ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 15-16-71005 а/Ц)

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности, приводят к появлению новых факторов, воздействующих на психические возможности человека.

Становится очевидным, что человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в помощи и психологической поддержке. Задача обеспечения психологической безопасности школьников поставлена на государственном уровне.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет среди целей и задач образования «…распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; … развитие культуры межэтнических отношений; … воспитание личности, проявляющей национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». В новом Законе "Об образовании в Российской Федерации" отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности «…приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; …создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся; …уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности, …защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».

Современная школа превращается в поликультурное образовательное пространство. Развитие поликультурного образования актуально для всех регионов и территорий России – для республик, краев и областей, для мегаполисов и крупных городов, для малых городов и сельских поселений.

Проблема полиэтничности актуальна и для Тульской области. Согласно данным региональной службы статистики, начиная с 2005 г., миграция в Тульском регионе носит положительный характер. В настоящее время увеличивается поток беженцев из Украины. Тульская область готова принять до 5 тысяч приезжих, которые получат жильё и работу в областном центре, а дети – возможность обучаться в тульских школах. Вполне очевидно, что среди детей мигрантов окажутся представители разных национальностей, иной культуры и других традиций.

Изменения в образе жизни, социальном статусе, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности провоцируют возникновение и развитие социально-психологических рисков, ведущих к появлению и проявлению дезадаптации у мигрантов, этнонациональной напряженности в группе сверстников, эмоциональным переживаниям и нарушению психологического здоровья.

Проблема психологической безопасности школьника в образовательной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и общества в психологически здоровой личности. Теоретическое и прикладное развитие психологическая безопасность образовательной среды получила благодаря работам В.В. Рубцова и И.А. Баевой. Доказано, что важным фактором, придающим образовательной среде развивающий характер, является её безопасность (И.А. Баева, О.Е. Буланова, В.В. Ковров, А.М. Константинова, А.И. Красило, В.В. Рубцов). Критерии психологической безопасности образовательной среды разработаны И.А. Баевой, Е.Б. Лактионовой, О.В. Вихристюк, В.В. Ковровым. В работах И.А. Баевой, В.А. Дмитриевского, Н.Л. Шлыковой, Т.М. Краснянской, Н.В. Дашковой и других выявляются и описываются уровни защищенности участников образовательной среды от угроз и насилия.

Зарубежные психологи проводят работы по психологическому осмыслению проблем безопасности: созданию школ, безопасных для эмоционального здоровья школьников, реформированию средней школы в связи с возросшей необходимостью оценки школьной безопасности, по исследованию школьного насилия (Дж. Блюстейн, С. Бранд, М.Р. Рандаццо).

Выделяются два тесно связанных аспекта исследований - психологическая безопасность образовательной среды и психологическая безопасность личности в образовательной среде, при этом можно констатировать недостаточную разработанность именно второго аспекта проблемы. Проблема психологической безопасности школьника обусловлена реалиями изменяющейся поликультурной образовательной среды.

Понятие психологической безопасности является понятием системным, имеющим особую структуру, включающим в себя ряд объективных (уверенное поведение) и субъективных критериев (переживание защищённости, удовлетворённости и уверенности в себе). Широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики психологической безопасности школьников в поликультурном образовательном пространстве, рассматривается в трудах зарубежных психологов и педагогов Э. Берна, Р. Бернса, У. Глассера, З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга и др.

Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта рассматриваемой проблемы внесли крупные отечественные психологи и педагоги Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн, В.Л. Сластенин, Г.Н. Филонов и др.

Для понимания сущности психологической безопасности личности ребенка в поликультурной среде большое значение имеют этнологические теории и концепции С.М. Арутюняна, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева.

Проанализировав подходы различных авторов к изучению образовательной среды и факторов риска для школьника, были выделены составляющие среды, которые оказывают существенное влияние на переживание им состояния психологической безопасности.

Этими составляющими являются:

- субъекты образовательного процесса (учителя, одноклассники и родители);

- процесс учения;

- физическое пространство, в котором происходит взаимодействие.

В результате теоретического анализа были выделены основные критерии психологической безопасности школьника, включающие: 1) защищённость (проявляющаяся в переживаниях поддержки со стороны учителя, поддержки со стороны родителей и переживании симпатии со стороны одноклассников (доброжелательность отношений, уровень насилия с их стороны) и соответствующих этим переживаниям поведенческих проявлений); 2) удовлетворённость (проявляющаяся в переживаниях субъективного благополучия, эмоционально-положительного отношения со стороны учителя, эмоционально-положительного отношения со стороны одноклассников, референтности класса, удовлетворенности своей учебной деятельностью и соответствующих им поведенческих проявлениях); 3) уверенность в себе (проявляющаяся в особенностях школьной тревожности и уверенности в себе в трудных ситуациях учебной деятельности и общения, а также поведенческих проявлениях, соответствующих данным переживаниям).

Основным эмпирическим методом в психолого-педагогическом исследовании является эксперимент. В научной литературе термин «эксперимент» применяется как к целостному экспериментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе. В нашем исследовании – это определение психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде. Сбор эмпирических данных предполагает применение следующего комплекса психодиагностических методик:

  • Критерий - защищенность:

1.Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды» И.А. Баевой.

2.Многофакторная шкала виктимизации сверстников И.А. Фурманова.

  • Критерий – удовлетворенность:

1.Методика оценки привлекательности классного коллектива А.А. Реана.

2.Социометрия.

  • Критерий - уверенность в себе:

1.Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

2. Личностные опросники Айзенка, Кеттелла.

3.Методика определения типов этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова).

Данные методики выявляют переживание поддержки со стороны учителя, одноклассников, родителей (защищенность); переживание положительного эмоционального отношения учителя и одноклассников, референтность (удовлетворенность); переживание школьной тревожности, личностные особенности конкретного подростка и принятие своей этнической идентичности (уверенность).

Таким образом, зная теоретические аспекты данной проблемы и имея комплекс психодиагностических методик, есть возможность продолжать плодотворную работу по изучению психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 195.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб., 2002.

3. Куликова Т.И. Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов // Концепт. [Электронный ресурс]. 2013. № 04 (апрель). URL: http:// e-сoncept.ru/2013/13086.htm (дата обращения: 15.06.2013).

4. Куликова Т.И. Психологическая культура классного руководителя как компонента профилактики межэтнических подростковых конфликтов // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс]. 2013. N 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 30.10.2013).

5. Куликова Т.И. Профилактика подростковых конфликтов на этнической почве как детерминанта психологической безопасности образовательной среды // Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие профессиональных стандартов (Москва, 8-10 апреля 2014 г.): Материалы VII Всероссийской науч.-практич. конф. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2014. C. 197-202.

6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 09.04.2015).

7. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. – Париж, 1997. 52 с.

8. Смирнова А.Е. Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений в подростковой группе / Автореф. … канд. докт. психол. наук / А.Е. Смирнова. – Ярославль, 2007. 28 с.

9. Солдатова Г.У. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии./ Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Л.А. Шайгерова // Национальный психологический журнал. 2011. №6. С. 60-80.

10. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002. 122 с.

11. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-vrf/ (дата обращения: 09.04.2013

Просмотров работы: 1223