ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ: СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЙ ЭФФЕКТ УНИФИЦИРОВАННЫХ РУБРИК И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫХ СИМВОЛОВ РЕКЛАМНОГО ЖУРНАЛА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ: СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЙ ЭФФЕКТ УНИФИЦИРОВАННЫХ РУБРИК И ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫХ СИМВОЛОВ РЕКЛАМНОГО ЖУРНАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Аннотация: в статье рассматриваются подходы к теории и практике создания современного журнала в работах зарубежных и отечественных специалистов. Сравнительный анализ помогает нам выявить сходства и различия в модернизации дизайна. Уточнена авторская идея стилевой концепции унифицированного рекламного журнала.

Ключевые слова: инфографика, унифицированный журнал, тематический рубрикатор, стилеобразующий эффект, инструментальный метод, бренд, научный показатель компетенции дизайнера.

Целью статьи является попытка проанализировать подходы к теории и практике создания современного журнала в мировой практике. Мы провели сравнительный анализ российских и зарубежных журнальных изданий. Метод сравнительного анализа помогает выявить сходства и различия.

Концепция оформления современного журнала является многогранной системой, которая опирается на огромный теоретический и практический опыт. Тенденции подхода к стилеобразующему эффекту меняются, но издательское дело не становится от этого поверхностным.

По мнению А.Н. Лаврентьева, именно издательское дело, благодаря общей ориентации на культурную революцию и ликвидации безграмотности, а также дореволюционным традициям книгопечатания, оказалось наиболее развитым по сравнению с другими видами производства [2].

Понятие «конструктивно-графический модуль» (КГМ) является основополагающим инструментальным методом при создании унифицированного оригинал-макета рекламного журнала. Однако этого недостаточно для художественной оригинальности печатного продукта. Поэтому специалисты большое внимание уделяют следующему креативному понятию: «стилеобразующий эффект». Данный метод обеспечивает нам синтез инструментального и креативного показателей печатного продукта: логотип журнала, определенные принципы, используемые журналом при верстке, типы заголовка, подзаголовка и т.д.

Данный комплекс является профессиональным портфелем дизайнера, работающего над созданием оригинал-макета печатного продукта/журнала. Также отметим, что внедрение научного показателя относится к новейшей практике обучения компетентного дизайнера [4, 5]. Периодичность выпускаемого журнала зависит от покупательского спроса на продукт. Следует помнить правило маркетинга: внешний вид журнала и его содержание остаются в памяти у читателей как бренд. Это не означает, что от редактора будут ждать в каждом выпуске кардинально новый формат художественного оформления обложки. Наоборот, покупатели ищут глазами свой любимый журнал на стенде среди обилия пёстрых обложек. КГМ журнала выполняет функцию унификации рубрикатора, где жестко определены тематические блоки. Как видим, рубрикатор и тематика блоков также участвуют в формировании бренда.

Безусловно, что важным моментом в разработке каждого выпуска является тематика содержания страниц. Покупатель (и читатель одновременно) доверяет избранному журналу многие годы. Читатель получает новые сведения, прислушивается к мнению редактора журнала, через авторов статей получает неизвестную ранее информацию, дополненную фотографиями.

В этой связи мы подчеркиваем важность унификации в создании оригинал-макета КГМ для выпусков журнала. Технологический прием унификации узловых звеньев сложных конструкций давно известен в машиностроении, в изготовлении таких механических приборов, как часы. История развития техники на планете - это тысячелетия. Методы подходов к унификации также модернизировались, крупные узловые механизмы становились более мелкими, детализированными.

Печатный журнал - это аналог сложной, структурированной на основе КГМ конструкции, в которой важен синтез повторяющихся моделей компонентов дизайна. Должна быть оригинальность концептуального замысла с продуманным композиционным и цветовым решением, где главные элементы будут схожи. Если добавим, что также учитывается и визуальный комфорт восприятия: шрифт заголовков и подзаголовков, фон, эстетика информации, то можно представить объемы работы дизайнерского коллектива по созданию каждого выпуска.

Воздействие на читателя оказывает цвет. В мировой практике разработаны цветовые нюансные шкалы в компьютерном формате, что облегчает колористическую работу дизайнеров. Более того, современный человек достаточно скрупулёзно подходит к выбору «своей» цветовой гаммы. В журнале набор цветовой палитры должен полностью соответствовать тематическому контексту страницы. Разные типы журналов имеют свои тенденции к оформлению, поэтому для лучшего понимания рассмотрим их на примере сравнительного анализа.

