СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ТРУДНОСТИ И ПОИСК ПУТЕЙ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ: ТРУДНОСТИ И ПОИСК ПУТЕЙ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Кузнецова А.И. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нестабильное состояние социально-экономического развития и коренные преобразования во всех сферах современного общества России способствовали проявлению разнообразных социальных проблем, среди которых: духовно-нравственный кризис личностного становления молодежи, проявление девиантного поведения в молодежной среде, преобладание материальных ценностных ориентаций над духовными, ослабление значимости социальных институтов общества, недостаточная эффективность системы образования, направленной на воспитание социально-зрелой, нравственной личности, что приводит к дезориентации и дезадаптации личности в современном социуме. Сложившаяся ситуация в обществе способствует росту преступности в молодежной среде.

Для личностей, осуществляющих противоправное поведение и преступивших нормы морали и закона, создаются специализированные исправительные учреждения, которые выполняют функции создания позитивных условий для физико-психического, социального, нравственного развития, формирования гражданской позиции, положительных качеств, социальных и трудовых навыков, преодоления социальной дезориентации и дезадаптации в обществе. Однако результаты статистических данных и ряда научных исследований (Ю.В. Баранов, А.П. Михайлов, Б.А. Пайзулаева, А.М. Шевченкои др.) доказывают, что большая часть выпускников пенитенциарных учреждений (53%) через непродолжительный отрезок времени после освобождения снова совершают противозаконные деяния, другая часть (12%) становится лицами без определенного места жительства, 10% не способны найти работу или получать дальнейшее образование.

В связи с этим роль образовательно-воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения, направленной на исправление осужденного, существенно возрастает. Перед пенитенциарными учреждениями стоит сложная задача – способствовать процессу ресоциализации личности осужденного и оказывать эффективное влияние на его духовно-нравственное развитие, формирование социально-зрелой, адекватной гражданской позиции и приобретение положительного социального опыта в образовательно-воспитательном процессе. Для решения таких задач в сфере государственной политики разработана и внедрена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года1, призванная модернизировать пенитенциарную систему. Так, по принятой концепции, к 2016 году воспитательные колонии будут преобразованы в воспитательные центры, в которых предусматривается изменение условий реализации образовательного процесса.

Основные образовательно-воспитательные проблемы в пенитенциарном учреждении заключаются прежде всего в недостаточном уровне организации и реализации системы организационно-педагогических и нормативно-правовых условий, а также специфика внешних и внутренних условий (по Ю.К. Бабанскому)[5], которые позволяли бы при их осуществлении наиболее эффективно достигать образовательные цели. Отсутствие или неполнота реализации необходимых условий приводят к кризисам и барьерам в обучении, затрудняющих процесс ресоциализации.

Так, среди учебно-воспитательных проблем в образовательном процессе пенитенциарного учреждения можно выделить следующие:

  •  
    1. Недостаточная полнота реализации организационно-педагогических условий:

- отсутствие специализированных пенитенциарных педагогических технологий, применимых к разнообразным типам исправительных учреждений;

- отсутствие или трудности в разработке и реализации педагогического сопровождения осужденного на пути перевоспитания и получения образования, с учетом специфических особенностей условий пенитенциарного учреждения, а также индивидуально-личностных особенностей его субъектов;

- проблема подготовки квалифицированных педагогических специалистов, обладающих знаниями и навыками эффективной социально-педагогической работы с осужденными;

2. Влияние внешних условий:

- общественные условия – специфический характер криминогенной среды;

- частичная изоляция осужденного от социума, что затрудняет ему реализовывать социально-значимое взаимодействие со сверстниками, старшим поколениям, осуществлять обмен социально-культурным опытом;

- низкий уровень организации культурных условий для формирования культурно-эстетических, нравственных компетенций личности осужденного;

- недостаточность разработки реализации регулирования образовательного процесса пенитенциарного учреждения в нормативно-правовых актах и системе уголовно-исполнительного законодательства.

3. Сложности, заключающиеся в субъективных психолого-педагогические условиях пенитенциарного учреждения:

- низкий уровень личностного потенциала субъектов педагогической деятельности;

- низкая или неопределенная степень значимости личных целевых приоритетов осужденных;

- полное отсутствие или затруднения в реализации индивидуально-персонифицированного подхода к каждому подростку в образовательном процессе.

