МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Дербенева Е.В. 1, Королева Т.П. 1
1ФГБОУ «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В статье рассматривается функционирование ГАУ РМ «МФЦ», предоставляющего государственные и муниципальные услуги населению. Выявлены преимущества и недостатки многофункциональных центров, представлены наиболее востребованные услуги, оказываемые МФЦ Республики Мордовия.

Annotation

The article discusses the functioning of the state institutions of the Autonomous Republic of Mordovia «MFC» providing state and municipal services to the population. The advantages and disadvantages of multipurpose centers, presents the most popular services provided by multifunctional center of Mordovia.

Ключевые слова: информационные технологии, многофункциональный центр, государственные и муниципальные услуги.

Keywords: information technology, multi-center, state and municipal services.

Современный этап развития общества характеризуется усиленной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Актуальность вопросов информатизации всех сфер общественно-экономической жизни общества вполне очевидна. Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий сегодня возрастает [6, С.9].

Использование информационных технологий имеет колоссальное значение для повышения эффективности и улучшения механизмов работы органов государственного и муниципального управления. Поэтому совершенствование применения информационных технологий в государственных и муниципальных органах власти сегодня представляет собой одну из важнейших задач руководства нашей страны.

Одной из приоритетных задач при построении современного государства, модернизации системы государственного управления и местного самоуправления является улучшение работы многофункциональных центров (МФЦ), занимающихся предоставлением государственных и муниципальных услуг, и открытие их в тех населенных пунктах, в которых они еще не функционируют. Реализация таких центров способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Проект по созданию сети МФЦ стал приоритетным направлением административной реформы начиная с 2007 г. В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [1]. Требования к организации деятельности МФЦ, а также требования комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

Основная задача МФЦ – реализация принципа «одного окна», т.е. создание единого места приема, регистрации и выдачи требуемых гражданами и юридическими лицами документов при оказании всех государственных и муниципальных услуг, предоставление гражданам и юридическим лицам возможности получать одновременно несколько взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.

Согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ могут одновременно представлять интересы как заявителей, так и государственных органов [1]. МФЦ осуществляют прием документов от заявителей, передачу их в соответствующие государственные органы на исполнение, отслеживание хода предоставления услуги, а также выдачу результатов заявителям. Также МФЦ является органом, куда заявитель может обратиться в случае возникновения у него проблем в процессе предоставления государственных услуг, запрошенных как в традиционной, так и в электронной форме. Данный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.

Первые МФЦ в Республике Мордовия были созданы в городском округе Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной, а также в Рузаевском муниципальном районе. Постановление Правительства Республики Мордовия «О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГАУ РМ «МФЦ») наделило ГАУ РМ «МФЦ» статусом уполномоченного МФЦ [3].

На 2015 г. в Республике Мордовия функционируют 18 МФЦ. Охват населения составляет более 69,8 процентов. МФЦ функционируют в Атяшевском, Лямбирском, Кадошкинском, Ковылкинском, Дубенском, Старошайговском, Ичалковском, Краснослободском, Чамзинском, Ромодановском,Ардатовском, Инсарском, Кочкуровском, Темниковском, Теньгушевском муниципальных районах. В 2015 году планируется открыть МФЦ еще в 4 муниципальных районах (в Атюрьевском, Зубово-Полянском, Большеберезниковском и Торбеевском муниципальных районах) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 48 муниципальных образованиях (в Атяшевском, Ардатовском, Дубенском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кочкуровском, Ельниковском, Краснослодобском, Лямбирском, Ромодановском, Теньгушевском, Торбеевском, Чамзинском муниципальных районах).Охват населения принципом «одного окна» составит более 90 процентов [4].

В МФЦ можно получить услуги в таких сферах, как социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; жилищные отношения; определение либо подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; регулирование предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день ГАУ РМ «МФЦ» оказывает такие услуги, как установление федеральной социальной доплаты к пенсии, выдача гражданам справок о размере пенсий (иных выплат), выдача заверенных копий архивных документов, также осуществляет информирование о положении на рынке труда в Республике Мордовия, предоставляет сведения, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц и др. Анализ деятельности 15 многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг по Республике Мордовия за январь–май 2014 г. показал, что наиболее востребованными являются государственные услуги, предоставляемые Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия – в среднем за рассматриваемый период от всего количества услуг 75 % (государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 31,3 %; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 18,6 %; государственный кадастровый учет недвижимого имущества – 8 %; предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости – 18,2 %; выдача свидетельств о государственной регистрации – 1,6 %), Управлением Федеральной миграционной службы по РМ – 5 %, Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения – 1 %. Муниципальные услуги органов местного самоуправления в республике в среднем за рассматриваемый период от всего количества услуг составляют 19 % [7].

