МОНОПСОНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОНОПСОНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Гузанова П.С. 1
1СПбГЭУ в г.Великий Новгород
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Монопсония- это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цену. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкурентной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома.

Термин «монопсония» взят из древнегреческого языка и означает «один покупатель», так же как и «монополия» означает «один продавец». Термин «монопсония» введен в экономическую науку английским экономистом Джоан Робинсон, его принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цены.[1]

Монопсония на рынке труда возникает при следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

  • данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

  • этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);

  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда.[2]

Примеры монопсонии в России:

  • Министерство обороны на рынке вооружения;

  • Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.

Монопсония как рынок, представленный единственным покупателем, графически отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Рынок труда в условиях монопсонии

Принято говорить о двух основных типах рынка монопсонии – государственный и коммерческий.

Первый тип характеризуется тем, что государство является единственным покупателем какого-либо товара, например, вооружения. Иногда подобная ситуация может быть запланирована с целью поддержки некоторых отраслей (например, сельское хозяйство).

Второй тип монопсонии, то есть коммерческая, имеет временный характер, она неустойчива. В условиях сбалансированного рынка она может спровоцировать искусственное снижение цен, навязывание невыгодных условий договора и многое другое. Во избежание таких последствий действует антимонопольное законодательство.

Власть монопсонии - это способность покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой.[1]

Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса (рисунок 2).

MIC=MRP

Рисунок 2. Принятие решений о найме монопсонистом

На рисунке 2 это точка С. Мы видим, что фирма-монопсонист нанимает меньшее количество работников (Lc) в сравнении с точкой равновесия и на совершенно конкурентном рынке ресурсов (LA), выплачивает им более низкую заработную плату (w2 < W1). На рынке ресурсов производства с совершенной конкуренцией точка равновесия устанавливается там, где доход от предельного продукта ресурса сравнивается с его ценой.

Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.[3]

Его отличительными особенностями являются:

  • единственный продавец, обеспечивающий весь объем отраслевого предложения, а одна фирма представляет собой отрасль;

  • отсутствие товарных заменителей;

  • блокирование входа в отрасль путем создания технологических (эффект масштаба) или законодательных барьеров (патенты, лицензии и т.п.);

  • отсутствие стратегического поведения

Примером чистой монопсонии может являться одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк в маленьком городе и.т.д.

Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс","Истман Кодак","Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM),"Сони" и т. д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.: Микроэкономика. Краткий курс. 2-е изд.-СПБ:Питер, 2008г.,272с.

  2. Википедия - сводная энциклопедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Монопсония

  1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н.: Микроэкономика: Учебник / - 2-e изд.-М: КноРус, 2011г., 320с.

Просмотров работы: 5608