ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ ШКОЛ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ ШКОЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Младший школьный возраст считается наиболее восприимчивым для усвоения моральных знаний, так как в силу ограниченности нравственного опыта моральные знания являются регулятором духовно-ориентированного поведения и его мотивов. При усвоении младшими школьниками теоретических знаний возникают условия, благоприятствующие формированию в них ново образований. Особое место занимают чуткость, отзывчивость, сочувствие, уважение к другим детям, стремление им помочь.Дети младшего школьного возраста проявляют разную степень лидерской активности воздействия на окружающих их сверстников, а само понятие «лидерство» вполне правомерно употреблять относительно детей указанного возраста, так как в этот период ребенок – полноценная и развивающаяся личность. Понятие «ребенок-лидер» трактуется как активный, инициативный, предпочитаемый другими ребенок.Тема «Особенности развития лидерских качеств младших школьников на примере Российской и Вьетнамской школ " определяется возрастающим вниманием психологов к развитию личности ребенка, процессу социализации и становлению уникального жизненного стиля, в формировании которых важную роль играют индивидуальные особенности детей и социокультурные условия их развития. При этом большинство исследователей признает, что содержание, формы и способы социализации детей тесно связаны с социокультурными и экономическими условиями, которые в современном мире подвергаются значительным изменениям. Он является принципиально важным для решения вопросов, связанных с личностным развитием человека, с процессом регуляции и ориентации формирования личностных качеств у молодого поколения. Вместе с развитием индивидуализации личности появились противоречия-конфликты из-за смены базовых образов лидеров. Анализ теоретических источников позволил сделать вывод, о том, что в психолого-педагогической литературе сформированы основные положения и подходы к изучению различных аспектов феномена лидерства.Теории и практике выявления лидеров посвящены работы А. В. Петровского, Л. И. Уманского и др. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях И. П. Волкова, Б. Д. Парыгина и др. Анализ лидерских качеств личности рассмотрен в трудах Д. Лори, Дж. Пикена, А. Г. Шмелева и др.

В психологии понятие «лидер» рассматривается как «член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». [с. 58 – 62]В педагогике лидером называют члена группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Лидер бывает формальным (официально назначенным, узаконенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).Понятие лидерства широко распространено в социологии, психологии, педагогике и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены различные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерских качеств продолжалось до середины 80-х годов. Были выделены четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные и деловые. Новым этапом стала концепция лидерского поведения. От вопроса кто является лидером, перешли к вопросу что и как лидеры делают [С.90-98]. Проблему лидерства рассматривали многие ученые, так, например, А.С. Макаренко решение данной проблемы проводил через коллектив, его цели и виды деятельности. Он находит те условия, при которых деловые отношения становятся наиболее эффективными. Важнейшее из этих условий - реальная возможность для каждого члена группы принять на себя ответственность . В настоящее время всё чаще внимание учёных (Т. Е. Вежевич, В. Ф. Рубахин, Л. И. Уманский и др.) привлекает проблема формирования лидерских качеств у младших школьников. Актуальность данного исследования обусловлена, с одной стороны, сходством происходящих в России и Вьетнаме преобразований, затрагивающих все сферы жизни общества, с другой стороны, различием в факторах, стабилизирующих эти изменения и обусловленных культурой страны, которое можно охарактеризовать через метафору «Восток - Запад».[ c.76-78]. Сравнительный анализ особенностей социализации детей, принадлежащих к разным культурам, позволяет конкретизировать представления об общих закономерностях и культурно обусловленных тенденциях этого процесса. Вопросы психологии личности являются социально значимыми и в жизни современного вьетнамского общества. В процессе перехода общества Вьетнама к новым социально-экономическим отношениям происходит смена роли образа политического лидера в идеологии и психологии вьетнамского народа. В силу культурно-исторических особенностей Вьетнама образ лидера является ключевой сферой формирования самосознания вьетнамских учеников и молодежи в процессе их обучения и воспитания. Образ лидера имеет важнейшее значение при формировании жизненного целеполагания вьетнамской ученики. В современной психологии накоплен значительный материал, раскрывающий динамику, механизмы и факторы социализации детей, однако проблема индивидуальных способов вхождения ребенка в социум нуждается в более углубленном изучении. Этот вопрос особенно актуален для Вьетнама, где школьное обучение строится без учета индивидуальных особенностей детей, поскольку исследования в области индивидуального подхода к воспитанию и обучению не ведутся. При этом, мировой опыт показывает, что своевременная диагностика индивидуальности ребенка помогает построить индивидуальный подход в воспитании и обучении детей, а также предсказать появление возможных негативных феноменов в развитии личности ребенка.

Для младших школьников обеих стран наиболее важна успешность в учебе и оценка со стороны взрослых и сверстников, которую большинство детей связывают с соблюдением как чисто внешних, поведенческих правил, так и нравственных норм. При этом успешность в общении со сверстниками во многом зависит от того, насколько человек готов к сотрудничеству и уважает чужую точку зрения. Стремление к независимости, самостоятельности, а также материачьная сторона жизни не имеют особого значения в этом возрасте. Вопрос особенности лидер качество на примере Российской и Вьетнамской школ остается сложной проблемой, потому что влияние других стран и индивидуальных культуры и особенности образование будет образ уникальный лидера. Сущность лидерских качеств обусловлена спецификой организации мотивообразующих условий деятельности, направленной на включение ребенка в самоценную активность и социально-значимые отношения.

Можно прийти к такому выводу, что использованный в исследовании комплекс психологических и педагогических методик, подобранных в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и целям исследования, дал возможность получения количественных и качественных результатов о взаимодействии и общении детей между собой, положения каждого ребенка в среде сверстников, личностных качествах активных (лидирующих) детей.Из анализа экспериментальных данных следует, что при внедрении в практику разработанных психолого-педагогических условий повышается эффективность педагогической деятельности, направленной на развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста в России и Вьетнаме.

Список используемой литературы

1. Роль образа политического лидера Вьетнама в воспитании молодежи // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции "Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости". -М.: РАО, 1999. [c.76-78]2. Воспитание молодежи на примере политических лидеров Вьетнама // Сборник научных трудов МГПУ. - М., 1999.(в печати)3. Суюндукова А.Х. Формирование у младших школьников лидерских качеств как педагогическая проблема [текст] /Суюндукова А.Х. // Вопросы психологии. – 1991. – № 3. – С.90-98.4. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 – 1205. Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990. – с. 54 – 646. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины / С. М. Вишнякова. – М.: 1994. – с. 58 – 62.

Просмотров работы: 986