На информационных стендах, стойках, демо системах ГАУ РМ «МФЦ» и официальном сайте центра размещена 100 % исчерпывающая информация, необходимая для получения заявителям государственных и муниципальных услуг: образцы заявлений, административные регламенты, нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление государственных и муниципальных услуг.

На базе центра функционирует CALL-Центр, осуществляющий информирование и консультирование заявителей путем использования ресурсов телефонной сети общего пользования, а также информационно-телекоммуникационной сети Internet [4]:

- о местонахождении и графике работы МФЦ;

- о перечне и порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, которые оказываются на базе центра;

- о перечнях документов, которые необходимы для получения государственных и муниципальных услуг, а также о сроках предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра;

- о готовности документов, являющихся результатами предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра;

- о размерах государственных пошлин и иных платежах, связанных с получением государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра и порядке их уплаты;

- о порядке предоставления дополнительных (платных) услуг, оказываемых центром.

В настоящее время ГАУ РМ «МФЦ» оказывает платные и бесплатные услуги, которых более 100. На 1 января 2015 г. общая сумма доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг равна 507901,75 руб. За период с 01.01.2015 г. по 30.09.2015 г. общее количество государственных и муниципальных услуг, оказанных МФЦ заявителям составило 73464. По сравнению с предыдущим годом количество оказываемых услуг возросло на 31463. В 2014 г. данный показатель составлял 42001 [4]. Анализ деятельности МФЦ республики показал, что количество государственных и муниципальных услуг, фактически оказанных заявителям сотрудниками МФЦ практически совпадает с количеством обращений заявителей в МФЦ, причем данные услуги оказаны в основном по принципу «одного окна».

Согласно данным официального обследования ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в 2014 г. составляет 98,9 %.

Среднее время ожидания заявителей в очереди для получения государственных и муниципальных услуг в 2014 г. составило 9 минут 42 секунды, для получения результата – 1 минута 16 секунд [4].

Среднегодовая численность работников в 2014 г. составила 61 человек, в 2015 г. – 73 [4].

При анализе ГАУ РМ «МФЦ» были обнаружены недостатки при записи в электронную очередь. Данный сервис работает в режиме online. После осуществления записи возможность внесения изменений в ранее осуществленную предварительную запись или отказ от нее исключена. Для нейтрализации представленного негативного момента желательно произвести внедрение возможности переноса уже запланированного визита на другое время с соответствующей сменой номера очереди.

Возникают проблемы при нахождении МФЦ региона, а также определенного муниципального района путем использования официального сайта МФЦ России. Перечень функционирующих МФЦ недостоверный; нет возможности перехода на официальный сайт МФЦ соответствующего района; при переходе на портал МФЦ региона открывается сайт Администрации городского округа Саранск вместо сайта МФЦ [5].

Также очень продолжительное время находится в обработке портал многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия, что может привести граждан в замешательство.

Но все-таки преимущества МФЦ превышают его недостатки. Итак, можно выделить основные преимущества МФЦ:

- оперативное и качественное обслуживание заявителей;

- использование наиболее высоких стандартов обслуживания;

- предоставление услуг с минимальными затратами времени заявителей;

- организация работы МФЦ в наиболее удобном для заявителей режиме;

- создание в МФЦ специально оборудованных мест приема и выдачи документов, мест ожидания и информирования;

- минимизируется количество документов, необходимых для получения государственных услуг.

Таким образом, МФЦ для населения – наглядный результат реформирования системы государственного и муниципального управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг и позволяет не только упростить процедуры оказания услуг населению, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении различных услуг.

Использованные источники:

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015), (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  2. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г.№ 1376. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  3. О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. № 61. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

  4. Официальный сайт ГАУ РМ «МФЦ». [электронный ресурс] – URL: http://www.mfc13.ru/

  5. Официальный сайт МФЦ России [электронный ресурс] – URL: http://мфц.рф/

  6. Развитие информационного общества. Зинина Л.И., Петрова Е.С., Аникина Н.В., Бажанова С.В., Глухова Т.В., Ефремова Л.И., Иванова И.А., Кузнецов А.Ф., Соколова М.Ю., Федякова Н.Н. Монография / Зинина Л. И. [и др.]; науч. ред. Л. И. Зинина. Саранск, 2010. – С. 9.

  7. Развитие электронного правительства в Республике Мордовия. Якимова О. Ю., Королева Т. П., Коваленко Е.Г., Полушкина Т.М. Монография / Якимова О. Ю. [и др.]; Издательство «Академия Естествознания». 2014. [электронный ресурс] – URL: http://www.monographies.ru/281-8425

Просмотров работы: 1924