НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КОГНИТИВНЫМИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ НА БАЗЕ ДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КОГНИТИВНЫМИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (НА ПРИМЕРЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ НА БАЗЕ ДЕ

Бояринцева И.В., Бубновская О.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ключевые слова: Дети с особыми возможностями здоровья (далее - ОВЗ), когнитивные и поведенческие нарушения, расстройства аутистического спектра (далее - РАС), нейропсихологическая коррекция, психофизиологическое развитие, абилитация.

Резюме: на основе научной аксиомы о том, что воздействие на сенсомоторный уровень детей с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций, была создана коррекционно-развивающая группа для детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, в ходе проведения которой выявлено, что подобные занятия благотворно влияют на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие исследуемых детей.

В работе представлен пример трех комплексных занятий, разных по степени сложности, составленных на основе наработок Семенович А.В. и Сиротюк А.Л.

Keywords:children with special abilities (hereinafter - HIA), cognitive and behavioral disorders, disorders of autism spectrum (hereinafter - ASD), neuropsychological correction, psychophysiological development, abilitation.

Аbstract: developing group of children with HIA, cognitive and behavioral disorders including those with ASD was created based on scientific axiom that the effect to the sensorimotor level of children taking into account the general laws of ontogeny causes activation of all higher mental functions development. According to studies it was found out that such exercises have good influence for the neuropsychological and psychophysiological development of children studied.

The report is an example of three complex classes, of different degrees of complexity, developed on the basis of developments Semenovich A.V. and Sirotyuk A.L.

В современном обществе возросло число детей с особыми возможностями здоровья, на фоне которых дополнительно формируются различные когнитивные и поведенческие нарушения [1].

Отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические (то есть нарушающие и/или искажающие процессы развития) механизмы, формирующие качественно новые варианты индивидуальных различий и нормы реакции, с преобладанием системных нарушений психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов. Любая форма дизонтогенеза непременно сопровождается дисфункцией тех или иных параметров психической деятельности.

Традиционно методы коррекции детей с ОВЗ разделяют на два основных направления [1]:

  1. когнитивные методы, ориентированные на преодоление трудностей усвоения «школьных знаний» и формирование тех или иных психических функций (например, речи, слухо - речевой памяти, письма, чтения и т.д.);

  2. методы двигательной коррекции (танцы, гимнастика, цигун, у - шу, массаж, ЛФК и т.п.) и телесно - ориентированные психотехники, которые давно зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем. Цель их внедрения - восстановление или формирование у человека контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения для улучшения психического самочувствия и взаимодействий с другими людьми.

Немногочисленные попытки «связать» воедино эти два направления с целью преодоления имеющегося дуализма чаще всего сводятся к обычной суммации: например, в коррекционную программу вводятся и когнитивные, и двигательные методы.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния [1].

Данный подход к диагностике, коррекции, абилитации, профилактике и прогнозу процессов развития методологически опирается на базовые постулаты клинико-эволюционной системной парадигмы (X. Джексон, К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.К. Анохин, Л.А.Орбели, Н.А. Бернштейн, А.С. Шмарьян, Л.О. Бадалян, В.П. Самохвалов и др.); нейропсихологические законы строения, развития и реабилитации мозговой организации высших психических функций (далее - ВПФ) А.Р. Лурия - Л.С.Цветковой и Э.Г.Симерницкой; научно-практические технологии телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Д.Боаделла и др.) [2].

По мнению авторов программ (Сиротюк А.Л., Семенович А.В.), доказавших свою валидность, как эффективный инструмент при работе с различными вариантами отклоняющегося развития, суть данного подхода заключается в аксиоме о том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех ВПФ. Так как он является базальным для дальнейшего их развития, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическим счетом [3].

Основываясь на данную аксиому, была создана группа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.

Исследование было проведено на примере участников коррекционно-развивающих занятий, проводимых на базе детского спортивного клуба «Агама» г. Владивостока. Исследуемая выборка - 5 человек: 4 мальчика и 1 девочка. Возраст детей 5 – 6 лет и один мальчик возрастом 7 лет. Все дети имеют диагноз - РАС, явные поведенческие и когнитивные нарушения.

