ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рыжова И.А. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных для родителей и дошкольников. Это начало нового этапа в жизни дошкольников. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность становится ведущей для ребенка. А.И. Запорожец говорил, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.»[3; с. 11].

Мотивационная готовность к школьному обучению является одной из важнейших проблем в психологии. Данной проблемой занимались множество зарубежных и отечественных психологов (Л.И. Божович, Дж. Брунер, М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, Р. Заззо, А.И. Запорожец, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, О.Е. Смирнова, В.Д. Шадриков).

По мнению М.Р. Гинзбурга, мотивация достаточно разнообразна. При изучении мотивации он выделил несколько мотивов, которые наиболее существенны в мотивации обучения: «познавательные мотивы, социальные мотивы, позиционный мотив, внутренний и внешний мотивы» [2; с. 52].

По мнению О.Е. Смирновой, мотивационная готовность это, прежде всего стремление к новой позиции – позиции школьника. Заключается это в отношении к учебной деятельности, к школе в целом, к учителям, к ученикам и т. д. В старшем дошкольном возрасте «преобладают социальные мотивы, которые за собой ведут отношение ребенка к новому значимому взрослому – учителю» [3; с.321].

А.Л. Венгер,К.Н. Поливанова, говоря о мотивационной готовности к школе, считали, что ребёнок должен выделять для себя учебное содержание, а не значимого взрослого, т.е. учителя:«Учитель и учебное содержание для ребёнка должны быть разделены» [3; с.325].

В.С. Мухина, говоря о проблеме мотивационной готовности, выделяла: внутреннюю позицию школьника, отношение с другими детьми, отношение к учителю и отношение к самому себе.

Л.И. Божович характеризует внутреннюю позицию школьника как центральное новообразование: «Внутренняя позиция школьника это система потребностей и стремлений дошкольника, которые связывают его со школой, т. е. ребенок отказывается от так называемой игровой жизни и начинает интересоваться учебной деятельностью в целом, а также к школьным предметам, атрибутики и т. д» [1; с. 122].

Целью нашего исследования явилосьизучение мотивационной готовности дошкольников 6-7 летнего возраста в аспекте посещаемости ДОУ.

Гипотеза исследования: опираясь на психологические исследования относительно того, что мотивация является одним из важных компонентов психологической готовности к школьному обучению, мы предполагаем, что у дошкольников 6-7 летнего возраста, посещающих и не посещающих ДОУ, выявятся существенные различия в мотивационной готовности к школе.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы мотивационной готовности у старших дошкольников.

  2. Изучить особенности мотивационной готовности у детей 6-7 летнего возраста, посещающих ДОУ.

  3. Изучить особенности мотивационной готовности у детей 6-7 летнего возраста, не посещающих ДОУ.

  4. Выявить степень различия уровня мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста, посещающих ДОУ и не посещающих ДОУ.

  5. Сформулировать психолого – педагогические рекомендации по повышению уровня мотивационной готовности.

Методы исследования: анализ литературы по данной проблеме, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования, сравнительный анализ результатов с использованием метода математической статистики – метод – U – критерий Манна Уитни.

Методики исследования:

  1. При изучении психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, была использована методика «Сказка» разработанная Н.И. Гуткиной. Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

  2. При изучении сформированности мотивов учения и выявления ведущего мотива, была использована методика «Определение мотивов учения» разработанная М.Р. Гинзбургом.

Выборка: в эксперименте участвовало 60 дошкольников (30 старших дошкольников посещающих ДОУ и 30 старших дошкольников не посещающих ДОУ). Эксперимент проводился на базе ООО «Фитнес - Менеджмент» г. Кстово и на базе МБДОУ №9 «Рябинушка» г Кстово.

По результатам методики Н.И. Гуткиной можно сказать, что у детей посещающих ДОУ, преобладает познавательный мотив (90%), а у детей, не посещающих ДОУ, - игровой (57%). Это свидетельствует о тос, что в дошкольных учреждениях больший акцент уделяется познавательному развитию. Дети, не посещающие ДОУ, имеют меньше представлений о школе. С ними занимаются родители, бабушки или няни. Больший акцент у таких детей уделяется играм.

По результатам методики М.Р. Гинзбурга можно сказать, что у детей, посещающих ДОУ, высокий уровень мотивационной готовности к школе, а у детей, не посещающих ДОУ, сниженный уровень мотивационной готовности к школе.

Исходя из сравнительного анализа результатов по критерию Манна – Уитни, мы делаем вывод, что мотивационная готовность к школьному обучению детей, посещающих и не посещающих ДОУ, существенно различается. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

В ходе исследования было установлено, что детям, которые не посещают ДОУ, было тяжело отвечать на вопросы данной методики. Также было замечено, что дети, не посещающие ДОУ, проявили меньший интерес к участию в исследовании. По нашему мнению, дошкольные учреждения помогают ребёнку подготовиться к школе и развивают у них познавательный интерес к учению. У детей, посещающих ДОУ, более развиты представления о школе, а вот дети, не посещающие ДОУ, под словом школа, понимают различные школьные предметы, перемены, друзей и т.д.

В ходе нашего исследования, было установлено, что дети, посещающие ДОУ, чаще играют в школу, чем в другие сюжетно – ролевые игры. А дети, не посещающие ДОУ, напротив, играют чаще в «дочки – матери», «кухню», магазин и т. д.

Таким образом, личностная готовность подразумевает под собой отношение дошкольника к учёбе, к школе, к учителю, к самому себе. В личностную готовность входит мотивационная сфера, готовым к школе считается тот ребенок, которого в школе привлекают не внешние признаки (портфель, пенал, перемены, тетради, учебники и т.д.), а возможность получать новые знания. Будущий школьник должен управлять произвольно своим поведением и познавательной деятельностью, а это возможно лишь при сформированной иерархии мотивов. У дошкольника должна быть развита учебная мотивация. Используя материалы М.А. Панфиловой, М.Н. Кабановой, мы сформулировали психолого-педагогические рекомендации для родителей и воспитателейпо повышению уровня мотивационной готовности к школьному обучению у старших дошкольников.

Литература:

1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред.А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца.- М: АПН РСФСР, 1948. - с.122-131.

2. Гинзбург М.Р. Условия развития мотивационной готовности детей к школе// Вопросы психологии. 1996. № 6.

3. Смирнова О.Е. Психология ребёнка: от рождения до семи лет. - М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997. – 372 с.

 

5

 

Просмотров работы: 804