ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБОВ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ СПОСОБОВ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Бороздина Я.Ю. 1
1Российский экономический университет им Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России наблюдается рост преступлений, связанных с производством и сбытом фальсифицированных и/или контрафактных товаров. Поступающие на внутренний рынок фальсифицированные товары нарушают права потребителей и владельцев товарных знаков. Кроме того, это оказывает негативное воздействие на экономику государства, представляет угрозу жизни и здоровья потребителям такой продукции, затрагивает интересы всего общества. Для решения проблемы с производством и оборотом контрафактной продукции необходима четкая законодательная база и совместное действие заинтересованных в ее решении субъектов.

В современных условиях контрафактное производство обособилось в своеобразный рынок, который характеризуется особыми признаками, масштабами и спецификой экономической организации.

Контрафактное производство оказывает влияние на инновационное развитие национальной экономики. Инновация, посредством развития и использования идей для производства новых товаров и процессов, можно считать основным средством экономического роста. Фиксировать свои права производители могут через патенты, торговые марки и авторские права. Для того чтобы развивать новые идеи и продукты необходим стимул, который должен подкрепляться защитой своих прав на интеллектуальную собственность. В настоящее время, инновационная индустрия является объектом, который в наибольшей степени подвержен такому явлению как контрафакция. Это связано с тем, что в некоторых отраслях данной индустрии научно-исследовательские затраты прямым образом связаны с реализацией новых продуктов на рынке, а также, связаны с получением прибыли, которая должна превышать прибыль от производства традиционных продуктов. Страна, имеющая богатую и постоянно развивающуюся интеллектуальную собственность может занимать лидирующее положение на мировом экономическом рынке. Поэтому, защита интеллектуальной собственности на правовом уровне будет стимулировать развитие инновационного потенциала страны, поможет увеличить инвестиционный фонд, вкладываемый в исследования. Все это будет способствовать развитию важных отраслей промышленности, и поднимать экономический уровень страны. Актуальность данного исследования заключается в необходимости рассмотрения способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств как проблемы комплексной. Предметом являются особенности, присущие способам незаконного перемещения товаров и транспортных средств.

Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:

1. Рассмотрение сущности незаконного перемещения товаров;

2. Анализ способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств. Информационной базой послужила современная научная и периодическая литература. Методологическую основу написания работы составляют сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.

Классификация товаров должна фиксировать закономерные связи между различными товарами с целью определения места конкретного товара в системе, которое указывает на его свойства. Классификация имеет важное значение в вопросах управления качеством и ассортиментом товаров, товародвижения, а также при любых подходах к решению задач систематизации товаров1.

Она позволяет изучать в обобщенном виде (по товарным группам) огромное количество разнообразных товаров и рационально организовать торговлю ими.

Ассортимент товаров большой, в связи с этим невозможно достаточно полно изучить каждый вид и разновидность товаров, если не сгруппировать и не систематизировать их, распределив по отдельным подразделениям. Этим целям и служит классификация. В торговой практике классифицируют товары и их свойства, показатели качества и др. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует универсальной системы классификации товаров, охватывающей все известные критерии, признаки и свойства товаров, в мировой практике используют методы деления множества товаров на классификационные группировки, проверенные эмпирическим путем и используемые только для удобства организации внешней торговли.

Развитие товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности как дисциплины и рациональная организация торговли невозможны без использования классификации товаров. Применение классификационных признаков, характеризующих потребительные свойства товаров и уточняющих их назначение, важно для развития научных основ товароведения, а, следовательно, и ТН ВЭД. В целях обеспечения научного подхода к классификации товаров в ее основу должны быть положены следующие основные требования:

1. Классификация должна преследовать определенную цель, строиться на научной основе, иметь научную и практическую значимость.

2. При классификации нужно целое множество разделять на части по одному признаку, при этом ведущим признаком следует считать назначение товара. При определении следующих признаков большое значение имеет вид товара.

3. Классификация должна обеспечивать максимальную обозримость всей совокупности признаков и составляться так, чтобы вся номенклатура товаров определенного назначения была охвачена.

4. Подразделение на виды и разновидности в классификации должно основываться на соподчиненности, при этом большое значение имеют функциональные взаимоотношения между классификационными категориями высшего уровня и подчиненными категориями.

5. В правильно построенной классификации каждый из последующих признаков должен конкретизировать признак предыдущего этапа деления.

6. При классификации товаров должно быть осуществлено решение таких вопросов, как выбор числа классификационных уровней их наименования, числа подуровней в каждом уровне, оценка возможности цифрового кодирования выбранных уровней и подуровней с помощью десятичной системы классификации и кодирования2.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что вся совокупность действующих классификаторов подразделяется на следующие категории: общесоюзные, межотраслевые, отраслевые, республиканские, классификаторы предприятий и т. д. Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под «ввозом» понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные законодательством действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под «вывозом» – подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

В соответствии с Конвенцией учреждается Комитет по Гармонизированной системе, состоящий из представителей каждой Договаривающейся стороны.