4. Трудности, определяемые специфическими условиями пенитенциарного учреждения:

-влияние особенностей социально-демографического состава обучаемых в пенитенциарном учреждении;

- недостаточность наличия материально-технических возможностей и оборудования учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении;

- низкий уровень возможностей воспитательной среды пенитенциарного учреждения (в связи с криминогенным влиянием);

- подвижность численного субъектного состава ученического коллектива в пенитенциарном учреждении;

-характер морально-психологической атмосферы в ученическом коллективе пенитенциарного учреждения.

Характер морально-психологической атмосферы пенитенциарного учреждения обуславливает также наличие социально-психологических персональных кризисов и барьеров осужденных в образовательном процессе:

-негативное отношение к месту пребывания и нахождению в нем, к целевым установкам педагогического коллектива пенитенциарного учреждения;

- восприятие осужденным воспитательного влияния на его личность со стороны педагогического коллектива как наказание (отсюда латентная или явная сопротивляемость обучаемого к процессу исправления);

- чувство психологической подавленности и потерянности осужденного;

- дезадаптация деликвента к условиям пенитенциарного учреждения;

- дезориентация, нарушения социально-значимых связей личности с обществом, родителями, сверстниками и т.д.;

- размытость или недостаточная определенность личных приоритетов осужденного в образовании и жизнедеятельности в общем;

- наличие стереотипности мышления, ложных идеалов, жизненных позиций и принципов, обусловленных криминогенной средой.

Исходя из анализа образовательно-воспитательных проблем в условиях пенитенциарного учреждения, барьеров и кризисов образовательного процесса, специфики и особенностей личности осужденного, социально-педагогическая деятельность осуществляется на основе определенных принципов и методов.

Среди значимых принципов осуществления социально-воспитательной деятельности в пенитенциарном учреждении, при которых осуществляется смещение вектора осмысления направленности воспитательного воздействия на осужденного не только как лишь на объекта, но как на равноправного субъекта педагогического процесса, выделяются:

  1. Принцип уважения и признания личности осужденного. Одним из значимых основ осуществления педагогического процесса является его гуманизация, как признание личность человека абсолютной ценностью.

  2. Принцип событийности в образовательно-воспитательном процессе осужденных. Принцип событийности в воспитательной деятельности впервые встречается в работах А.С. Макаренко, утверждавший, что наличие ярких событий в образовательной среде является стимулом для эффективного развития воспитанников[6].

  3. Принцип доверия и успеха. Подросток, оказавшийся в условиях пенитенциарного учреждения дезадаптирован, подавлен, зачастую агрессивен, негативно настроен к окружающим. Для снятия такого барьера необходимо выстраивать взаимоотношения с осужденным на принципе доверия и успеха. Принцип доверия тесно взаимосвязан с принципом веры педагога в возможность исправления личности осужденного. Вера в человека способна открыть новые резервы и потенциалы его развития, а также развивает уверенность самого осужденного в позитивную перспективу ресоциализации. Важным моментом снятия психологической напряженности и педагогического сопровождения воспитанника является создание ситуации успеха. Важным является доказать осужденному результативность, положительную динамику в процессе его исправления. Как только он будет ощущать, что позитивные изменения есть и они положительно влияют на его жизнь, процесс ресоциализации будет протекать более эффективно.

  4. Принцип сотрудничества и субъектности осужденного в условиях пенитенциарного учреждения. Педагогическая деятельность должна основываться на принципе сотрудничества между педагогом и воспитанником, так как необходимым условием эффективного исправления является осознанное стремление воспитанника к возвращению в нормальную, социально-здоровую жизнь.

Список литературы

  1. Баранов, Ю.В Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социолого-антропологических воззрений и социальной философии / Ю.В. Баранов. – СПб.: Изд. Р.Асланова « Юридический центр Пресс», 2006. – 275 с.

  2. Михайлов, А.П. Альтернативные стратегии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: социокультурный анализ: монография / А.П. Михайлов; под ред. Г.С. Денисовой. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2006. – 160 с.

  3. Пайзулаева, Б.А. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в пенитенциарных учреждениях: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Пайзулаева Бурлият Айгумовна. – Махачкала, 2011. –149 с.

  4. Шевченко, А.М. Социокультурная обусловленность ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений: автореф. дис. …д-ра социол. наук: 22.00.06 / Шевченко Александр Михайлович. – Ростов н /Д., 2004. – 45 с.

  5. Педагогика/ под ред. Ю. К. Бабанского, - М.: Педагогика, 1988. – 432 с.

  6. Макаренко, А.С. Собрание сочинений / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2012.

1

Просмотров работы: 768