РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БИАТЛОНОМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БИАТЛОНОМ

Елизарова Е.Л. 1, Зобнина Т.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для достижения жизненного успеха человеку необходимо развивать в себе волевые качества, так как реализация любой цели становится возможной не только при наличии желания, но и вследствие сильного стремления и активных действий. Нередко человек имеет большое желание, но заставить себя что-то сделать не каждый может, для этого необходимо иметь силу воли, которая  будет  помогать  действовать, достигая поставленных целей.

Большое значение в развитии волевых качеств имеют занятия спортом. У спортсменов волевые качества, как правило,  развиты в большей мере, чем у людей, не занимающихся спортом. Это объясняется тем, что спортсмен всегда стремится достичь максимально высоких результатов, установить рекорд, у него изначально преобладает мотив достижения успеха, который заставляет его работать более интенсивно.

Дети до 13-14 лет в процессе занятий спортом еще не в полной мере осознают, насколько важно выполнять все упражнения точно и правильно, в большинстве случаев они просто прикладывают все усилия, чтобы опередить соперника, надеясь на то,что ихпохвалят. Но в подростковом возрасте начинают складываться жизненные принципы, подросток уже хорошо контролирует свои действия, пытаясьвыполнять их все точнее, умножая при этом свои силы и развивая способности. В этот период очень важно поддерживать юного спортсмена, содействовать ему в укреплении силы воли.

Цель нашего исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности программы развития волевых качеств подростков в процессе занятия биатлоном.

Объект исследования: процесс развития волевых качеств подростков, занимающихся биатлоном.

Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий, определяющих эффективность процессаразвития полевых качеств подростков, занимающихся биатлоном.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что развитие волевых качеств у подростков в процессе занятие биатлоном будет эффективно при создании следующих  психолого-педагогических  условий:

- рассмотрение развития волевых качеств в качестве одной из основных задач тренировочного процесса при подготовке юных биатлонистов;

- учет специфики избранного вида спорта, а также возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростков - спортсменов;

- опора в процессе реализации развивающей программы на системный и личностно-ориентированный подходы;

- разработка диагностического инструментария, содействующего обеспечению контроля  процесса  развития  волевых  качеств  у юных  спортсменов.

Практическая значимость исследования  состоит в том, что  составленная нами программа развития волевых качеств подростков может быть использована в работе тренеров, преподавателей физической культуры.

Наше исследование проводилось на базе МОУ ДОД СДЮЦ «Звездный» г.о. Кинешма Ивановкой обл. В исследовании приняли участие 30 подростков, из числа которых 15 человек (5 девочек, 10 мальчиков) в возрасте 13-14 лет занимаются на отделении биатлона (экспериментальная группа) и 15 человек (мальчики) в возрасте 13-14 лет занимаются на отделении лыжных гонок (контрольная группа).

В процессе эмпирического исследования нами были использованы следующие методы: наблюдение, опрос, метод тестов, метод самооценки, психолого-педагогический эксперимент.

Психодиагностическую батарею составили следующие методики: опросник «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов); «Опросник для оценки своей настойчивости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко); методика на выявление уровня социальной смелости (фактор Н из 16PF-опросника Р.Кэттела); «Опросник для самооценки терпеливости» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко); «Опросник для оценки своего упорства»  (Е.П. Ильин, Е.К.Фещенко).  

На констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты, они отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты исследования  уровня развития волевых качеств подростков на констатирующем этапе эксперимента

Волевые качества

Уровень развития волевых качеств

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс.

%

Абс.

%

настойчивость

высокий

3

20

3

20

средний

8

53,3

11

73,3

низкий

4

26,7

1

6,7

упорство

высокий

3

20

3

20

средний

7

46,7

8

53,3

низкий

5

33,3

4

26,7

терпеливость

высокий

5

33,3

2

13,4

средний

6

40

8

53,3

низкий

4

26,7

5

33,3

социальная смелость

высокий

3

20

4

26,7

средний

5

33,3

5

33,3

низкий

7

46,7

6

40

сила воли

высокий

1

6,7

0

0

средний

8

53,3

8

53,3

низкий

6

40

7

46,7

Как следует из таблицы 1, большинство подростков, принявших участие в нашем исследовании, характеризуются средним уровнем развития изучаемых волевых качеств, а также обобщенного показателя проявления силы воли. Эти ребята регулярно посещают занятия, часто занимают призовые места, но некоторые упражнения, требующие своего повтора в несколько серий с увеличением количества повторений, выполняют с трудом и большими перерывами.

