ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст признан в психолого-педагогической литературе как самый трудный возрастной период. Развитие личности в данном периоде характеризуется двумя противоположными тенденциями: устанавливаются всё более тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу сверстников, а также происходит усложнение внутреннего мира и формирование личностных свойств.

Исследуемый нами возрастной период имеет важную черту – неравномерность развития, выражающаяся в определенном типе акцентуаций характера. Учеными выяснено, что психологические состояния подростков связаны с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и все, что связано с ним на данном этапе, а также социальным – вступлением в мир взрослых. Известно, что подростковые акцентуации чаще всего сочетаются с нарастающим отклоняющимся поведением, таким, как повышенная агрессивность, противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. Акцентуации характера подростков зачастую приводят к конфликтам, мешают учебному процессу и создают трудности в межличностных отношениях.

Проблемой акцентуаций характера занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые - Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. Д. Столяренко, К. Леонгард, А. Е. Личко, Э. Эриксон и другие. Само же понятие «акцентуация» введено К. Леонгардом и означает чрезмерную выраженность отдельных характеристик и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры, которые чаще всего сглаживаются со взрослением.

Ссылаясь на известную монографию немецкого психиатра К. Леонгарда «Акцентуированные личности», А. Е. Личко подчеркнул, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность — понятие более широкое, включающее интеллект, способности и мировоззрение [2, с. 8]. Он выделяет 11 основных типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный. Каждый из них имеет определенную характеристику, включающую в себя описание особенностей протекания основных подростковых реакций [1, с.139]. Классификация А. Е. Личко предназначена специально для подросткового возраста.

Исследование акцентуаций характера подростков является сложнейшей социально – психологической и педагогической проблемой. Границы данного периода совпадают с обучением детей в средних и старших классах школы, ведущим видом деятельности которых становится общение. В этот период подростки имеют аномальные проявления характера, что чаще всего сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности. Такие подростки существуют в каждом классе и их процент достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением, с ярко выраженными эпилептоидными, истероидными и неустойчивыми акцентуациями характера. Чаще всего у таких подростков наблюдается агрессивность, неуравновешенность, склонность к антисоциальным поступкам. Главная выделяющаяся черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Таким поведением они пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают: высокая самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких учащихся часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.

Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться слабым звеном человека. Мы можем наблюдать группу изгоев или изолированных подростков. В такие группы попадают те учащиеся, которые не уверенны в себе, имеют заниженную самооценку и повышенную тревожность. Как показывают многие исследования, это подростки с психастеническими, шизоидными, астено-невротическими или сенситивными акцентуациями характера. Они удовлетворены своим положением в коллективе сверстников, так как данная группа не является для них референтной, то есть нормы и ценности учащихся не выступают для них эталоном. Среди ведущих мотивов подростков-изгоев не выделяется мотивации на общение.

У каждой взятой акцентуации существуют свои сильные и слабые стороны. Изучение подростка c акцентуированными чертами характера в целом дает реальную возможность педагогам предвидеть, прогнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации, предотвратить межличностные конфликты в группе учащихся. Знание особенностей психотипа подростка позволяет более оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ученике. Работа педагога с акцентуантом в основном заключается в коррекции или построении особого рода отношений подростка с окружающими с учетом характера его акцентуации [3]. Мы должны способствовать и формировать ощущение поддержки, понимания и принятия, быть в пределах досягаемости, чтобы ребенок мог прибегнуть к любым видам приспособления: сначала - из страха потери любви и уважения, а затем, возможно, из желания вырасти, стать самостоятельной и эмоционально зрелой личностью [4, с. 25].

Можно прийти к такому выводу, что подростковый возраст это период становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых, от которых он ждет понимания и принятия. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. Если мы наблюдаем отчуждение в межличностных отношениях подростка со сверстниками, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, то это может являться фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений.

Список используемой литературы

1. Голубев М. В., Маршинин Б. А. Клиническая психология в социальной работе: пособие для ВУЗов. – М.: Изд. «Академия» 2002. – 224 с.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2010. – 256 с.

3. Ряхина Л. А. Акцентуации характера подростков. Статья. Педагог-психолог: 25.01.2013/ Ряхина Л. А. URL: http://nsportal.ru .

4. Питер Блос Психоанализ подросткового возраста, /Пер. с англ. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 — 272 с.

Просмотров работы: 1736