АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Середа М.С. 1, Гелисханов А.М. 2
1Безработный
2Санкт-Петербургский государственный экономический университет в В. Новгороде
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема данной статьи – особенности антиинфляционной политики. В современном мире существует не так много макроэкономических проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция – одна из них. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества потратила немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была, так как появляются новые и более сложные ее формы.

Исходя из выявленной актуальности темы, целью написания статьи послужил сбор и анализ теоретического материала по инфляции за последние годы.

Для достижения поставленной цели в работе раскрытасущность инфляции, рассмотрена стратегия и тактика инфляционного регулирования, обозначены особенности борьбы с инфляцией в России, определены перспективные направления, развитие антиинфляционной политики для России.

Особенностью, сопровождающей развитие любой экономической системы, является наличие инфляции. Как проявление макроэкономической нестабильности она представляет собой проблему, требующую пристального внимания. При определенных значениях инфляция способна стимулировать экономический рост, а при значениях, превышающих допустимые пределы, - негативно влиять на развитие экономических процессов.

Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, при этом не обусловленного повышением их качества. Инфляция прежде всего вызывается переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Для инфляции характерен отрыв цен от стоимости товаров. Если повышение цен отражает рост стоимости, что может происходить из-за роста стоимости сырья вследствие ухудшения условий его добычи, улучшения качества продуктов, условий внешней торговли и других факторов, то это не означает инфляцию, то есть не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией.

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.

Причины инфляции очень многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что и создаёт условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.1

Приоритетность цели снижения инфляции в экономической политике подтверждается не только российской, но и мировой практикой. Комплексное исследование сущности инфляции, её видов, особенностей, а также определение факторов и направлений антиинфляционной политики позволит установить эффективные подходы к её регулированию, добиться совершенствования антиинфляционной политики и снижения темпов роста потребительских цен в современной российской экономике.

Эти обстоятельства обусловливают актуальность и значимость выбранной темы исследования. Для выработки системы действий в условиях инфляционного роста цен и обесценивания денег государство разрабатывает антиинфляционную политику.

Под антиинфляционной политикой понимается совокупность мероприятий (действий) внешних или внутренних институциональных субъектов, направленных на: прогнозирование инфляционных процессов, учет реальных показателей инфляции, ограничение их в процессе роста, а также противодействие их росту в тех случаях, когда они препятствует достижению важнейших макроэкономических целей.

В целом антиинфляционную политику можно разделить на активную политику, призванную ограничить обесценение денег и повышение цен, и адаптивную политику, направленную на смягчение последствий инфляции. В современных условиях правительства развитых стран научились достаточно успешно справляться с инфляционными процессами, обеспечивать их умеренность и управляемость.

Антиинфляционная стратегия ориентируется на устранение причины, вызвавших инфляционный рост цен, и уменьшение инфляционных ожиданий. Происходит укрепление рыночных механизмов и тем самым ослабление инфляции. Такая политика проводится путём разработки долговременной программы.

Антиинфляционная тактика готовит почву для стратегии и выполняет задачу нейтрализации текущего инфляционного давления. Она направлена не на устранение причин инфляции, а на использование краткосрочных, но действенных способов воздействия на рост цен и увеличение денежной массы.

Государство может проводить регулирование роста цен, "замораживая" их на определённые товары либо сдерживая их уровень в определённых пределах, в том числе и с помощью таможенных пошлин и тарифов.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, которые соответствуют современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений в стране, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования.

Стабилизационная политика проводится для сглаживания отрицательных последствий экономических циклов или отрицательных шоков предложения (действие отрицательных шоков предложения изображено на рисунке). Такая политика проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а Центральный банк – темп роста денежной массы. Эти меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и понемногу, а Центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снизить быстро не удастся, но в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротства предприятий и уменьшения величины выпуска. Описанные мероприятия прежде всего воздействуют на величину спроса, а не на величину предложения. Правительство имеет возможности также влиять на величину совокупного предложения, путем снижения налогов и стимулирования инвестиционных расходов.

Допустим, что негативный шок сместил краткосрочную кривую совокупного предложения вверх из положения SRAS0 в положение SRAS1.Экономика переместится из первоначальной точки равновесия Е0 в точку Е1 (пересечение новой кривой совокупного предложения SRAS1 и прежней кривой совокупного спроса AD0). Объем впуска снизится с Y до Y1 средний уровень цен возрастет с Р0до Р1.В отсутствие государственного вмешательства экономика начинает медленно возвращаться из точки Е1 в точку Е0 (будут снижаться цены, издержки, расти объемы выпуска). Однако государство может попытаться в кратчайшие сроки восстановить докризисные объемы дохода (выпуск), для чего начнет стимулировать совокупный спрос, используя либо стимулирующую фискальную политику, либо денежно- кредитную политику «дешевых денег». При этом кривая совокупного спроса будет сдвигаться из положения AD0 в положение AD1. В результате объем выпуска вернется к первоначальному состоянию Y, но уже при более высоком уровне цен Р1.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

· сокращению количества взимаемых налогов;

· пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен, как то - отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и др.;

· изменению методики налогообложения;

· ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

· регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Российской Федерации и бюджетами регионов.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.1

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта - переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на миллиарды долларов в год.

Определяющую роль в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции.

Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции России с 2012 года по настоящее время, выраженной в % относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статисти

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Год

2012

0,50

0,37

0,58

0,31

0,52

0,89

1,23

0,10

0,55

0,46

0,34

0,54

6,58

2013

0,97

0,56

0,34

0,51

0,66

0,42

0,82

0,14

0,21

0,57

0,56

0,51

6,45

2014

0,59

0,70

1,02

0,90

0,90

0,62

0,49

0,24

0,65

0,82

1,28

2,62

11,36

2015

3,85

2,22

1,21

0,46

0,35

0,19

0,80

0,35

0,57

0,74

0,75

 

12,05

Таблица 1. Уровень Инфляции в России [3]

По данным Росстата, официальный уровень инфляции на конец октября 2015 года составил 0,74%, при этом ее уровень относительно начала года поднялся до 11,21%. Следует отметить, что еженедельное обесценивание денежных средств составило 0,2%. Данные показатели несколько отличаются от значений прошлого года – 0,82% и 11,36% соответственно. Это значит, что покупательская способность граждан упала, т.е. на одну и ту же сумму денег потребитель сможет купить меньшее количество товаров, чем месяц назад. Несмотря на то, что инфляция – это естественное экономическое явление, темпы ее роста в 2014-2015 году являются весьма высокими, что свидетельствует об ослаблении рубля и ухудшении финансовой ситуации в стране.

В ноябре 2015 года потребительские цены повысились на 2,0%. В январе-ноябре инфляция составила 42,3%.

Из официального прогноза, данного Минэкономразвитием, следует, что по итогам года показатель инфляции составит 12,0%-12,4%. Прогноз Центробанка чуть менее оптимистичен – согласно ему рост цен может достигнуть уровня в 14%.1

Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Список используемой литературы

  1. Никитин С. Инфляция и инфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №2.

  2. Усов, В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция / В.В. Усов – М.: Банки и биржи, 2014.

  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

11 Усов, В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция / В.В. Усов – М.: Банки и биржи, 2014.

1 Никитин С. Инфляция и инфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин //Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – №2.

1Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

Просмотров работы: 4747