Договаривающиеся стороны не берут на себя никаких обязательств в том, что касается ставок таможенных пошлин.

К настоящему времени Конвенцию о применении Гармонизированной системы описания и кодирования товаров подписали более 80 государств мира, Россия вошла в число этих стран 1 января 1991 года3.

Существует достаточно много нормативно-правовых документов по классификации, производству, ввозу и вывозу продукции, в частности алкогольной. Для этилового спирта создано несколько ГОСТов в зависимости от вида этилового спирта: ГОСТ 131–67 – этиловый спирт-сырец; ГОСТ 5962–67 – спирт этиловый ректификованный; ГОСТ 5963–67 – спирт этиловый питьевой. Для коньяков – ГОСТ 13741–91, ГОСТ 13741–91, для ликеров – ГОСТ 1706–88 и т.д.

Таким образом, очевидно, что в сфере таможенного законодательства существует множество нормативно-правовых документов по классификации товаров.

Приобретая товары на рынке или в магазине невозможно быть полностью уверенным в том, что лицо, указанное на упаковке или этикетке, является производителем данного товара. Недобросовестные предприниматели, не заинтересованные в создании и продвижении новых торговых знаков, прибегают к заимствованию брендов, занимающих устойчивое положение на рынке потребительских товаров.

В Гражданском кодексе РФ понятие контрафактных товаров определяется как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение» (Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака).

Контрафактные товары — это товары, которые незаконным путем копируют или дублируют, используя без разрешения уже зарегистрированные торговые марки, тем самым ущемляя юридические права законных владельцев.

На сегодняшний день, для всех государственных и предпринимательских структур наиболее актуальной проблемой остается проблема, которая связана с усилиями по принятию мер против незаконного копирования и поддельного производства. В первую очередь, необходимость противодействия контрафакции связана с тем, чтобы стимулы к увеличению инновационных идей и проектов не были подорваны. Кроме того, поддельное производство и незаконное копирование оригинальных товаров является одним из факторов, тормозящих экономический рост государства.

Проблемой социального характера в аспекте борьбы с контрафактной продукцией выступает тот факт, что поддельное производство и незаконное копирование в понимании общества не являются теми преступлениями, которые представляют опасность для социума, наряду с уголовными и другими видами противозаконных деяний. Поэтому, этим можно объяснить постоянно возрастающий ассортимент контрафактных товаров. На сегодняшний день область контрафактных товаров достаточно обширна и включает в себя как особо дорогие предметы потребления (часы, дизайнерская одежда), так и продовольственные товары, и фармацевтические продукты. Данные товары оказывают прямое влияние на личную безопасность и здоровье населения страны.

Товарные классификаторы, действовавшие до момента ввода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, представляли собой перевод на русский язык англоязычных версий международной основы ГС. Последняя номенклатура, ТН ВЭД ТС, основана на международной согласованной русскоязычной версии третьего издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, что в некоторой степени сняло часть проблемы, связанной с некачественным переводом.

Непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, и возбуждение дела происходит, как правило, при проведении таможенными органами различных мероприятий в рамках таможенного контроля.

Таможенный контроль - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства.

Классификации действий таможенных органов по осуществлению таможенного контроля:

В зависимости от объекта:

– таможенный контроль товаров;

– таможенный контроль транспортных средств международной перевозки.

В зависимости от направленности движения товаров различается:

– таможенный контроль ввозимых на территорию ТС товаров;

– таможенный контроль вывозимых с территории ТС товаров.

По времени проведения таможенного контроля:

– предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);

– текущий (осуществляемый после ввоза товаров и транспортных средств м/н перевозки и до их выпуска),

– последующий (проводимый после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем, срок- три года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем).

Формы таможенного контроля — это отдельные категории проверочных действий таможенных органов, направленных на осуществление таможенного контроля.

Виды таможенного досмотра различаются в зависимости от:

– оснований проведения досмотра (основной, повторный, идентификационный);

– объекта досмотра (досмотр товаров и досмотр транспортных средств м/н перевозки);

– углубленности досмотра (с частичным вскрытием грузовых мест, с пересчетом и взвешиванием, со вскрытием упаковки и т.д.).

Официальная статистика 2014 года говорит о том, что на Российском рынке продуктов питания представлено до 30 % контрафактной продукции. Считается, что доля контрафактного алкоголя в России составляет около 40 % от объема реализуемой продукции, до 30 % — кофе и чая, от 30 % до 50 % — молочных и мясных консервов.

