Изучение социально-психологических проблем студентов, проживающих в общежитии является актуальной темой, так как студенты, переезжающие из родительского дома в общежитие или съемную квартиру, сталкиваются с проблемами самообслуживания и быта, обучения, общения с однокурсниками, преподавателями. Для них переезд в другое место жительства и поступление в высшее учебное заведение является вдвойне сложнее, нежели тем, кто живет в тех же условиях с родителями. Такая группа студентов наиболее уязвима для негативных воздействий со стороны. Резкая перемена условий проживания негативно сказывается на личности, которая характеризуется нервозностью, замкнутостью, депрессией. Изучению социально-психологической адаптации в общежитии посвящено немного исследований, например, Г.Ю. Мягченко считает главной чертой студенческого общежития – «изменчивую стабильность», то есть существуют нормативные и неформальные правила поведения, закрепленные студентами ранее. Динамичность жизни в общежитии объясняет, как любая деформация во внутренней структуре может повлиять на всю систему уклада. Важное место в психологическом комфорте в общежитии играет микроклимат в комнате, который влияет как на психологическое состояние, так и на успеваемость в учебе студента. Так, в статье Е.Н.Погодиной и И.А.Мещеряковой анализируется проблема конфликтов в общежитии среди первокурсников и студентов старших курсов. Наиболее значимыми причинами являются бытовые проблемы, а также в общении. Результаты показывают, чем старше студенты, тем меньше возникает конфликтов между ними, что говорит об успешном завершении психологической адаптации [2, c. 8].
Также еще хотелось бы привести пример исследования под руководством И.А.Баевой, направленное на определение проблемной нагруженности студентов в общежитиях Санкт-Петербурга. В анкетировании участвовало 122 человека от 17 до 23 лет. Анкета делилась на три блока вопросов: первый включал проблемы с бытом общежития (нехватка личного пространства, состояние общего места пользования и т.д.), второй был связан с характером взаимодействия в общежитии (взаимодействия в комнате, распределение обязанностей в комнате), и третий определял ситуацию с адаптацией в общежитии (данный блок объединял все проблемы, относящиеся к адаптации). Результаты показывают, что студенты, проживающие в общежитии, сталкиваются с проблемами межличностного общения и в бытовой сфере – более 50%. Исследование было также направлено на изучение социально-психологических проблем студентов, не проживающих в общежитии, которое показало меньший круг проблем [3, c. 4].
Итак, мы пришли к выводу, что в современном обществе с высокой мобильностью наиболее важной проблемой становится психологический комфорт студентов, проживающих в общежитии. Для успешной адаптации необходимо учесть внутренние ресурсы личности как оптимизм, адаптивность, целеустремленность, стойкость, а также необходима работа специалистов психологов для их реализации.
Список литературы
Попкова О.А. Адаптация студентов первого года обучения. URL: http:// http://edushk.ru/psihologiya/841/index.html
Погодина Е.Н. Опыт психологического анализа конфликтов в студенческом общежитии//Культурно-историческая психология, 2010. №3.
Баева И.А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы. URL: http:// http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-studentov-prozhivayuschih-v-obschezhitii-problemy-i-resursy