СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Этнический туризм в современном глобальном мире является одним из видов туризма, который все больше набирает популярность и считается одним из экзотических видов отдыха. Кроме того, этнический туризм становится и формой/способом развития личности.

Этот вид туризма расширяет границы человеческого познания, способствует этнокультурной самоидентификации человека, раскрытию собственных, в том числе латентных потребностей, развивает и трансформирует социокультурную сферу деятельности человека.

Знание о традициях и обычаях народов, ныне существующих и исчезнувших с лица земли, говорит о высоком интеллектуальном развитии человека. Возможность передавать эти знания из поколения в поколения позволит сохранить ту уникальность и неповторимость культурного наследия народов, которые всегда будут представлять духовную ценность для всего общества в целом.

Представление о собственной этнической исключительности по сей день выступает мощным стимулом к этническому туризму, а именно к познанию и распространению собственной этнической культуры, исследованию ее истоков, поиску самобытных черт.

Этнический туризм связан с духовной стороной существования человека. Посещая различные места, постигая новое, человек получает новые впечатления, и они уже становятся его личным достоянием, что позволяет расширить горизонты его мировосприятия. В последние годы заметно возрос интерес к самобытной народной культуре, к народным традициям, обрядам, творчеству.

Принято считать, что в процессе глобализации в современном мире человек утрачивает свою идентичность и именно этнический туризм призван ее возродить, чем объясняется популярность этого направления.

Путешествие на Дальний Восток оказывается не менее интересным, чем зарубежные туры, для тех, кто отдаёт предпочтение активному отдыху: пешеходному, водному или горному туризму и, разумеется, осмотру достопримечательностей.

Дальний Восток России традиционно воспринимается как регион с огромным культурно-историческим наследием и этнокультурным потенциалом и обладает уникальными ресурсами для развития этнического туризма; на его территории проживает огромное количество представителей различных культурно-языковых этносообществ.

Однако, о скромном (на сегодняшний день) вкладе данного вида туризма в национальную индустрию путешествий свидетельствует факт отсутствия на туристическом рынке профессиональных организаторов, специализирующихся исключительно или преимущественно на этнических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают даже некоторое снижение интереса к внутреннему этническому туризму, прежде всего, к «стихийным», не связанным с деятельностью профессиональных организаторов, путешествиям [1].

На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнического туризма во многих зарубежных странах Дальнего Востока. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

Непременное условие успешного развития этнокультурного туризма — это возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах [3].

К предпосылкам развития этнокультурного туризма на Дальнем Востоке можно отнести следующие:

1) высокую степень этнического разнообразия населения, которая проявляется в национальном, макрорегиональном масштабах и в пределах отдельных субъектов на уровне административных единиц;

2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах серьезно осложнившихся за последние годы межэтнических отношений;

4) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп Дальнего Востока;

5) необходимость более эффективного продвижения туристских рынках регионов, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов [1].

Возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах — непременное условие успешного развития этого вида туризма. В этой связи необходимо отметить заметное улучшение качества обеспечения заинтересованных сторон соответствующей базой данных, в первую очередь, ресурсами Интернета.

Развитие этнокультурного направления туризма на Дальнем Востоке осуществляется разными темпами. Во многом его текущее состояние определяется этнокультурным потенциалом региона, насыщенностью и материально-техническим состоянием объектов туристской инфраструктуры, а также позицией и активностью населения и органов власти.

В связи с тем, что этнический туризм — явление относительно новое, на пути его развития возникает немало преград, колоссальный природный и историко-культурный потенциал региона используется, по экспертным данным, не более чем на 20% [4]. Туристической инфраструктурой охвачена очень малая часть историко-культурного комплекса на Дальнем Востоке.

Одной из крупных проблем становится разрушение и гибель памятников истории и культуры. По оценкам экспертов, более 60% объектов культурного наследия находятся в предаварийном или аварийном состоянии и требуют проведения немедленной консервации, реставрации или реконструкции. Отсутствие инфраструктуры, подготовленных кадров, сети транспортных услуг и многое другое являются преградой в развитии этнотуризма. И именно поэтому туристические фирмы этнотуризм реализуют в проектах, где часть средств на реализацию выделяет государство. В среднем эта часть составляет до 70 % [8].