Кроме того, на сегодняшний день выделена «золотая тройка» контрафактной продукции, в которую входят алкоголь, кондитерские изделия и одежда.

«Параллельный импорт», или, его также называют «серый импорт», — это импорт товаров с нанесенным на них товарным знаком без получения обязательного согласия правообладателя данного товарного знака, который осуществляется «параллельно» и независимо от импорта данного товара правообладателем. Иными словами, любая независимая организация сможет осуществлять ввоз любых товаров различных марок (например, автомобили Volvo, продукцию Apple) без получения на то специального разрешения от российских представителей этих компаний и перепродавать их на российском рынке. Однако для этого необходимо соблюдать два обязательных условия:

1. Данные товары должны быть введены в оборот за пределами России, т. е. данные товары должны свободно продаваться, покупаться, обмениваться на территории иностранного государства, в котором независимые организации будут приобретать данный товар и осуществлять ввоз в Россию,

2. Данные товары не должны быть контрафактными, т. е. на данных товарах, этикетках и упаковках товаров не должны незаконно размещаться товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Иными словами, данные товары не должны быть поддельными.

Так называемый «параллельный импорт» товаров действует в странах Европейского Союза. Он базируется на международном принципе исчерпания исключительного права на товарный знак. Так, например, товар, произведенный и введенный в оборот (т. е. подлежащий свободной продаже, покупке, обмену), например, в Италии, может быть ввезен на территорию любой другой страны-члена ЕС без получения специального согласия правообладателя.

При привлечении лиц к уголовной ответственности за контрабанду (ст. 188 УК РФ) необходимым признаком объективной стороны состава преступления должно быть действие по перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу РФ. При выявлении случаев перемещения товаров (предметов) с сокрытием от таможенного контроля либо помимо таможенного контроля при фактическом пересечении лицом сухопутной таможенной границы РФ, как правило, не возникает сложностей с квалификацией действий такого лица по ст. 188 УК РФ. Однако в случаях сокрытия лицом ввозимых товаров (предметов) уже после пересечения таможенной границы РФ (далеко не все товары досматриваются в пунктах пропуска через таможенную границу РФ), но до прохождения (и в целях беспрепятственного прохождения) «внутренней» таможни, действия такого лица, при понимании под перемещением только фактического пересечения таможенной границы РФ, не могут быть квалифицированы как контрабанда, поскольку товары (предметы) ввозятся (пересекают границу) с соблюдением закона и лишь затем скрываются от таможенного контроля.

Еще большие сложности возникают при квалификации по ст. 188 УК РФ действий лиц, перемещающих в РФ товары (предметы) с обманным использованием документов либо с недостоверным декларированием таких товаров (предметов).

В тех случаях, когда представление таможенному органу РФ на ввозимые товары или транспортные средства поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам (ст. 278 ТК РФ), либо недостоверное декларирование таких товаров происходит во «внутреннем» таможенном органе РФ или, тем более, при изменении таможенного режима таких товаров и транспортных средств, привлечение лиц к ответственности за контрабанду невозможно, поскольку действия этих лиц не являются действиями по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В 2013 году в Сибири было выявлено около 60 % контрафактных кондитерских изделий из общего объема контрафакта. В августе 2015 года в Екатеринбурге в ходе проверки 13 тонн кондитерских изделий было забраковано почти 3,5 тонн кондитерских изделий. Что составило около 26 %, по сравнению с 16,6 %, зафиксированных в 2014 году. В этот показатель входил и контрафакт, который выявляли в крупных розничных сетях. Сети обвинялись в недолжном контроле за качеством постигаемой продукции и нарушении хранения кондитерских изделий.

В апреле 2014 года решением Арбитражного суда Приморского края в пользу ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт», ОАО «ТКФ «Ясная Поляна» и ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» с приморской кондитерской фабрики за незаконное использование товарных знаков взыскана компенсация в сумме 12 300 000 рублей.

После этого ЗАО «Приморский кондитер» было вынуждено переименовать большинство производимой продукции. Но, по мнению «Объединенных кондитеров», новые названия схожи до степени смешения с товарными знаками их фабрик.

На сегодняшний день в Арбитражном суде Приморского края рассматривается дело по исковому заявлению ОАО «МКФ» «Красный Октябрь» и ОАО «Рот Фронт» о взыскании компенсаций в размере 135 000 000 рублей.

Такое развитие событий для ЗАО «Приморский кондитер» может привести к тому, что прекратится производство или исчезнут наименования, которые ассоциируются у потребителей с высоким качеством. Выходом из такой ситуации могут быть изменения в сфере законотворческой деятельности, а также принятие решений на уровне федерального антимонопольного органа.