Курс состоит из 24 занятий. При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на три месяца. Время занятия 50 - 60 минут. Оптимальное число участников группы 5 - 6 человек; возраст: 5 - 9 лет (деление на две возрастные подгруппы).

Так как возможности компенсации когнитивных и поведенческих нарушений существенно повышаются при активном участии родителей в формирующей работе, работа проходит при постоянном присутствии на занятии одного из родителей ребенка.

Рабочая программа заданий для занятий прописывается к каждой группе индивидуально, исходя из первоначальных возможностей и особенностей детей. Однако каждая программа имеет общую цель и ряд задач.

Цель:формирование нейропсихологического и психофизиологического пространства ребенка с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.

Задачи:

  1. развитие высших психических функций;

  2. функциональная активация подкорковых образований мозга;

  3. обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

  4. стабилизация межполушарного взаимодействия;

  5. обеспечение приемов и тонкого анализа модально - специфической информации;

  6. обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней;

  7. развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

  8. развитие двигательной сферы;

  9. развитие коммуникативных навыков;

  10. развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности;

  11. получение опыта позитивных межличностных отношений.

Эти шаги достижения цели составлены с учетом практических наработок Сиротюк А.Л. «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка» и др.

Методологическую основу для разработки программы составляют материалы отечественных и зарубежных экспертов в изучаемой области:нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения (Сиротюк А.Л.); программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка (Сиротюк А.Л.); методика «Коррекция развития интеллекта дошкольников» (Сиротюк А.Л.); нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, метод замещающего онтогенеза (Семенович А.В.); нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте (Семенович А.В.); комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития (Семенович А.В.); методика «Гимнастика мозга» (Деннисон П.И.).

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, включает в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

При реализации программы используются кинезиологические упражнения (адаптированный вариант): комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий, а также телесно - ориентированные, арттерапевтические, восточные (йога, тай-чи, ушу-таолу) психотехники и элементы психодрамы; игры для детей на развитие коммуникативных навыков.

К основным принципам распределения заданий относятся:

  • системность (задания располагаются в определённом порядке);

  • принцип «от простого - к сложному» (задания постепенно усложняются);

  • принцип «повторения» (на занятие всегда присутствуют уже знакомые задания, постепенно к ним добавляются новые);

  • увеличение объёма материала;

  • наращивание темпа выполнения заданий;

  • смена разных видов деятельности.

Каждое занятие имеет одну и ту же четкую структуру, для наглядности используется визуальное расписание с набором карточек, которые отображают определенные блоки заданий.

Перед каждым блоком все участники собираются у визуального расписания, по окончанию блока заданий - карточка снимается с визуального расписания. Тем самым ребенку легче понять структуру занятия, он четко понимает, что сейчас будет происходить и когда все закончиться, тем самым убирается «момент неопределенности», что помогает повысить уровень ощущения внутреннего комфорта и безопасности ребенка.

Структура занятия включает следующие обязательные элементы:

1) приветствие;

2) пальчиковая гимнастика;

3) зарядка (телесные упражнения);

4) упражнения на ковриках;

5) игры вместе;

6) прощание.

Пример трех комплексных занятий, разных по степени сложности, составленных на основе наработок отечественных и зарубежных экспертов, представлен в Приложении 1.

Диагностика детей проводится в два этапа и имеет два временных среза. Первый замер – до начала групповых занятий: родители заполняют предложенные им опросные листы на собрание родителей, а также на первой встрече такие же опросные листы заполняет специалист по каждому отдельному ребенку, на основе своих наблюдений. Второй замер - по окончанию последнего занятия, опросные листы (что и на первом этапе) заполняются также, родителями и специалистом.

По окончанию цикла занятий для родителей организуется собрание, где демонстрируется и анализируется динамика показателей (на основе сравнительного анализа данных до - после, а также анализ каждого отдельного ребенка с учетом мнения родителей, оценивается нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: групповые коррекционно-развивающие занятия позволяют благотворно влиять на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.

