ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в психологии принято разделять развитие школьника на три последовательных этапа: младший, средний и старший школьный возраст. Такого рода деление не имеет строго установленной научной основы, оно носит в известной мере эмпирический характер [2, с.144]. Согласно взглядам Л. С. Выготского, каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом (особой структурой межфункциональных связей и отношений), что, в свою очередь, обусловливает особый характер и особую роль каждой, входящей в структуру сознания психической функции в становлении личности человека [2, с.151].

Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах [2, c.224].

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с семи лет, как прежде, а с шести. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10-11 лет [2]. Младший школьный возраст является важным этапом развития ребёнка и при правильном воспитании в этом возрасте складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми и сверстниками ,включение ребёнка в новые виды деятельности-всё это влияет на нравственное и моральное развитие ,формирование характера, воли, правильного восприятия ребёнком окружающего мира. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений "ребенок - взрослый" и "ребенок - дети". Эти системы связаны игровой деятельностью. В школе возникает новая структура этих отношений. Система "ребенок -взрослый" дифференцируется:

ребенок - учитель

ребенок - взрослый

ребенок - родители

ребенок – дети [6].

Система ребёнок-учитель определяет характер взаимоотношений ребёнка с семьёй, сверстниками. Она пронизывает всю жизнь ученика. Если в школе хорошо- значит и дома хорошо. Мотивационная сфера. Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность. В связи с этим у школьника появляются и новые мотивы, связанные с этой деятельностью: мотивы долга, мотивы ответственности, мотивы достижения успеха. Волевой компонент. На протяжении младшего школьного возраста ребёнок начинает понимать, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых им усилий. Значимые черты личности, такие, как самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, формируются в процессе преодоления ребенком трудностей при выполнении усложняющихся учебных заданий (классных и домашних) [5]. Моральное и нравственное развитие. В связи с указанным ранее сдвигом в мотивационной сфере ребенка, у него возникает качественно новое явление, имеющее также большое значение для перехода ребенка на следующую стадию возрастного развития. Оно заключается в появлении умения не только действовать по моральным мотивам, но даже отказываться от того, что их непосредственно привлекает [1, с.240].

Моральное и нравственное воспитание ребёнка ,конечно же, начинается задолго до того, как он идёт в школу, но только при поступлении в школу ученик должен соблюдать целый ряд требований, норм поведения, правил, которые регулируют его поведение и отношения в семье, в школе, на улице, в общественных местах.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, формироваться общественная направленность личности. Моральные понятия и суждения младших школьников заметно обогащаются от I к III классу, становятся более четкими, определёнными. Если дети 7—8 лет совершают положительные моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям старших, в частности учителя, то третьеклассники в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указании со стороны [4]. Характер. В процессе воспитания можно сформировать характер ребёнка, можно свести к минимуму проявления отрицательных черт, сформировать новые. Младший школьный возраст является идеальным для этого периодом развития ребёнка. Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспи­тания. На формирование характера оказывают влияние в пер­вую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек, растет и взрослеет, «дух» общества, его мораль и ценностные ориентации. Каналами этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, книги, радио, телевидение, обычаи, традиции и пр.

Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домаш­нее воспитание имеет решающее значение для формиро­вания характера ребенка.Характер формируется в деятельности. Характер ребен­ка приобретет свое качественное своеобразие в последо­вательно ведущих для него видах деятельности – в игре, учебе, труде. Эмоциональная сфера. Младшие школьники очень эмоциональны, чувствительны. Они глубоко реагируют на любые высказывания о них. У детей этого возраста (особенно 6-8 лет) слабо развит волевой компонент, им тяжело сдерживать свои эмоции, поэтому их проявления очень яркие. Детям свойственны частые смены настроения, кратковременные проявления печали, радости, страха. Чётко организованная деятельность учащегося, новый уровень отношений со взрослыми и сверстниками постепенно помогают сформировать устойчивый волевой компонент. Ребёнок начинает лучше контролировать свои чувства, эмоции и их проявления. Роль игровой деятельности. Несмотря на то, что ведущая деятельность младших школьников — учебная, игра занимает значимое место в их жизни. Игры вместе со сверстниками способствуют сплочению детей. Н. К. Крупская и А. С. Макаренко отмечали, что игра воспитывает не только волю, организованность, находчивость, инициативность, что и само по себе важно, но создает коллектив, воспитывает чувство товарищества, «чувство локтя», умение руководствоваться в своем поведении интересами коллектива [4]. Интересы, способности. В связи с появлением новых интересов у детей начинают формироваться способности. Именно в младшем школьном возрасте родителями, педагогами выделяется определённый уровень развития тех или иных способностей, развитие которых в дальнейшем непосредственно влияют на становление личности ребёнка. Взрослым необходимо поддерживать начинания школьника, помогать ему в его деятельности. В заключении хотелось отметить следующее: младший школьный возраст - важнейший этап для формирования личности ребёнка. Именно в этот период происходит перестройка организма, появляется новый вид ведущей деятельности, формируются новые системы поведения, отношений с окружающими. Так же этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы, мотивационной сферы, воли ребёнка, его характера и многих других важных качеств и сторон личности. Все эти изменения постепенно подготавливают школьника к следующему периоду жизни-подростковому.

Список использованной литературы:

1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте М-1968. 447с.2.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) М., Изд-во Гардарики, 2005. 349с.2. Он-лайн консультант [Электронный ресурс]-URL: http://rcosps.rusedu.net/post/410/93029

3. Библиотека литературы [Электронный ресурс] URL: http://www.redov.ru/shpargalki/psihologija/p36.php

4. Публичная электронная библиотека [Электронный ресурс] URL: http://www.plib.ru/psihologia/krutetskii/krutetskii75.html

5. Гарунова И.Л. Методическая разработка по теме: Формирование характера в младшем школьном возрасте. 05.12.2012.

6.Обухова Л.Ф. Возрастная) психология, М., 2013. 458с.

Просмотров работы: 1678