ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВИЗУАЛЬНОГО КОМФОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАХАБИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВИЗУАЛЬНОГО КОМФОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАХАБИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье предлагается проект развития экологической культуры и визуального комфорта малонаселенного пункта (посёлок городского типа Нахабино, Московской области), в котором могут быть выявлены проблемы экологического характера. Разобрать актуальность концептов для более выгодного развития города в целом. Оценить общий культурный фон и облагородить территорию. Главным идейно-ценностным аспектом является направить в вышестоящие инстанции выявленные проблемы и приступить к их устранению, путем графического решения.

Ключевые слова. Визуальный комфорт, экологические проблемы, графический дизайн, индустриальный пейзаж

Идейно-ценностный аспект проекта заключается в том, что:

  • рассматривается роль и функция графического дизайна в процессе развития экологической культуры и визуального комфорта регионов РФ;

  • в авторский проект заложен модуль, актуальный для развития посёлка в конкретном регионе.

Паспорт территории: Нахабино — посёлок городского типа в Красногорском районе Московской области, административный центр муниципального образования «городское поселение Нахабино».

Население — 39 913 чел. (2015). По численности населения является самым крупным посёлком городского типа в России. Расположен на Волоколамском шоссе, в 32 км к западу от центра Москвы (в 16 км от МКАД).

Природные особенности

На севере посёлок граничит с городским поселением Андреевка Солнечногорского района, на юге – с сельским поселением Ильинское Красногорского района, на западе – с городским поселением Дедовск Истринского района, на востоке – с городским поселением Красногорск Красногорского района.

Удалённость по автодороге от центра Москвы – 32 км, от Зеленограда – 36 км, от Одинцово – 34 км, от Истры – 26 км, от Красногорска – 13 км.

Ретроспекция: хронологический срез развития городского поселения. Нахабино известно, как село с 1482 года, когда принадлежало боярам Плещеевым. В 1534 году село было продано Троице-Сергиевому монастырю.

В 1857 году в селе появилась первая столярная мастерская крестьянина Трошина. Это ремесленническое производство дало работу сотням крестьян в Нахабине, Козине, Талицах. В 1875 году на средства местных крестьян с помощью земства была построена школа.

В 1901 году в версте от села пролегла «Московско-Виндавская» железная дорога (Рижское направление) и возник небольшой станционный поселок с вокзалом, водокачкой и другими пристанционными сооружениями. При станции построили сразу несколько заводов: кирпичный, черепичный и механический и шелкокрутильную фабрику бельгийского общества «Биллион». В годы Гражданской войны, из-за отсутствия сырья, фабрика закрылась, и ее оборудование было передано Закавказской Советской Республике. Сейчас там, где были пристанционные заводы, размещена фабрика игрушек и частный жилой массив. На месте шелкокрутильной фабрики – завод по ремонту инженерной техники.

В апреле 1905 года узловая железнодорожная станция Нахабино оказалась центром больших событий — первомайской демонстрации и митинга железнодорожников, рабочих и крестьян Тушинско - Гучковского района. Об этом свидетельствует мемориальная доска на здании станции. Рабочие в 1905 году пытались остановить работу фабрики «Биллион», но успеха в этом не достигли.

Рядом с фабрикой «Биллион» на холме через пруд размещалось поместье - дача Телепнева. Дом Телепнева стоял на самом высоком месте холма. Парк и пруд сохранились до наших дней и являются одним из любимых мест отдыха жителей Нахабино. Парковый пруд называется Верхним. Он протокой соединяется с другим большим прудом, именуемым Нижним. К Нижнему пруду примыкала большая поляна.

В октябре 1919 года в селе был создан военно-инженерный полигон с опытными мастерскими (в настоящее время - 15 Центральный научно-исследовательский испытательный институт и 542 Завод инженерного вооружения Министерства обороны РФ).

На Нахабинском полигоне в 1930-е годы проводил исследования и испытания новых инженерных средств и вооружений Д.М.Карбышев - профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза. Карбышеву принадлежит выдающаяся роль в разработке теории советского военно-инженерного искусства. Деятельность полигона, а затем института была тесно связана с работой Карбышева Д.М. Генерал-лейтенант инженерных войск Д.М.Карбышев, оставаясь до конца верным военной присяге и Родине, геройски погиб в феврале 1945 г. в фашистском лагере смерти. В 1951 г. имя героя-ученого было присвоено институту. В парке на улице 11 саперов Д.М.Карбышеву установлен памятник.