Так как изначально не было цели поставить диагноз ребенку, то в качестве психодиагностического инструментария использовались методики, которые могли бы помочь отследить наиболее проблемные зоны в поведенческих и когнитивных нарушениях ребенка, а также помогли бы отследить эффективность коррекционно - развивающей работы. Для этого были использованы следующие методики:

  1. Методика АТЕК [4].

  2. Шкала оценки степени аутизма у детей [5].

По итогам проведения данного исследования и сравнения результатов испытуемых, приведенных в комплексной таблице 1, можно заметить, что уровень состояния каждого отдельного ребенка в целом вырос, состояние улучшилось, однако изменения происходили у детей гетерохронно, в разных сферах и носили индивидуальный характер.

Проанализировав полученные данные, мы можем отметить, что наибольший сдвиг произошел в следующих параметрах оценки:

  • социализация (4 из 5 детей),

  • сенсорные навыки/познавательные способности (3 из 5 детей),

  • здоровье/физическое развитие/поведение (3 из 5 детей).

Полученные данные могут свидетельствовать о том, что гипотеза, поставленная изначально, о том, что групповые коррекционно-развивающие занятия позволяют благотворно влиять на нейропсихологическое и психофизиологическое развитие детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, нашла свое подтверждение.

Интересно отметить, что наименьшие изменения произошли у самого старшего участника группы, что может свидетельствовать о правильности утверждения Сиротюк А.Л. о том, что пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал до 7-летнего возраста [3]. Таким образом, мы можем предположить, что коррекция и абилитация детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС, с более ранних возрастов необходимы.

Таблица 1. Результаты мониторинга показателей нейропсихологического и психофизиологического развития детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС (срезы до – после)

Параметры оценки

Уровень развития

До

После

Испытуемый 1

Речь/Язык/Коммуникативные навыки

Низкий

Низкий

Социализация

Низкий

Средний

Сенсорные навыки/Познавательные способности

Средний

Повышенный

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

Низкий

Средний

Испытуемый 2

Речь/Язык/Коммуникативные навыки

Средний

Повышенный

Социализация

Низкий

Средний

Сенсорные навыки/Познавательные способности

Средний

Средний

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

Средний

Средний

Испытуемый 3

Речь/Язык/Коммуникативные навыки

Низкий

Низкий

Социализация

Низкий

Средний

Сенсорные навыки/Познавательные способности

Средний

Средний

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

Низкий

Низкий

Испытуемый 4

Речь/Язык/Коммуникативные навыки

Низкий

Низкий

Социализация

Низкий

Низкий

Сенсорные навыки/Познавательные способности

Средний

Повышенный

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

Средний

Повышенный

Испытуемый 5

Речь/Язык/Коммуникативные навыки

Низкий

Низкий

Социализация

Низкий

Средний

Сенсорные навыки/Познавательные способности

Средний

Повышенный

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

Средний

Повышенный

В перспективе исследования стоит задача проверить гипотезу на большей выборке детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС. В настоящее время проходит исследование второй экспериментальной группы детей.

Практическая значимость данного исследования в том, чтобы показать, что проблема коррекционной работы с детьми с ОВЗ стоит крайне остро в настоящее время, потому что с каждым годом возрастает число детей с подобными нарушениями[1], и она требует своего решения.

В исследовательской работе предприняты попытки описать нарушения и сделать выводы, которые могут быть полезны в сферах коррекции, абилитации и обучения детей с ОВЗ, когнитивными и поведенческими нарушениями, в том числе с РАС.

Список литературы

  1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2015. — 474 с.

  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.

  3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.

  4. Шкала АТЕК [Электронный ресурс]// Информ. - справочный портал. URL: http: //stopautism.ru/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BA/ (дата обращения 25.12.2015).

  5. Шкала оценки степени аутизма у детей [Электронный ресурс]// Информ. – справочный портал. URL: http://www.aspergers.ru/asd-assessment-scale (дата обращения 25.12.2015).

Приложение 1.

Занятие 1 (начальный уровень)

Название задания

Инструкция

  1. Приветствие

Дети встают в круг, по очереди перекатывают друг другу большой гимнастический мяч (в начале называя свое имя, затем слова приветствия и имя человека, которому передают мяч).

