ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Колядa П.В. 1, Кочеткова О.В. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что противоречие— это отношение двух суждений, каждое из которых является отрицанием другого. В обыденной жизни под противоречием мы понимаем несогласие, противоположность интересов или мнений по одному и тому же поводу. Целью работы является анализ позитивных и негативных сторон информационного общества [7].

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний[9]. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

1.Увеличение роли информации, информационных технологий в жизни общества;

2. Возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3.Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4.Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

1) Эффективное информационное взаимодействие людей;

2) Их доступ к мировым информационным ресурсам;

3) Удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

4) Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Стремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в результате научно-технического прогресса приобретает сегодня характер мощной по своим масштабам информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку и другие сферы общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом. Информация и знания становятся одним из стратегических ресурсов государства, масштабы использования которого стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а доступ к ним - одним из основных факторов социально-экономического развития.

Увеличение роли информации в России проходило в несколько этапов, в настоящее время протекает этап формирования политики в сфере построения информационного общества [8].

РФ не стоит на месте, уже была разработана и вступила в силу стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года [10]. Данная стратегия позволит развивать не только общее положение информационных технологий в РФ, но и развивать отдельные сегменты.

Все это ведет к увеличению роли информации и информационных технологий в жизни российского общества. Предусматривается также увеличение численности студентов, принятых в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего и профессионального образования по направлениям подготовки, высококвалифицированных специалистов по специальностям информационных технологий, инженерным специальностям. По прогнозам аналитиков к 2018 году система образования должна подготовить не менее 350 тыс. новых специалистов в области информационных технологий.

Но, несмотря на то, что государство пытается увеличить число людей занимающимися информационными технологиями, присутствуют факторы ограничивающие развитие информационных технологий в России [10]. Такими факторами являются:

  • недостаточный уровень подготовки специалистов;

  • недостаточно высокая популярность профессий отрасли информационных технологий;

  • обострившийся в последние годы дефицит кадров;

  • недостаточное количество ведущихся в стране исследований мирового уровня в области информационных технологий;

  • недостаточный уровень координации действий органов государственной власти и институтов развития по вопросам развития информационных технологий;

  • слабое использование возможностей государственно-частного партнерства в области обучения и исследований.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности и с помощью многих технологий: радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ .

С информатизацией государства тесно связана проблема цифрового разрыва. То, что в России регионы очень сильно отстают от мегаполисов в развитии ИКТ, известно. Проблема гораздо глубже, так как цифровой разрыв – это разрыв между целыми слоями общества в культурном, экономическом, политическом и других аспектах. Невозможно провести информатизацию общества, пока значительная масса людей ограничена в доступе к ИКТ. Новое общество в информационную эпоху уже сталкивается с новыми проблемами и опасностями, против которого нет «исторического иммунитета». Опасности цифровой тирании и ограничения приватности, манипулирования общественным сознанием, информационные преступления (кражи, вымогательства и т.д.) [11].Но, в данный момент правительство РФ борется с информационным разрывом путем увеличения прозрачности и открытости власти. Одним из путей ее решения является переход к оказанию государственных услуг в электронном формате.

Согласно «Стратегии развития информационного общества в России» к концу 2015 году 100% государственных услуг должно оказаться, в том числе, и в электронном виде [10].

Для предотвращений информационных преступлений в России создаются новые подразделения ФСБ.

Так как информатизация общества в России проходит успешно, все больше и больше людей получают доступ в сеть интернет, тем самым получают доступ к мировым информационным ресурсам. Но в угоду большого объема информации, трудно выбрать качественную и достоверную информацию. Но не смотря на это, происходит эффективное информационное взаимодействие людей. Увы, не все так хорошо, в данный момент ввелось очень много ограничений в сети Интернет. Долгое время российский Интернет не подвергался цензуре. В 2012 году интернет в России занимал 31 место из 60 стран по уровню свободы слова, и вошёл в категорию «частично свободный». В 2012 году в силу вступил закон о клевете, который предполагает уголовную ответственность журналистов и интернет-пользователей, которые оскорбляют политических деятелей, вредят их имиджу и деловой репутации. В октябре 2013 года в Минкомсвязи подготовлен законопроект, который предполагает предоставлять ФСБ постоянный и прямой доступ к информации о деятельности пользователей, передаваемой через интернет, таким образом, спецслужбы смогут свободно получить прямой доступ к IP-адресам, именам учетных записей и адресам электронной почты. С одной стороны, это помогает предотвращать многие информационные преступления, выявление экстремистов, но это является нарушением Конституции и нарушением прав на неприкосновенность частной жизни [12].

Таким образом, подводя итог анализа развития информационного общества, можно отметить положительные качества в развитии информационного общества:

  • равные возможности в доступе к информации всех слоев населения

  • безопасность информационного общества и информации

  • управление информационным обществом со стороны государства

Помимо положительных качеств, способствующих развитию информационного общества, имеются и отрицательные, которые это самое развитие тормозят:

  • большое влияние на общество оказывают СМИ

  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей

  • проблема отбора качественной и достоверной информации

  • возрастает возможность совершения преступлений в сфере использования информации

Правительство РФ очень сильно обеспокоено разрывом в информатизации населения, и всячески пытается сделать этот разрыв меньше. Пути развития выбраны правильно, население все больше и больше информатизируется: доступные Интернет и телекоммуникации, бесплатный Wi-Fi в общественном транспорте. Но к данному пути развития можно смело добавить бесплатное обучение населения информационным технологиям, помощь государства операторам сети Интернет и телекоммуникаций, доставку своей продукции в отдаленные населенные пункты Российской Федерации.

Используемая литература

1. В.Л. Иноземцев Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы – М.: Логос, 2000 стр.19-22.

2. В.Г. Хорос, В.А. Красильщиков Постиндустриальный мир и Россия – М.: Эдиториал УРСС, 2001 стр. 3-7, 251-259

3. А. Лактионов Информационное общество: Сб. – М.: ООО Издательство И74 АСТ, 2004 стр. 355-426,428-507

4. И.С. Мелюхин Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития – М.: Издательство МГУ, 1999

5. Ф.Уэбстер Теории информационного общества Перевод с английского М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной под редакцией доктора филологических наук, проф. Е. Л. Вартановой - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2004, стр.5

6. Чернов А.А. Проблемы и противоречия формирования глобального информационного общества/И..ЗДАНИЕ № 2

7. Противоречие https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8%D0%B5 (дата обращения: 25.12.2015)

8. Электронная Россия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F(дата обращения: 23.12.2015)

9. Информационное общество

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.8F(дата обращения: 23.12.2015)

10. Минкомсвязь России Cтратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года http://www.minsvyaz.ru/ru/documents/4084/(дата обращения: 24.12.2015)

11. Шевцова Л. Путин движется к «концу истории».

http://www.inosmi.ru/stories/06/12/22/3498/237330.html(дата обращения: 23.12.2015)

12. Интернет в России https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.A6.D0.B5.D0.BD.D0.B7.D1.83.D1.80.D0.B0_.D0.B8_.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B1.D0.BE.D0.B4.D0.B0(дата обращения: 24.12.2015)

Просмотров работы: 4729