Несомненно, легализация «параллельного импорта» окажет положительный эффект на российский рынок, в частности усилится конкуренция и произойдет снижение розничных цен товары, которые в настоящее время завозятся в нашу страну лишь официальными представителями. Однако, как у любой медали есть оборотная сторона, так и у любого нововведения есть свои отрицательные последствия, которых для получения успешного результата проводимых преобразований должно быть в разы меньше, чем положительных. В отношении легализации «параллельного импорта» дело обстоит полностью наоборот. Отмена национального принципа исчерпания исключительно права на товарный знак может привести к:

1. Снижению инвестиций иностранных компаний в российскую экономику, а именно в производства «иностранных» товаров в России.

2. Увеличению доли контрафактной продукции из-за ослабления таможенного контроля.

3. Фактическому отсутствию ответственности за продукцию ненадлежащего качества в связи с тем, что импортером может стать абсолютно любая компания, в том числе — фирма- «однодневка».

4. Ухудшению качества послепродажного сопровождения продукции.

5. Зависимости экономики России от импорта, а не от развития собственной промышленности.

Развитие конкуренции и свобода перемещения товаров, несомненно, являются неотъемлемыми составляющими любого развитого и развивающегося государства с рыночной экономикой. Однако, принимая решение о проведении такого коренного преобразования, как отмена запрета на «параллельный импорт» и ввод в России международного принципа исчерпания исключительных прав на товарный знак, стоит еще раз тщательно изучить данную область деятельности, чтобы в очередной раз не сложилась ситуация, при которой «хотели, как лучше, получилось как всегда».

В ходе исследования вопроса было выявлено, что контроль классификационного кода товара в соответствии с заявленными документами является одной из важнейших проблем, стоящих перед таможенниками, поскольку именно от правильности определения классификационного кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, применяемой для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, зависит объём полученных таможенных платежей, которые составляют значительную часть государственного бюджета России.

Область контрафактного производства является привлекательной средой для развития преступности, так как подделывание и незаконное копирование приносит достаточно большие доходы, имеет низкий риск разоблачения и относительно невысокие штрафы. Отсюда могут возникать преступные сети и организованная преступность.

Кроме того, хочется сказать и про негативное влияние контрафактного производства на окружающую среду. Ведь поддельные товары могут оказывать разрушающее воздействие на экологию, в силу того, что в большинстве своем, произведены они не типичными для данного продукта способами.

Еще одна проблема контрафактного производства состоит в том, что контрафакция может принять направление основной тенденции развития экономики страны. Это связано с тем, что контрафактное производство встречается на пути становления каждой экономики. И важно, будет ли контрафакция определять направление развития этой экономики или всё же отойдет в тень.

Проводимая в стране административная реформа самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных органов. Действующее законодательство включает таможенные органы в систему правоохранительных и военизированных органов, а их деятельность направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности4 Российской Федерации, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и на соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Одно из наиболее важных стратегических направлений совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации в настоящее время заключается в выявлении и пресечении преступлений и правонарушений в таможенной сфере. Это обусловлено тем, что развитие таможенного законодательства в части привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил способствует реальной интеграции нашего государства в Европейское сообщество.

В последнее время приобретение поддельной продукции приобрело массовый характер, это привело к увеличению объемов рынка контрафактных товаров. Кроме того, стабильная прибыль, современные технологии производства, уменьшающие затраты и время на производство незаконной продукции, не только усилили позиции недобросовестных производителей, но и вовлекли в эту деятельность производителей оригинальных товаров. Данная тенденция имеет очень негативные последствия для экономики страны.

Для того, чтобы решить проблему с контрафактной продукцией необходимо обеспечить защиту товарных знаков и географических указаний для владельцев товарных знаков.

1 Горелова А.С. Актуальные вопросы классификации товаров по ТН ВЭД ТС в условиях членства РФ в ВТО // Актуальные вопросы таможенного дела в условиях членства России в ВТО: сборник материалов

научно-практической конференции факультета таможенного дела Российской таможенной академии. –

М.: Изд-во Рос. тамож. акад., 2014. - С. 52

2 Трунина Е.В., Федасова Ю.В. К вопросу об унификации административно-деликтного законодательства государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС // Административное право и процесс. - М.: Юрист,

2013, № 8. - С. 70

3 Боброва О.Г. Место взаимной административной помощи в системе мер по борьбе с нарушениями таможенного законодательства // Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и участников

студенческого научного кружка кафедры административного и таможенного права. - М.: Изд-во Рос.

тамож. акад., 2012, Вып. 2. - С. 143

4 Решетников О.М. Административно-правовой статус субъектов права в начале нового тысячелетия//Вопросы гуманитарных наук. 2013. № 6 (69). С. 102-103.

Просмотров работы: 3115