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Пальчиковая гимнастика

(проводиться сидя в кругу, на матах)

-«Колечко»

Поочередно ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

-«Кулак, ребро, ладонь»

Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

-«Лягушка».

Положить руки на пол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости пола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук.

-«Зайчик – колечко – цепочка»

Инструктор показывает три положения пальцев, ребенок воспроизводит сначала вместе с инструктором, а затем по память. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («Зайчик - колечко - цепочка»), произносимыми вслух или про себя.

-«Упражнения с массажными мячиками»

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)

  1. Зарядка

-«Массаж ушных раковин»

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

-«Потянулись—сломались»

Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструктор поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях, в плечах, упали плечи, «повисла» голова, «сломались» в талии, подогнулись колени, «упали» на пол.

Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае).

-«Горизонтальная восьмерка»

Держась за боковые ручки, лабиринт двигают в воздухе, так чтобы шарик «описал» знак бесконечности и не выпал из лабиринта. Повторить 3 - 5 раз.

-«Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

-«Упражнения на балансире»

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Упражнения на ковриках

-«Растяжка «Звезда»

Исходная позиция - лежа на спине, а затем на животе. Ребенку предлагается изобразить своим телом «звезду», слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки. Усложнение заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом — левая рука и правая нога.

-«Медуза»

Лежа на спине, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

-«Качалка»

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед - назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

5)Игры вместе

-Эстафета «Змейка»

По одному участнику дети пробегают змейкой, огибая препятствия, передавая эстафету следующему участнику.

-«Огонь и лед»

Попеременное напряжение и расслабление всего тела. «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом, бег, прыжки и т.д. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.

-«Построй пирамиду»

Две команды наперегонки строят пирамиду, прокатывая каждую деталь.

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)

Занятие 2 (ориентировочно 5-7)

Название задания

Инструкция

  1. Приветствие

Дети встают в круг, по очереди перекатывают друг другу большой гимнастический мяч (в начале, называя свое имя, затем слова приветствия и имя человека, которому передают мяч).

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Пальчиковая гимнастика

(проводиться сидя в кругу, на матах)

-«Колечко»

См. занятие 1.

-«Кулак, ребро, ладонь»

См. занятие 1.

-«Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6 - 8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

-«Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Зарядка

-«Волшебные руки»

Предложите детям представить, что их руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Вращаем прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая вперед, левая назад).

-«Паровозик»

Правую руку нужно положить на левую надкостную мышцу, одновременно делая 10 - 12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.

-«Медвежьи покачивания»

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

-«Изучаем предлоги»

Возьмите мягкий модуль и сначала совместно проделайте задание совместно (проговаривая и фиксируя все положения), а затем попросите ребенка пока­зать вам следующие действия: «ты на модуле», «ребенок под модулем», «ребенок перед модулем», «ребенок за модулем», «ты ходишь вокруг модуля», и т д.

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Упражнения на ковриках

«Растяжка 1»

Лечь на спину, одна нога согнута в колене, другая вытянута, нога, согнутая в колене, упирается в пол пяткой, друая нога вытягивается и наоборот, при выполнении этого упражнения не следует сильно выгибать спину.

«Растяжка 2»

Ребенок лежит на животе, ноги прямые, оберуки, согнутые в локтях, лежат на полу, лоб лежит на ладонях. По команде взрослого ребенок поднимает одновременно голову с локтями и ноги, глаза смотрят вверх, ноги не сгибаются.

«Лодочка»

Дети ложатся на живот, руки вытягивают вперед, приподнимают прямые ноги. По команде взрослого дети должны прогнуться и покачаться в таком положении.

«Ползание»

И.п. - дети стоят на четвереньках (на руках и коленях), по очереди:

  1. делают шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и ногой и т.д. Важно, чтобы дети одновременно переставляли руку и ногу. Это же упражнение дети выполняют, двигаясь назад (пятясь).

  2. делают шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой рукой и правой ногой. Это же упражнение выполняют в обратном на правлении (пятясь назад).