У немалой части юных биатлонистов и лыжников выявлен низкий уровень развитиякак отдельных волевых качеств (прежде всего, упорства, терпеливости, социальной смелости),так и обобщенного показателя проявления силы воли, что отражается на выполнении ими тренировочной программы.

У наименьшего количества юных биатлонистов и лыжников отмечен высокий уровень развития волевых качеств личности. Такие ребята четко и уверенно идут к своей цели, добиваются отличных результатов в процессе тренировок и на соревнованиях, стремятся приумножать свои достижения. Также они занимаются самостоятельно, имеют желание увеличить свои спортивные результаты.

В показателях уровня развития исследуемых волевых качеств статистически достоверных различий между ЭГ и КГ на констатирующем этапе эксперимента выявлено не было.

Учитывая результаты первичной диагностики, нами была составлена программа развития волевых качеств, апробированная с подростками экспериментальной группы.

Цель программы - развитие волевых качеств подростков в процессе занятий биатлоном.

Развивающая работа проводилась в течение шести недель систематически 3 раза в неделю, во второй половине дня, в подгруппах. Продолжительность каждого занятия - 2 часа. Программа реализовалась в форме тренировочных занятий  с использованием физических упражнений, направленных на развитие волевых и физических качеств.

Содержание развивающей программы представлено в таблице 2.

Таблица 2.

Содержание развивающей программы

занятия

Цель

Содержание

1.

Формирование у подростков представлений о том,  что такое «сила воли» и для чего необходимо ее развивать

Лекция «Воля и ее значение в жизни человека", сдача нормативов

2.

Обсуждение полученных результатов  после проведения нормативов, постановка каждым подростком цели на период проведения программы

Беседа «Здоровый образ жизни», комплекс физических упражнений

3.

Развитие силовых качеств

Комплекс физических упражнений на развитие силы и общей физической подготовки

4.

Настрой подростков на упорную работу, обучение  правильному выполнению упражнений

Показ мотивационного ролика «Развитие силы воли», комплекс физических упражнений на специальную физическую подготовку и ОФП

5.

Обучение самостоятельному развитию волевых качеств

Беседа с детьми на тему «Саморазвитие личности», проведение комплекса физических упражнений

6.

Развитие силы воли и терпеливости

Проведение комплекса физических упражнений с препятствиями и дополнительными предметами

7.

Настрой детей на результативную тренировку

Показ мотивационного ролика «Развитие силы воли», комплекс физических упражнений на специальную физическую подготовку и ОФП

8.

Расширение представлений  подростков  о роли волевых качеств в жизни человека

Проведение лекции «Поверь в себя», комплекс физических упражнений

9.

Развитие волевых, силовых, личностных качеств детей

Беседа «Психологический настрой каждого члена команды на достижение высоких результатов», комплекс физических упражнений

10.

Настрой детей на достижение результата

Показ мотивационного ролика «Развитие силы воли», комплекс физических упражнений на специальную физическую подготовку и ОФП

11.

 Развитие упорства и терпеливости

Проведение комплекса физических упражнений с препятствиями, командно, с дополнительными предметами

12.

Повышение самооценки, укрепление уверенность в своих силах

Проведение лекции «Цель моей жизни», комплекс физических упражнений

13.

Расширение и углубление знаний подростков о здоровье, обучение умениям следить за своим состоянием

Лекция «Здоровье и его составляющие»,  комплекс физических упражнений

14.

Настрой детей на упорную работу

Показ мотивационного ролика, комплекс физических упражнений, повторная сдача нормативов

 15.

Обсуждение полученных результатов и целей, которые удалось реализовать

Беседа с подростками о проделанной работе, закрепление результатов комплексом физических упражнений

 

С целью выявления эффективности апробированной развивающей программы нами была проведена повторная диагностика у подростков ЭГ и КГ уровня развития волевых качеств личности. Анализ изменений, произошедших в этих группах между первичной и итоговой диагностикой, отражал психологический результат реализации экспериментальной развивающей программы.

В таблице 3 представлены результаты уровня развития исследуемых волевых качеств в ЭГ и КГ до и после реализации программы.

Таблица 3.

