Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Важная роль в данном вопросе отводится системе образования. Воспитание толерантности считается одной из главных, целей педагогики XXI века.
На сегодняшний день развитие общества значительно изменило ценностные ориентиры, на первом плане стоят материальные ценности, в то время как жизненный уровень большинства населения снизился, родители просто вынуждены искать пути решения финансовой проблемы. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдает большинство молодого поколения. Дети вынуждены переживать ежедневные стрессы, неудовлетворенность в самом главном для ребёнка - любви, ласке, защищенности. Процесс формирования понятия "толерантности" длится на протяжении веков и он продолжается до сих пор.
Сам термин «толерантность» (от латинского «tolerantia» — терпение) расшифровывается как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [2, с 324].
Идея толерантности имеет корни из истории философской мысли. Древнегрeческие философы такие как Эпикур, Геродот считали, что все происходящие войны и их последствия вынудят всех людей жить в мире. Христианская философия пыталась доказать всё преимущество мира, взаимного согласия и братства между всеми людьми. К взаимным отношениям, сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, , А. Маслоу, Л.Н. Толстой, и др.
В каждой культуре по разному трактуется толкование толерантности так же оно имеет различные смысловые интонации, которые в свою очередь обусловленные историческим опытом предков, связанные с мирным сосуществованием и дальнейшим развитием общественных отношений. В русском языке "терпение" является более близким по значению понятием к "толерантности",оно означает способность быть спокойным, великодушным, снисходительным.
Для светлого будущего наших детей надо уметь уважать себя и других и учить этому качеству детей. Развитие нравственных качеств с раннего дошкольного возраста, воспитывает у будущего поколения патриотические, гуманистические отношения ко всему живому. Нам нужно воспитывать будущего гражданина своей родины. Большой вклад в решение этой задачи, может внести занятия физической культурой так как. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений очень тесно взаимосвязано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Как педагогический процесс воспитания, личности -физическое воспитание необходимо рассматривать шире. Считается что крепкий человек, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, уметь дать помощь тем, кому она нужна и направлять свои качества только на добрые дела.
Воспитание толерантности, нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры можно построить по нескольким направлениям:
знакомство с культурой народов мира через подвижные игры;
формирование уверенности в себе, уважения и дружелюбия к сверстникам;
знакомство с культурой, традициями своего народа;
самообразование воспитателей.
Подвижные игры — эффективный и наиболее простой метод развития личностных качеств ребенка при его активной помощи. Игра — это естественный спутник жизни заложенный самой природой в развивающийся личности ребенка. Игра всегда связана с творчеством, эмоционально проходом, стимулирует двигательную активность.
Использование подвижных игр народов мира, на занятиях физической культурой способствует решить оздоровительные, развивающие задачи, а также воспитательные программы направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Формирование толерантности рекомендуется начать с дошкольного возраста, ибо этот возраст является сенситивным для образования нравственности и толерантности, в этом возрасте, закладывается фундамент для дальнейшего развития личность ребенка.
В формировании толерантности среди детей старшего дошкольного возраста нужно полагаться на методы обучения, в то время как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Включение в педагогический процесс физической культуры игр народов мира, несколько улучшит свой результат.
Таким образом, игры, всех народов мира действительно могут положительно повлиять на детей и на основы толерантных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. / В. Даль. — М.: Рус. яз., 1982. — 683 с.
Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.
Линго Т.И. «Игры детей мира» Ярославль «Академия развития», 1998. — 176 с.
Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры», Айрис Пресс М.: 2003, 192 с.
Осипов ГВ. Социологический энциклопедический словарь /ред. -М.: Норма, 1998. — 488 с.
Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах: доклад на международной научной конференции ЮНЕСКО