Существующая ныне система бухгалтерского учёта основывается на принципах двойной записи. Двойная бухгалтерия возникла несколько веков назад, и не утратила своего значения сейчас. Вопрос о возникновении двойной бухгалтерии – один из интереснейших и в то же время сложнейших в истории развития бухгалтерского учёта.
Двойная запись в бухгалтерском учёте имеет долгую историю. Она была создана в конце пятнадцатого века в Италии францисканским монахом Лукой Пачоли, который считается по праву отцом современного бухгалтерского учёта. Его первой напечатанной работой, связанной с алгеброй, а также содержащая первый текст бухгалтерии была публикация, под названием «Сумма геометрии, арифметики, учения об отношениях и пропорциях», опубликованная в 1494 году. Бухгалтерия затем распространилась по всему миру с помощью серии плагиатов и имитаций работы Пачоли. [1]
Очень важно помнить, что идея двойной записи является условностью. Есть две основных цели бухгалтерского учёта:
1. иметь постоянную запись операций;
2. показать влияние каждой сделки и совокупный эффект всех операций на финансовом положении предприятия.
Основная идея двойной записи заключается в том, что все хозяйственные операции субъекта хозяйствования, например, денежных средств и счетов-фактур, должны быть записаны два раза в деловых записях предприятия. Она основана на принципе, что все финансовые сделки предполагают одновременное получение и выдачу, а, следовательно, записывается два раза. Сделки включают в себя услуги и товары. Существуют и другие бухгалтерские операции, которые не ведутся напрямую от счёта или наличных сделок, но которые также создаются в результате двойной записи.
К записям, регулирующим учёт можно отнести: учёт амортизации, безнадёжные долги и сомнительные долги.
Конвенция двойной записи предполагает, что во всех бизнес операциях обмениваются равные и противоположные значения. Она использует два термина для удобства описания двух аспектов каждой сделки. Эти термины дебет и кредит.
В бухгалтерском учёте существует иногда путаница в использовании терминов по дебету и кредиту, так как они по сравнению друг с другом сходны. Отчётность банка показывает получение заёмщиком денежных средств как кредит, в то время как поступление денежных средств в условиях ведения бухгалтерского учёта, называется дебетом.
Объяснение дебета и кредита в стоимостном выражении может дать тот, кто обеспечивает высокую чёткость понимания. Дебет (поступление) рассчитывается в левой стороне бухгалтерского счёта, а кредит (расход) в правой.
Дебет и кредит выражаются в балансе как активы и пассивы (обязательства), а в доходах как затраты и объём продаж.
Система бухгалтерского учёта базируется на принципе: каждая дебетовая запись, всегда будет равна приходной записи. Это называется принцип двойственности.
Дебетовые записи это те, которые учитывают следующие эффекты:
• Увеличение активов
• Увеличение расходов
• Снижение ответственности
• Уменьшение собственных средств
• Снижение дохода
Кредитные операции это те, которые учитывают следующие эффекты:
• Снижение активов
• Снижение расходов
• Повышение ответственности
• Увеличение собственного капитала
• Увеличение доходов
Двойная запись учитывается таким образом, что бухгалтерское уравнение всегда в равновесии.
Любое увеличение расходов будет компенсировано снижением активов или увеличением обязательств или собственного капитала и наоборот. Следовательно, уравнение бухгалтерского учёта будет по-прежнему находиться в равновесии.[2]
Если изначально рассмотреть все бизнес-операции, то разумно предположить, (если мы не в бартерном обществе), что все эти сделки в конечном итоге с наличными переходят из рук в руки. Также можно предположить, что все эти операции будут включать документ, в котором указываются суммы денежных средств, которые будут переходить в счёт-фактуру. Покупка счёта записывает покупку от третьего лица и так представляет собой учётную запись, которую нужно выплачивать. Счёт-фактура записывает продажу третьему лицу (оплатившему товар) и так представляет собой учётную запись, служащую основанием для принятия пoкупaтeлeм предъявленных продавцом сумм НДС к вычету.[3]
Сами хозяйствующие субъекты имеют отдельную идентичность от владельцев бизнеса. Для хозяйствующего субъекта, можно определить следующие бизнес-операции:
Сделки Бухгалтерские записи
Кассовые чеки = Дебет и кредит чего-то ещё
Оплата наличными = Кредит и дебет чего-то ещё
Покупательные счета = Кредит и дебет чего-то ещё
Счёт-фактура = Дебет и кредит чего-то ещё
Предполагается, что вышеуказанные четыре операции хранятся в постоянной памяти, в качестве полезного средства для понимания дальнейших бухгалтерских проводок.
Система учёта также служит основой для финансовой отчётности, которую компании должны подавать периодически.[4]
Базовым блоком в такой системе является счёт, который может быть определен как место для записи стоимости и изменения в стоимости (сложения и вычитания) для одной конкретной цели. На самом деле, "конкретные цели" делятся на два вида, и они включают в себя пять категорий счетов:
Во-первых, есть так называемый "балансовый" вид счетов:
Счета активов: ценные вещи, которые находятся в собственности и используются на бизнес (наличность в кассе, дебиторская задолженность).
Счета пассивов (кредиторской задолженности): долгов в бизнесе (расчёты с поставщиками, по заработной плате).
Эквити счета: владелец капитала, нераспределенная прибыль.
Во-вторых, существуют так называемые "счета результатов".
Счета доходов: суммы, полученные от продажи товаров и услуг (выручка от реализации продукта, начисленные проценты доходы).
Счета расходов: расходы, понесенные в процессе хозяйственной деятельности (прямые трудовые затраты, расходы на рекламу).
Каждая финансовая сделка для компании, отражается как изменение в учётной записи. Если компания использует учёт по принципу двойной записи (как делают почти все компании), каждая финансовая операция вызывает два равных и встречных изменения учётной записи, изменение одного счёта называется дебет и изменение другого счёта называется кредит.
В системе двойной записи, значение каждой операции по счёту зависит от того, к какой из пяти категорий счетов учётная запись принадлежит. [5]
План счетов бухгалтерского учёта – классификация общей номенклатуры синтетических показателей бухгалтерского учёта. В Российской Федерации разработан и используется единый План счетов, утверждённый Министерством финансов РФ 31 октября 2000 года № 94н.
Следует отметить, что в нашей переходной экономике, новый план счетов открыл для собственников огромные возможности в формировании учётной политики предприятия и тем самым в варьировании величины финансового результата. Для государства новый план счетов имел печальные последствия. Выбор учётной политики и возможность произвольной оценки отдельных видов имущества позволяют легальными способами уходить от налогов. Эти тенденции усилились в связи с принятием Закона о бухгалтерском учёте.
В связи с этим остаётся предположить, что система счетов и двойной записи будет продолжать активно изучаться и совершенствоваться.
[1] Соколов Я. Лука Пачоли: Человек и мыслитель. // В кн.: Пачоли Л. Трактат о счета́х и записях М.: Финансы и статистика, 1994.
[2] Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
[3] Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Раздел VIII. Федеральные налоги. Глава 21. Налог на добавленную стоимость. Статья 169. Счёт-фактура
[4] Наринский А.В. О сущности двойной записи.// Бухгалтерский учёт, 1994, №8.
[5] Ануфриев В.Е. Классификация счетов бухгалтерского учёта.// Бухгалтерский учёт, 2001, №9.