Важнейшие задачи развития этнического туризма в ближайшие десятилетия – расширение потока туристов, формирование на Дальнем Востоке неповторимых туристских дестинаций. Это требует активной пропаганды тысячелетнего этнокультурного единства и многообразия различных народов страны, теснейшего сотрудничества властных национальных структур с региональными администрациями в деле поддержания и развития традиционной этнической культуры

Однако, рост потока туристов, заинтересованных в посещении уникальных мест, в получении нового опыта, в то же время может иметь и печальные последствия. Плохо спланированный, неорганизованный этнотур может оказать негативное воздействие на природные и культурные ресурсы, которые так привлекают туристов. Во многих случаях достаточно сложно определить выгоды и издержки от этнотуризма, так как они всегда различны.

Можно выделить следующие потенциальные выгоды:

1) повышение финансирования особо охраняемых природных территорий и местных общин;

2) предоставление временных рабочих мест местному населению (гиды, сотрудники парков, владельцы домиков и т.п.);

3) реализация образовательных программ об окружающей среде для туристов (повышение осведомленности может изменить отношение людей и увеличить число сторонников идеи сохранения окружающей среды);

4) этнотуризм — один из лучших способов объединить охрану окружающей среды и социально-экономическое развитие. Это относится как к турам на местном, так и на международном уровне;

5) в сравнении с традиционным туризмом, этнотуризм приносит гораздо большие выгоды и оказывает гораздо меньше негативного влияния;

6) этнотуризм будет работать на Дальнем Востоке с тем же успехом, что и в Крыму или Китае;

7) опыт этнотуризма может использоваться в продвижении, как отдельного региона, так и страны в целом;

8) этнотуризм более совместим с традиционным образом жизни общин коренных малочисленных народов, чем другие виды туризма;

9) этнотуризм — хороший способ продвижения и развития культурного туризма на Дальнем Востоке [5].

Потенциальные издержки:

1) деградация окружающей среды (это связано с поведением посетителей и организаций);

2) экономическая нестабильность (доход от туризма непостоянен, он может зависеть, в том числе, от стихийных бедствий и других факторов);

3) социально-культурные изменения (они могут быть как положительными, так и отрицательными, в основном, они негативны, когда представители местного сообщества не привлекаются к планированию этнотура) [5].

Развитие этнического туризма на Дальнем Востоке становится новым для региона направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнотуризма перспективно в комплексе с развитием эко-туризма на территориях традиционно проживания дальневосточных этносов. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. А его развитие должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Традиционная этнокультура должна выступать как ценностная основа для этнической идентичности. Поэтому важнейшим условием существования современного человека является осознание человеком самого себя как единого целого во времени и пространстве, вбирающего в себя как исторический опыт своей и общечеловеческой культуры, так и важнейшие достижения современной цивилизации. Однако первейшим условием реализации подобной перспективы является осознание обществом этой необходимости.

Список литературы:

1. Курина, В. Культурно-познавательные возможности этнического туризма / В. Курина // Культура общения и стратегии языкового функционирования. – Самара : СГАКИ, 2011. – С. 156-159.

2. Малова, Н. А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы / Н. А. Малова // Саратов: СГУ, 2003. – С. 44-51.

3. Семкина Н.С., Прокопьева Т.А. Перспективы развития этнического туризма в России // Вестник СГУТиКД. – 2010. – №3 (13). – С. 105-111.

4. Сундуев, Ч. Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч.Б. Сундуев, Л.В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета, 2009. -№4. – С. 53-56.

5. Шарахматова В.Н. Оценка рекреационного потенциала на особо охраняемых территориях для устойчивого развития экологического и этнографического туризма: монография. – Петропавловск-Камчатский: ДФ ФГБОУ «ВАВТ», 2012. – 104 с.

Просмотров работы: 2877