ОБУЧАЮЩИЙ МЕТОД «FUKUDA»: АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ ЯПОНСКОГО ДИЗАЙНЕРА К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБУЧАЮЩИЙ МЕТОД «FUKUDA»: АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО СТИЛЯ ЯПОНСКОГО ДИЗАЙНЕРА К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. В статье рассматривается творчество знаменитого японского дизайнера Шигео Фукуды, ставшего известным, благодаря использованию оптических иллюзий на плоскости и в объеме. Проведен обзорный анализ работ студентов 1-го курса. Мы попытались адаптировать персональный стиль японского дизайнера к учебному проекту. 

Ключевые слова: персональный стиль, учебный проект, обучающий метод, образ, графический дизайн, сравнительный анализ образной метафоры.

Целью статьи является попытка анализа студенческих работ, созданных на примере изучения плакатов Шигео Фукуды. Образность, художественная техника и неформальная композиция плакатов отразили поиск персонального стиля у студентов-дизайнеров 1 курса.

Шигео Фукуда (1932 – 2009) – известная персоналия в Японии. Для мировой культуры дизайна он создал множество оптических иллюзий на плоскости и в объеме.

Интерес к минимализму в графическом дизайне пришел к художнику после Второй мировой войны. Наступило мирное время, появилась потребность в плакатах художественного содержания. Шигео Фукуда увлекся рисованием постеров для разнообразных крупных фестивалей и международных организаций, а также созданием оптических иллюзий. Особенность мастерства дизайнера заключается в использовании знаков для передачи сложной информации, важной для разрешения многих проблем современности.

Всемирная известность пришла к Шигео Фукуде после работы «Victory 1945» в 1975 году. График получил Гран-при конкурса плакатов в Варшаве. Используя метафору, как основу для своих плакатов, Фукуда превращает снаряд, выпущенный из пушки, в пробку, которая готова заткнуть жерло, завершив тем самым войну.

Работы Фукуды затрагивают важные вопросы, актуальные и сегодня, в первой четверти 21 века. Дизайнер касается самых разных, порой полярных тем, таких как: ненависть и любовь, страх и предательство, жизни и смерть, свобода и заточение.

Тему иллюзорности окружающего мира Фукуда разрабатывал всю свою творческую жизнь. Художник пытался найти грань между зрительным восприятием и философским пониманием изображаемого, опираясь на поиски известных художников Дали и Эшера. При этом Фукуда не копировал, а продолжал свой собственный поиск.

Работы Фукуды нашли понимание и эмоциональный отклик по всему миру, и в России тоже. «Эмоции одинаковы во всем мире, а традиции — нет» – так говорил Фукуда [5]. Именно отличие, даже полный отрыв от традиционного, стали особенностью творчества дизайнера.

Проект мастера «Сто улыбок Моны Лизы». Портрет Моны Лизы, выполненный Фукудой – это копия известной работы Леонардо да Винчи. Но композиция Фукуды была составлена из ста различных изображений Моны Лизы. После успеха первой работы дизайнер еще не раз возвратится к разным интерпретациям этого образа.

При создании коллажа "Японская Джоконда", мастер использовал всего несколько почтовых марок. В другом случае исходным материалом послужили 50 различных флагов мира.

Оптические иллюзии в творчестве Шигео Фукуды присутствуют не только на плоскости, но и в скульптуре. В его знаменитой скульптурной композиции «Ланч в мотоциклетном шлеме» («Lunch With a Helmet On»), скульптор из сотен ложек, вилок и ножей спаял конструкцию, которая отбрасывает тень, контур которой напоминает форму мотоцикла.

С творчеством Шигео Фукуды мы познакомились в прошлом году. Михаил Сергеевич Волохов, старший преподаватель кафедры Дизайна, предложил студентам выполнить учебный проект, посвященный плакатам японского графика, под общим названием «Missing Fukuda». Обучающий метод «Fukuda» должен был поспособствовать разработке персонального стиля студентов графического дизайна. По словам ассистента кафедры Дизайна Н.В. Ушковой, «дизайнер должен уметь вначале составляющие дифференцировать, а потом синтезировать в разных комбинациях на основе и художественных, и технических знаний» [4].

Основная задача при создании плаката, посвященного памяти японского графика, заключалась в использовании образной метафоры. «Метафора, как средство образной выразительности, усиливает восприятие объекта. Это свойство метафоры, как и других тропов, основывается на способности человеческого сознания осуществлять акты сравнения, мыслить ассоциативно, то есть схватывать аналогию, схожесть одних воспринимаемых объектов с другими объектами», считает Игошина Т. С., кандидат искусствоведения [6].