Сводная таблица результатов первичной и итоговой диагностики подростков экспериментальной и контрольной групп

 

Волевые качества

Уровень развития волевых качеств

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

настойчи-вость

высокий

3

20

5

33,3

3

20

3

20

средний

8

53,3

9

60

11

73,3

11

73,3

низкий

4

26,7

1

6,7

1

6,7

1

6,7

упорство

высокий

3

20

6

40

3

20

4

26,7

средний

7

46,7

7

46,7

8

53,3

7

46,6

низкий

5

33,3

2

13,3

4

26,7

4

26,7

терпели-вость

высокий

5

33,3

7

46,7

2

13,4

2

13,3

средний

6

40

5

33,3

8

53,3

10

66,7

низкий

4

26,7

3

20

5

33,3

3

20

социальная смелость

высокий

3

20

4

26,7

4

26,7

4

26,7

средний

5

33,3

6

40

5

33,3

4

26,7

низкий

7

46,7

5

33,3

6

40

7

46,6

сила воли

высокий

1

6,7

5

33,3

0

0

3

20

средний

8

53,3

10

67,7

8

53,3

9

60

низкий

6

40

0

0

7

46,7

3

20

                     

 

Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, выявил статистически достоверные различия между результатами первичной и итоговой диагностики в уровне развития настойчивости у подростков ЭГ(χ²=24,66;р<0,001). В КГизменений количества подростков с различными уровнями развития настойчивости не произошло.

После апробации экспериментальной развивающей программы вдвое увеличилось количество ребят-биатлонистов с высоким уровнем развития упорства (20%-40%), число подростков этой группы со средним уровнем развития данного волевого качества осталось тем же (46,7%; 7 чел.), количество ребят с низким уровнем развития упорства уменьшилось более чем в два раза (33,3% -13,3%).Отмеченные в ЭГ изменения статистически достоверны (χ²=32,0; р<0,001), в КГ значимых различий между результатами первичной и итоговой диагностики обнаружено не было (χ²=3,08; р>0,05).

Произошли изменения и в уровне развития у юных спортсменов такого волевого качества, как социальная смелость. Так, в ЭГ  количество ребят с высоким уровнем развития данного качества увеличилось с 20% (3 чел.) до 26,7% (4 чел.), со средним уровнем развитиявозросло с 33,3% (5 чел.) до 40% (6 чел.), а с низким уровнем развития уменьшилось с 46,7% (7 чел.) до 33,3% (5 чел.). В КГ на этапе итоговой диагностики отмечено уменьшение количества ребят со средним уровнем развития социальной смелости (33,3% - 26,7%), некоторое увеличение количества подростков с низким уровнем ее развития (40% - 46,6%), число ребят с высоким уровнем развития данного волевого качества осталось прежним. Вместе с тем статистически значимых различий в уровне его развития между результатами первичной и итоговой диагностики в ЭГ и КГустановлено нами не было. Это свидетельствует о том, что данное волевое качество достаточно трудно поддается целенаправленному изменению, возможно, по причине его тесной связи с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность.

Напротив, в отношении уровня развития терпеливости были отмечены статистически значимые изменения как в ЭГ (χ²=8,52; р<0,05), так и в КГ (χ²=8,60; р<0,05), хотя на контрольном этапе эксперимента мы выявили, что результаты ЭГ достоверно превышаютрезультаты, полученные в КГ (р<0,001).

Аналогичную картину мы получили и в отношении обобщенного показателя проявления силы воли: статистически значимые различия между результатами первичной и итоговой диагностики были выявлены намив ЭГ (χ²=148,97;р<0,001) и в КГ (χ²=17,6; р<0,001). Вместе с тем после апробации экспериментальной развивающей программы нами были обнаружены достоверные различия между этими группами в пользу ЭГ (р<0,05).

Таким образом, реализация разработанной и апробированной в психолого-педагогическом эксперименте программы развития у юных спортсменов-биатлонистов волевых качеств, построенной в соответствии с гипотезой о психолого-педагогических условиях их эффективного развития, оказала позитивное влияние на уровень развитиянастойчивости, упорства, терпеливости, силы воли.

Библиография

1. Гордон С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С.М.Гордон. - М.: Физическая культура, 2008. - 256 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная физиология: учебник для средних и высших учебных заведений по физ. культуре / В.И.Дубровский. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

3. Елисейкин А.Г., Колчанова Т.И. Спорт. Характер. Честь: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.

4. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000. [http://www.universalinternetlibrary.ru/book/7307/ogl.shtml].

5. Коваленко В.А. и др. Физическая культура: учебное пособие / под ред. В.А.Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000. - 432 с.

6. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.

7. Немов Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебных заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 631 с.

8. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с. («Gaudeamus»).

9. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 11-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с. (Сер. Бакалавриат).

10. Хромцов Н.Е. Физические качества спортсмена и методики их развития. Выносливость: учебно-методические рекомендации для студентов факультета физической культуры. - Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. - 32 с.

Просмотров работы: 1355