Автор памятника неизвестен, но можно многое сказать о нем: он был любознателен, одержим желанием постичь неизведанное и описать увиденное, тем самым оставить свой след потомкам и внести очень значимый вклад в развитие уже существовавшей тогда науки – астрономии. Тексты источника также отражают несколько сфер функционирования, основными из которых являются научно-познавательная и художественная.
Отнесение его к научным текстам относительно, так как содержание источников включает ещё мало специальной терминологии. Но включение в текст более достоверных фактов по географии, астрономии с введением времени, дат, топонимов и антропонимов повышает их научный статус: «17 августа в 19 день явилась Комета въ апреле и мае по три сутки а ходъ ея с самого севера с полуночи до востока и безъявленна при солнце а особою светла знакъ китайской службы. Глава ея к северU а хвост к востоку» (л. 85).
Исследуемый памятник состоит из двух значительных частей, идущих параллельно и соответствующих обширному замыслу автора: на развернутом листе книги запись представлена двупланово: с правой стороны большинства страниц подробное описание астрономического явления, увиденного автором; с левой стороны – графический рисунок с частичным комментарием увиденного (расположения звёзд и планет солнечной системы; траектории падения метеорита; фрагмента картины солнечного затмения и т. д.). Такое изложение материала очень удобно: оно наглядно, достоверно и убедительно констатирует увиденные автором в ночном небе картины: писец – человек достаточно грамотный. Красивым, в основном четким почерком он старательно, практически без ошибок записывал увиденное. Откуда же он мог появиться в начале века в российской глубинке? Был ли пытливый наблюдатель канцеляристом (монахом) родом из Москвы, Малороссии или хорошо обученным местным писцом, остается для нас загадкой.
«Запись астрономических явлений» принадлежит к оригинальному жанру старорусской письменности, смежному по форме изложения материала с записными, окладными и переписными книгами, дневниками, которые фиксировали происходившие в стране и городе события. В памятнике представлен лексический материал, разнообразный по происхождению и семантическому объему. Мы видим, что еще в глубокой древности люди без телескопов стремились постичь небесные просторы, узнать тайны других миров и свои наблюдения изложить на бумаге доступным, ясным языком.
Назовем основные текстологические и жанровые особенности источника. Весь текст поделен на абзацы, каждый абзац начинается на новой странице с красной строки и содержит информацию о новом явлении. Абзацы не озаглавлены, но имеют зачин, с которого обычно начинается фрагмент дневниковых записей. Каждое новое небесное явление датируется: указывается число и время описываемого факта. Поэтому абзацы стандартны в своем начале: «ЛЂта 725 ноября в 15 числов тоболску явилося знамение сiе на небеси во 2 часγ нощи и стояло до 3 часа до последней четверти а въ 4 часγ в 1 четверте скрылося и ста в первомъ сγществе яко же Wбычай прибытίй ближняго столника Андрея феWдоровича Нарышкина писано по его веленίю» (л.118). В зачин входили следующие составляющие: указание на день и год события, максимально точное время и место описываемого: «ЛЂта 1738 году декабря, 4 день было знаменiе в нощи в третий часъ над болшимъ домомъ явился столб а посреде его звезда а от него видящее два меча внизъ концами над домомъ и виденiе было пять часов и только» (л. 132).
Таким образом, предназначенный для широких кругов населения и потому ориентированный на доступность и ясность, памятник написан на понятном народу языке.
Научная литература
1. «Запись астрономических явлений…» [КП 12 530] Библиотека редкой книги при историко-архитектурном музее-заповеднике г. Тобольска.