Нахабино сегодня - это благоустроенный поселок, расположенный в «зеленой зоне» Москвы, который постоянно развивается:

- растёт промышленное производство;

- на высоком уровне находится медицинское обслуживание;

- много внимания уделяется школьному образованию;

- ведётся жилищное строительство;

- все шире развивается сервисное и бытовое обслуживание населения;

- большое внимание так же уделяется и спорту: в Нахабино открыт единственный в России Гольф - клуб, где имеются не только поля для гольфа, но и теннисные корты, бассейн, тренажерные залы, гостиничный комплекс.

Безостановочно функционирует фабрика игрушек - одно из старейших предприятий Нахабино. Быстрая реакция на изменяющийся спрос, помогает создавать красивые, современные и полезные игрушки для детей.

Особое внимание уделяется детям: в детских садах дошкольным воспитанием ребят занимается квалифицированный, подготовленный персонал, садики оборудованы всем необходимым, имеются игровые и спортивные залы и площадки;

И наконец: Нахабино имеет разветвленную сеть транспортного сообщения с Москвой, близлежащими городами и поселками.

Возможности модернизации городского поселения.

Уровень развития городов Подмосковья – один из важнейших признаков технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитых городах еще более усиливается при интеграции с европейскими странами, мировая система становится базисом для эффективного вхождения России в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

На наш взгляд, именно отсутствие экологического дизайна и зон отдыха в Нахабине не позволяет развиваться городу. Проект модернизации зон отдыха на улицах Начсоставская и Парковая необходимо разработать как единую комплексную программу действий.

Специфика комбинаторики близка к природному формообразованию, дает возможность многократно и по-разному использовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией.

В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды.

Смысл экологического подхода в дизайне – создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов, возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

Интерес вызывает научная работа К.А. Кондратьевой, где автор рассматривает тему связи человека с природой. Автор пишет, что представления о тесной связи человека с местом его рождения, с природно-климатическими условиями, с растительным и животным миром сопровождает людей с незапамятных времен. Они пронизывают все мировоззрение человека.

Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle – сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

На сегодняшний день я предлагаю осовременить город для повышения уровня комфортной жизни в Нахабино. Так же, я призываю создать в каждом районе посёлка зоны отдыха. Актуально срочное создание комплекса постояннодействующей социальной инфраструктуры, задачей которого будет функциональное обеспечение нормальной жизнедеятельности населения.

Любой объект дизайна может иметь эстетически выразительную гармоничную внешнюю форму. Анализ показывает, что доминирует индустриальный пейзаж над естественным природным, что является стимулом для разработки серии информационно-рекламных плакатов. Цель разработки плакатов - привлечь внимание к природному наследию территории, требующему специальной охраны и постоянной работы с населением по воспитанию экологической культуры.

Литература

  1. Габдрахманова З.Р. Роль экологического дизайна в организации условий жизни современного человека (краткий обзор). // Международный Форум РАЕ 2015. Режим доступа: [email protected].

  2. Демидова Н.Н. Современный урбодизайн: культурно-экологический вектор развития.// Вестник Минского университета. № 1. 2015. – Минск, Беларусь.

  3. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. Монография. – М.: МГХПУ им. Строганова, 2000. – 110 с.

  4. Лихачев Д.С. Экология культуры. Источник публикации: Прошлое - будущему. – М.: Наука, 1985.

  5. Новгородцева В.Р. Комплекс рекламных постеров/плакатов для города Удомля. //Международный Форум РАЕ 2015. Режим доступа: [email protected].

  6. Постыка Н.И. Этнодизайн – важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества. // Международный Форум РАЕ 2015. Педагогические науки. Режим доступа: [email protected].

  7. Постыка Н.И. Рекомендация для дизайнеров: изучение и интерпретация этнохудожественных и графических кодов наследия.// Международный Форум РАЕ 2015. Педагогические науки. Режим доступа: [email protected].

  8. Ушкова Н.В. Профессиональная подготовка дизайнеров на основе знаний о разнообразии этнохудожественного наследия в условиях глобализации и конвергенции.// Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Режим доступа: [email protected].

  9. Трусова М.С. Интеграция дизайна, литературы и изобразительного искусства в интернет-проектах. // Международный студенческий научный Форум РАЕ. 2015. Режим доступа: [email protected].

Просмотров работы: 806