Деловые журналы. Зарубежные деловые журналы очень часто применяют инфографику (схемы, таблицы, графики), уменьшая, таким образом, количество фотографий. В основном все содержание журнала состоит из аналитического текста. Наиболее популярные зарубежные журналы («Forbes», «Fortune», «Business Week») применяют похожие шрифты.

Что касается структуры журналов, они сильно схожи между собой, в отличие от изданий отечественных. В зарубежных изданиях не все темы имеют одинаковую значимость материала. Например, для крупных тем у них существует отдельная рубрика. Принцип структурирования дополняется жанровым подходом. Таким образом, иностранный журнал может вмещать в себя информацию и об экономике и о финансах, не делая акцент на чем то определенном. Акцент производится именно на отборе «важности» материала.

Отечественные деловые журналы («Деньги», «Эксперт», «SmartMoney») применяют разнообразные техники графического оформления. Особенностью можно выделить небольшое использование фотографий большого размера, которые российские редакторы заменяют внедрением графики. В структуре российских журналов замечено внимание к темам, не имеющим отношения к бизнесу (политические, развлекательные). Часто применяется «двухуровневая рубрикация».

Научно-популярные журналы. Зарубежные издания, расширяющие кругозор читателя («National Geographic», «Geo»), активно используют стилевое оформление. Уделяется серьезное внимание к иллюстрациям, шрифтам, цвету, печати. Цвета используются в основном зеленые, желтые и синие, что символизирует озабоченность изданий экологией планеты.

Инфографика активно помещается на полосах журналов, но в более визуализированном употреблении, в отличие от деловых журналов. Не используются схемы и диаграммы, а в основном подачи в виде карты, где нарисован исследуемый объект. Одна из тенденций: большое свободное место для маленького материала статьи. Таким заметкам отводится целая полоса, привлекая читателя. Интерес к тексту возрастает не только от его содержания, но и от эстетики его подачи.

Мы согласны с мнением доктора культурологии Г.И. Фазылзяновой, в том, что художественный текст как высший продукт человеческого творчества отражает реальность в ее эстетическом измерении, но он в тоже время преобразует ее, выступая по отношению к ней в качестве замысла, проекта [7].

Журналы «Вокруг света», «Наука и жизнь» схожи с зарубежными журналами в конструировании иллюстраций. Маленькие объемы текста разбросаны в мозаичном порядке с броскими заголовками. Главная тенденция сегодня: гипертекстовость. Вследствие этого новшества стал популярен и одноколонный набор.

Подводя итог исследования современных тенденций, можно заметить, что тематико-ценностная направленность широка и разнообразна. Культурная значимость, новые прорывы в разных направлениях, и, наконец, стилевые концепции. Всё это влияет на особенность формирования унифицированного рекламного журнала.

Вывод. Глобализация в мире помогает объединять концепции зарубежного и отечественного журнала, создавая новейшие модули стилевого оформления. Вместе с плюсами глобализации появляются и значимые минусы. Несмотря на «легкость» повествования современных журналов, интернет и телевидение имеют возможность быстрее доносить «свежую» информацию. Журналы делают акцент на оформлении, но новое интернет-поколение заинтересовано в электронных доступах, а не в печатных изданиях. Именно для решения этой проблемы дизайнеры, редакторы современных журналов придумывают все новые и новые конструктивно-графические модули (КГМ) конструкции оригинал-макета для привлечения масс.

Литература

  1. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России. Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Москва, 2007. – 200 с.

  2. Лаврентьев А.Н. История дизайна. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с. Режим доступа: http://www.hse.ru

  3. Сундуков А.С. Дизайн российских журналов: история, теория, практика. Дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Воронеж, 2011. – 171 с.

  4. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне». Курс лекций и практика. Осенний семестр 2015. Кафедра дизайна. Институт Искусств: МПГУ.

  5. Ткалич С.К. Основы коммуникативного дизайна: пособие для дизайнеров. – М.: кафедра дизайна, 2007. – 110 с.

  6. Фазылзянова Г.И. Текст как культурный феномен // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – Казань РФ. 2011. № 2.– С. 12-16.

  7. Фазылзянова Г.И., Ткалич С.К., Файзрахманова Г.К. Этнохудожественный и графический потенциал российского дизайна. Коллективная монография. Проект 2014 года. – МГГУ им. М.А.Шолохова. Издательство КазГУ. Казань.

Просмотров работы: 639