список литературы:
1 Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс: Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1996.
2 Разуваев Н. В. Норма права как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция): Дис. ... д-ра филос. наук. Ставрополь, 2003;