ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, формирование его личности, самосознания. Именно семья служит подросткам той первичной моделью, которая способствует образованию у них определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу, дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей. Всего этого практически лишены дети из неблагополучных семей или социальные сироты [1; c. 8].

В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается стабильность семьи, обостряются негативные явления внутри нее (ухудшается эмоциональное самочувствие ее членов, обостряются взаимоотношения между ними, нарушаются права детей). Наметилась стойкая тенденция к увеличению числа так называемых "неблагополучных" (проблемных) семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентаций.

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Такие негативные явления как подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция обязаны своим существованием, в первую очередь, проблемам в семье. Неблагополучные семьи - это источник социального сиротства [3; c. 30-31].

Специфика развития детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее, возникающая у дошкольников, сохраняется и у старших подростков); упрощенное и обедненное содержание «образа Я»; несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность; неосознанность и несамостоятельность поведения; ситуативность мышления и поведения и многое другое. Следует отметить, что эти особенности личности подростка, возникая в раннем детстве, не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются [5; c. 87-88].

У детей из неблагополучной семьи развитие всех аспектов «Я» (представление о себе, отношение к себе, «образа Я», самооценки) существенно отличается от развития этих аспектов у детей из нормальной семьи. У старших подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье, на первое место выступают различия в становлении личности. Это обнаруживается и в особенностях «образа Я», в отношении к себе и в характере намерений, стремлений, желаний подростков, в особенностях формирования психологического пола и во многом другом. Такого подростка характеризует: особая внутренняя позиция, выражающаяся в слабой ориентированности на будущее, связанности с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтность системы требований, предъявляемых к мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у подростков из семьи); размытость и неясность содержания «образа Я», особенно в представлении о своих увлечениях, ценность контроля со стороны. «Образ Я» развивается у таких подростков медленнее и иначе, чем у их ровесников из семьи [2; c. 64-65].

Обсуждая проблему формирования личности в подростковом возрасте, нельзя обойти вниманием вопрос об оптимизации общения подростка со сверстниками и взрослыми. Общение со сверстниками - ведущая деятельность в подростковом возрасте. В частности, поэтому именно в групповых занятиях наиболее эффективно формируются все стороны личности подростка. Однако следует иметь в виду один очень важный момент, который характерен именно для них, - ту перегрузку общением, которую, по существу, они постоянно испытывают. К подростковому возрасту это начинает сказываться в ярко выраженном стремлении побыть одному. Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и, более того, необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Но у подростка из неблагополучной семьи эта потребность часто оказывается депривированной, результатом чего может стать негативное отношение к групповым занятиям. В общении со взрослым слабо представлены интимно-личностные контакты, а со сверстником - малая избирательность отношений.

Кроме того, у таких подростков нарушено нормальное развитие потребности в эмоциональном контакте. Что может привести к существенным деформациям в таких контактах на протяжении всей дальнейшей жизни человека [4; c. 93].

Для подростков, воспитывающихся в неблагополучной семье и подростков, воспитывающихся в благополучной семье важными для «образа Я» в поведении, оказываются разные стороны: для первых - организация собственного поведения с определенной целью, для вторых - негативистическое противопоставление своего поведения нормативному, соответствие поведения собственным желаниям, представлениям, а не требованиям взрослых. То есть для «образа Я» подростков, растущих в достаточно благополучной семье, наиболее значимо негативистическое противопоставление собственного поведения нормативному, собственных предпочтений - требованиям взрослых, то для «образа Я» подростков из неблагополучной семьи - это умение ловко приспособиться к ситуации, возможность обойти требования взрослых, не вызывая с их стороны каких-либо санкций.

Самооценка подростков из неблагополучной семьи основывается преимущественно на оценках окружающих, самооценка подростков из нормальной семьи - как на оценке окружающих, так и на собственных критериях. Речь идет не о собственно оценке окружающих, а о представлении подростков о такой оценке [1; c. 67].

Характеристика «образа Я» подростков, растущих в семье и вне семьи, различаются по ряду существенных параметров, главные из которых:

• ориентация на собственные личностные особенности, возможности (подростки из благополучной семьи) - ориентация на внешнее окружение, на приспособление (подросток из неблагополучной семьи);

• интенсивное становление «образа Я» в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных ценностей (подростки из благополучной семьи) - стабильность этих сторон «образа Я» некоторый период (подросток из неблагополучной семьи);

• яркая выраженность собственно подростковых характеристик (подростки из благополучной семьи) - несоответствие развития некоторых сторон «образа Я» возрастным характеристикам (подросток из неблагополучной семьи) [5; c. 98-99].

Развитие интересов, повышение их личностной значимости - существенная характеристика старшего подросткового возраста, непосредственно связанная с потребностью в профессиональном и жизненном самоопределении. У подростков из благополучной семьи эта сфера занимает существенное место в «образе Я», у подростков из неблагополучных семей находится, скорее, на периферии. Недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в «образе Я» подростков из неблагополучных семей может препятствовать нормальному протеканию процесса самоопределения, который играет большую роль в формировании личности.

По отношению к «Я» часто выступает как объект, как то, что полностью «Я» не подчиняется, достаточно автономно от него, объект, с которым подросток пытается, но не может справиться и от которого иногда отсоединяется. Обычно дети из неблагополучных семей начинают свои само описания обычно либо с внешности, либо с нравственных качеств, и лишь в редком случае, прежде всего, рассказывается об интересе к познанию окружающего мира [2, c. 111].

Итак, семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценки подростков. Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты и т. д. – все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношение своих детей [4; c. 134].

Список литературы:

  1. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2002 г. № 6, с. 76

  2. Дементьева, И.Ф. Издержки социализации детей в неблагополучной семье, 2011 г. с. 99-106.

  3. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Жур. Социс № 11, 2001. –73 с.

  4. Сидоров К. Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2006г. с.224-234.

  5. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ВЛАДОС, - 2004. - 288 с.

Просмотров работы: 1930