ЭТНОДИЗАЙН КАК ОСОБЫЙ ВЕКТОР НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭТНОДИЗАЙН КАК ОСОБЫЙ ВЕКТОР НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В сообщении рассматривается особая роль этнодизайна не только в мире искусства, но и в научной среде. Также уточнены значимость изучения этнодизайна для молодого поколения, подходы к его изучению.

Ключевые слова: дизайн, этническое искусство, этнодизайн, традиции, методы изучения.

Целью статьи является попытка рассмотреть этнодизайн как науку, методы подхода к его изучению, обозначить важную роль этнодизайна в культуре и науке. Этнодизайн нуждается в постоянном развитии, модернизациипри помощи особых подходов и стремления специалистов продвигаться в этой сфере. Этнодизайном интересуются даже ученые, которые пытаются внедрить этно-коды в художественное проектирование объектов дизайна.

В настоящее время в современной проектной культуре очень важно укреплять позиции этнодизайна. Это среда, которая помогает черпать вдохновение творческой личности дизайнера, создавать новые вещи, получать дополнительный ресурс. Этнодизайн можно отнести к коммуникативной среде, которая помогает открыть для себя потенциал культурных достижений народов своей страны. «Освобождаясь от материальной формы, знак (словесный, вербальный и визуальный, воспринимаемый непосредственно, как образ) становится средством формирования, сохранения сознания и психики человека. Он является предпосылкой реконструкции и воссоздания механизмов интериоризации, «вращивания» внешних коллективных форм поведения во внутренний мир человеческого опыта» [4].

Дизайнер, благодаря особым методам подхода к изучению этнодизайна, может найти середину между прошлым и настоящим. Опираясь на опыт и исследования минувших лет в этой среде, используя определенные источники информации, может создать индивидуальный стиль, внести в предметы, которые мы видим каждый день в повседневной жизни, маркеры культурных традиций своей страны.

Дизайн, который создается с помощью этнокультурных мотивов, является своеобразным мировым трендом. Дизайнеры, создающие индивидуальные продукты, обращаются к этнокультурным мотивам, чтобы обратить внимание на традиционную технологию их производства, сделать акцент на национальном своеобразии. Необходимое условие создания таких продуктов, конечно же, изучение традиционной культуры, наличие творческого потенциала, создание визуальных образов.

Изучение этнодизайна способствует развитию патриотизма, духовно-нравственных и культурных ресурсов, которые свидетельствуют о саморазвитии человека как личности.

Этнодизайн, как народное искусство способствует ориентации людей на духовно-нравственные ценности. «Необходимым условием в организации процесса ориентации на духовно-нравственные ценности студентов должна являться работа по использованию всего потенциала народных культурных традиций, носителями которых являются произведения народного искусства.

Целью современных дизайнеров должно стать введение этнодизайна в моду, так как национальные мотивы помогут современным дизайнерам быть узнаваемыми, иметь свой индивидуальный и неповторимый стиль. Этнодизайн не имеет стилистических рамок и граней, поэтому это помогает дизайнеру заиграть новыми красками обыденные вещи, создать неповторимый образ, благодаря изучению этнодизайна и приобщения к народной культуре.

«Этнодизайн, как дисциплина, обладающая самостоятельным объектом изучения и рядом специфических методов, уверенно заняла свое место в профессиональной подготовке специалистов в области дизайна. Среди дидактических методов в преподавании этнодизайна наряду с репродуктивным (лекционным) методом, значительное место занимают методы практического характера. Основная цель использования практических методов - стимулирующее развитие творческих и познавательных способностей студента. Наиболее высоким уровнем познавательной активности характеризуется исследовательский метод, частным случаем которого можно считать метод технологической реконструкции художественных процессов этнического искусства» [1]. Этнодизайн является своеобразным двигателем для формирования новых эстетических потребностей личности, интереса к традициям своего народа.

«Этно-стиль в современном дизайне на морфологическом уровне представляет особенности конкретного этноса, идеопластическую проекцию его мифологических представлений. Артефакты становятся базой для создания объектов в этно-стиле, в которых этно-образы не только получают новое прочтение, но и обретают второе рождение, включаются в ритмы современности, связывают нити времен и культур, и обращают наше внимание на мудрость предков, которые чувствовали и переживали Вселенную как единый организм. Образы «этники» тесно связаны с традиционными представлениями различных культур о Вселенной и несут глубокую символическую нагрузку. Интерес к этническому наследию обусловлен потребностью обогащения визуального мира современного человека, живущего в технократическом пространстве» [6].

Этнодизайн поможет «наполнить» предметы, которые нас окружают, духовным началом и народным духом. Этнодизайн укрепляет любовь и уважение к родной культуре, играет значительную роль не только в мире искусства, но и в научной среде, так как этнодизайн воспринимается как искусство, при этом основывается на научных исследованиях.

Литература

  1. Кухта М.С. Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур. //Журнал «Вестник тувинского государственного университета».- РФ, Томск. 2015. – С. 161-164. Режим доступа: http://tuvsu.ru.

  1. Овчинникова Р.Ю. Китч как концепция в графическом дизайне: автореф. дис. ... к-та иск.– Екатеринбург, 2007. Режим доступа: http://www.dissercat.com.

  2. Постыка Н.И. Этнодизайн - важная составляющая константа проектной культуры и консолидации российского общества. //Студенческий научный форум. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru.

  3. Тихомирова О.М. Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна. //Журнал «Вестник Бурятского государственного университета», 2012. Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

  4. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности: Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015 года. Институт искусств МПГУ.

  5. Ткалич С.К. Перспективные исследования на основе взаимодействия между базисом народной художественной культуры и возможностями научного дизайна. Рекомендации для 1-го Международного Конгресса «НХК в культуре и образовании».//Сборник (PDF). Институт культуры. – М.: МГПУ. 25.03.2015.

  6. Фазылзянова Г.И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства, 2004. Режим доступа: http://www.dissercat.com.

  7. Фазылзянова Г.И. Формирование креативной культуры студентов: секреты педагогического мастерства // Гжельский ГХПИ. III Международная научно-практическая конференция «Образование, Наука, Культура». 24 ноября 2011, Часть II. – С. 145-151.

  8. Фазылзянова Г. И. Этнокультурный центр как объект общественного партнерства // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. – С. 9 -11.

Просмотров работы: 974