Валерия Пушкарёва, студентка 1 курса факультета Дизайн, обратилась к теме природы, акцентируя внимание на проблеме бережного отношения к живому. Этот вопрос интересен автору. На плакате «Безмолвный крик» представлен цветок лотоса – символ возрождения, чистоты и духовности. Опираясь на метафору Шигео Фукуды, студентка передает образ человека при помощи изображения рук, которые «схватили природу за горло», не задумываясь о последствиях. Девушка использует черный и белый цвет, как антитезу двух миров – мира людей и мира природы, для большей передачи контраста. Линии, отрисованные рукой автора, мягкие и аккуратные, что говорит об утонченности художественного вкуса студентки. Плакат «Безмолвный крик» также затрагивает тему жадности. Три руки, представленные в работе, представляют образ трех людей, старающихся вырвать прекрасный цветок для себя. Это еще одна из серьезных проблем современного общества.

Александра Логачёва, студентка 1 курса факультета Дизайн, обращается к теме единства. На плакате «Друг за друга» представлены три человека, рука каждого лежит на плече соседа. Их взгляды также устремлены друг на друга, как знак доверия и надежды. Кожа изображаемых людей темная, что подразумевает множество, народ и его сплочённость. Цвет рукавов представляет образ Российского флага – белый, синий, красный. Жёлтый цвет фона создает эффект спокойствия. В то же время данным цветом автор предупреждает об опасности. Руки образуют треугольник, в центре которого находится лозунг плаката «Вместе мы сила». Работа также затрагивает тему войны и мира, как дань памяти Шигео Фукуды, для которого этот вопрос был важен.

Юлия Ишкина, студентка 1 курса факультета Дизайн, затрагивает тему человека и человечности. Как и японского мастера, студентку очень волнует данная тема. Плакаты олицетворяют сердце человека, подвергающегося сомнениям и вопросам. Сердце проникает сквозь плоскости, будто человек, который ищет себя в этом сложном огромном мире. Красный цвет, используемый студенткой, привлекает внимание зрителя. Красный – символ опасности, страха за свое будущее и будущее близкого.

Александра Рачкова, студентка 1 курса факультета Дизайн, обратилась к теме взаимоотношения между людьми, а также вопросу гармонии с собой и своими мыслями. «You are, but you aren’t» - что переводится, как: «Ты есть, но тебя нет». Эту фразу каждый понимает по-своему. Для автора это значит наличие конкретного человека в мире, но его отсутствие рядом; он может быть в мыслях, но не с Вами, поэтому его тени нет. Александра использует три основных цвета – черный, белый и красный, это позволяет добиться контраста. Кроме того, красный цвет передает страх, боль и попытку преломления себя, поэтому не случайно силуэты людей находятся на красной плоскости, они в зоне риска.

Анна Полякова, студентка 1 курса факультета Дизайн, создала плакат на тему взаимоотношения мужчины,представленного в образе ножа, и женщины, вилки. Столовые приборы всегда подаются парой, при отсутствии одного – нарушается комфортность потребления пищи, гигиеничность, эстетика. Также мужчине и женщине нельзя быть поодиночке, они сплетаются в одно целое. То, что не может сделать один, легко выполнит другой, и наоборот. Приборы выполнены в белом цвете, как символ чистоты и естественности взаимоотношения двух людей, а спокойный колорит фона не мешает восприятию плаката.

Итак, обучающий метод «Fukuda» позволил сделать попытку анализа персонального стиля студентов-дизайнеров, выявить характерные особенности работы с линией, цветом и образами. Темы, выбранные начинающими графиками, дают основание для суждения о личных эстетических и нравственных представлениях авторов, которые стали приоритетными при создании плакатов.

«Художник-дизайнер обладает творческой интуицией и нетрадиционным комбинаторным мышлением» – так считают доктор педагогических наук С.К. Ткалич и профессор И.В. Горбунов [2].

Работы Шигео Фукуды наполнены смыслом, скрытым при помощи знака и образа. Иллюзия, как основа творчества японского дизайнера, делает проекты уникальными, они приковывают внимание.

Литература

  1. Семестровый проект-2014 под руководством педагога М.С. Волохова. – Институт искусств: МПГУ. Москва.

  2. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне. Статья. Курс лекций и научная практика. Осенний семестр 2015. – Институт искусств: МПГУ. Москва.

  3. Ушкова Н.В. «Графический дизайн и мультимедиа: особенности синтез-комбинаторики смыслового и визуального восприятия». Статья.//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. №4. 2014. – С. 65-68.

  4. «ShigeoFukuda». Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://design-union.ru/portalnew/noosphera/names/1859-shigeo-fukuda

  5. Игошина Т.С. «Графический дизайн отечественного социального плаката». Автореферат. // Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики. Москва. 2009. – Режим доступа: URL: http://konesh.ru.

Просмотров работы: 972