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

5)Игры вместе

-«Тоннель»

Мягкий модуль кладем горизонтально перед ребенком, даем инструкцию: «Перед тобой тоннель, тебе нужно пролезть через этот тоннель, а я (инструктор или мама) буду ждать с другой стороны». Помогаем ребенку, если это необходимо, залезть внутрь и переходим к другому концу трубы

- Не упади»

Необходимо пройти по канату по очереди, держа равновесие.

-Игра «Домики»

Фигуры расположены по всему залу. Дети выбирают одну из них. Когда играет музыка дети разбегаются в разных направлениях, когда музыка выключается - бегут к своим фигурам.

-«Музыкальная минутка»

Подвижные упражнения по методике Е. Железновой.

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

Занятие 3 (усложненное, ориентировочно 12-15)

Название задания

Инструкция

  1. Приветствие

Дети встают в круг, по очереди перекатывают друг другу большой гимнастический мяч (в начале, называя свое имя, затем слова приветствия и имя человека, которому передают мяч).

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Пальчиковая гимнастика

(проводиться сидя в кругу, на матах)

-«Колечко»

См. занятие 1.

-«Кулак, ребро, ладонь»

См. занятие 1.

-«Лягушка».

Положить руки на пол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости пола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук.

-«Зайчик – колечко – цепочка»

Инструктор показывает три положения пальцев, ребенок воспроизводит сначала вместе с инструктором, а затем по память. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («Зайчик - колечко - цепочка»), произносимыми вслух или про себя.

-«Упражнения с мешочками, наполненными песком»

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Зарядка

-«Разминка головы»

-«Горизонтальная восьмерка»

Ребенок в воздухе рисует в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

-«Перекрестное марширование»

На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения) Инструктор при освоении упражнения отсчитывает 1 - 12 в медленном темпе. На втором этапе ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения). Также на счет 1 - 12. На третьем и пятом этапах - перекрестные движения, на четвертом - односторонние. Обязательное условие - начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил упражнение под счет, можно предложить выполнить его самостоятельно, самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.

-«Мельница»

Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно. Дыхание произвольное.

-«Руки—ноги»

Детям предлагается выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

- ноги вместе - руки врозь;

- ноги врозь - руки вместе;

- ноги вместе - руки вместе;

- ноги врозь - руки врозь.

-«Упражнения на балансире»

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

  1. Упражнения на ковриках

- «Растяжка «Звезда»

См. занятие 1.

-«Велосипед»

Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом - другого колена; затем снова противоположного.

-«Равновесие»

Дети объединяются в пары (с родителем или другим ребенком) и садятся на пол друг против друга, берутся за руки и изображают работу пилы.

-«Бревнышко»

Ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища.

-Дыхательные упражнения

(лежа на спине). Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

-«Освободись»

Ребенок лежит на коврике. Инструктор (специалист или родитель) объясняет: «Сейчас мы тебя закроем. Я буду считать до 3 - х, а потом скажу: «Освободись!». И по команде ты постараешься раскидать все побыстрее. Чем быстрее, тем лучше!». (Со временем можно увеличивать используемое количество мягких модулей, для усложнения)

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

5)Игры вместе

-«Игра с мячом»

Игра с мячом в парах. Ведущий дает задания как именно нужно кидать мяч партнеру (просто в руки, с ударом о пол, с хлопком в ладоши и т.д)

-«Полоса препятствий»

Дети по одному обходят (в быстро темпе) мягкие модули с продвижением вперед: наступая на модуль, проползая под модулем, обходя справа, слева от модуля. Обязательным условием является проговаривание вслух своих пространственных действий.

-«Гусеница»

Дети образуют цепочку (встают друг за дружкой) – «гусеницу». Первый игрок – «голова», последний – «хвост». Гусеница начинает движение вперед, обходя препятствия или выполняя команды ведущего (пройтись на носочках, помахать правой рукой и т.д.). Затем темп движения можно ускорить, а количество препятствий – увеличить.

-Эстафета «Прямиком по болоту»

Необходимо быстрее, чем другая пара добраться от пункта А до пункта Б перекладывая коврики и наступая только на них

-«Музыкальная минутка»

Подвижные упражнения по методике Е. Железновой.

=Сбор у визуального расписания (отображение структуры занятия)=

Просмотров работы: 2394