СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Магомедова М.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«К вам обращаюсь, все причастные вместе со мной человеческой природе и гнетущим ее бедам! - такими словами от­крывает Я.А.Коменский страницы своей «Великой дидактики». - Давайте вместе рассмотрим состояние мира, повсюду то­нущего во зле, вместе ужаснемся, вместе восплачем — или лучше посоветуемся о том, как помочь делу, если только можно ему помочь!» [7]. Как свеж слог, по­чтителен стиль, благороден и чист язык педагога, обращающегося через столетия к нам, своим потомкам. С огромным ува­жением к читателю, в равноправном с ним диалоге ведет свою педагогическую речь великий гуманист. Подробно и по-житейски обстоятельно идет он со свои­ми учениками к постижению того, что человеку от природы свойственна гармо­ния нравов, что он создан для того, что­бы наслаждаться этой гармонией и страст­но стремиться к ней. Гимном человечно­сти является его мысль о том, что сам че­ловек есть не что иное, как гармония -как в отношении тела, так и в отношении души.

Обучение, по мнению Я.А.Коменского, должно быть в первую очередь направле­но на развитие общества, которым дви­жет "библейский гуманизм". Школа долж­на не только давать знания, но и система­тически, постепенно знакомить детей с тем, что он называл "humanitas",чтобы их поступки приобретали те черты доброде­тели, которые характерны для истинного благочестия. Истинное же благочестие пе­дагог понимал как поступки, которые идут от сердца и совершаются сердцем. Под «дидактикой» ее создатель разумел не только искусство из искусств, но дело чрезвычайной трудности, которое требует утонченного обсуждения! Учитель как носи­тель духовных ценностей призван уметь нести особый свет познания, чтобы зна­ние в его руках становилось откровением, возвышающим человека в его устремлен­ности к постижению образа мира и себя в этом мире.

Духовную связь мы находим в обраще­нии к современникам другого педагога-гу­маниста. "Человек, взгляни на себя и поду­май, какими путями придешь ты к согла­сию с самим собой и в чем вступишь в разлад с собой и со всем человеческим родом? — восклицал И.Г.Песталоцци. — Посмотри, какими путями ты можешь стать другом веры, любви, истины и спра­ведливости, другом Бога и людей? Огля­дись вокруг, оглядись пристально. Изучи человека во всем процессе его развития" [12]. Эти слова великого педагога напрямую обращены к нам с вами, к серд­цу человека любой национальности, лю­бой веры, любого столетия. Будучи чело­веком глубоко религиозным, ученый выяв­ляет первоисточник гуманистических чувств человека, основываясь прежде все­го на развитии идей христианского уче­ния: "Истинные средства воспитания на­рода, соответствующие человеческому ис­кусству развития наших сил и вечным за­конам, по которым развиваются сами силы, нужно искать преимущественно в том, что укрепляет и очищает нравствен­но-религиозное единство всех наших сил". Гениально просто очерчивает он природ­ный круг жизни в семье, считая его пер­вым и самым чистым средством развития нашей нравственной силы и рождающей­ся из нее свободы и совершенствования человека. Определяя особую роль нрав­ственного воспитания, И.Г.Песталоцци указывает на первоисточник гуманисти­ческих чувств человека. Первым "ростком нравственности" он считает чувство дове­рия. Это чувство как полнокровная река притягивает к себе другие. В нем видится и доверие к личности взрослеющего чело­века, в нем же заложена и педагогическая вера в его способности, в его доброту, в его высшее предназначение.

"Педагогика выросла исключительно на христианской почве", — утверждал ве­ликий русский педагог К.Д.Ушинский. Анализируя педагогические системы раз­ных стран Европы, он отмечал их значи­тельное сходство, объясняя это тем, что все они — ветви одного и того же могуче­го растения, семя которого было посеяно христианской церковью. К.Д.Ушинский благоговел пред великим гуманизирую­щим влиянием Евангельского учения. По его мнению, ни одна книга в мире не представляет собой более глубокой психо­логии, более верного знания людей. Что касается педагогики собственно русской, то многие его педагогические постулаты проникнуты идеями Православия как "ре­лигии, которая превратилась в плоть и кровь народа".

Изучая проблему влияния религиозной культуры на развитие педагогической мысли, невозможно пройти мимо такого необычного явления в педагогике, как ду­ховные откровения величайшего гуманис­та, польского педагога Я.Корчака. "Наеди­не с Господом Богом", — именно так на­звал он одну из своих книг, добавив при этом: "Молитвы тех, кто не молится" (1922). У Я.Корчака были свои сложные отношения с церковью, но не с Богом: "Отче наш, как же странен мир, сотворен­ный Тобой. Какую странную балладу игра­ет этот мир на арфе моей души". Велика потребность в общении с Высшим: «Боже Лучезарный! — пишет Я.Корчак в "Радост­ной молитве". — Расправил я плечи, глаза распахнул, грудь выпятил, улыбаюсь, голо­ву высоко поднял. Смотрю, жду, слушаю. В жилах не кровь бьет. А что? Радость! Чего Ты хочешь, Боже Лучезарный, заТвои щедрые дары? Что до меня, то кры­лья мне не нужны: земля мне в радость. И пусть облака надо мной, а вокруг зелень молодая, чистая, и ручеек пусть журчит Пью я воздух: "Твое здоровье, Боже"» [1].

Особое место в ряду размышлений пе­дагога занимает "Молитва воспитателя", раскрывающая сокровенный смысл процесса воспитания как некоего особого таинства. Януш Корчак, так пламенно поведавший миру о том, "как любить ребенка", вели­чайший из педагогов-гуманистов, завещал, потомкам такую силу Духа, силу Любви, которая сконцентрировала в себе высший смысл и великую духовность педагогики.

Эту духовную силу мы находим в педагогике А.С.Макаренко. Пройдя сквозь че­реду испытаний, в 1935 г. в письме к Горь­кому педагог с горечью признавался в том, что люди стали "деловые и суровые", что "умеют возиться только с материей, что явления в собственных душах для них стали непосильными" [2].

Тревожные нотки в размышлениях о состоянии духовности в обществе звучат у В.А.Сухомлинского, который также обес­покоен "жутким тяготением к жестокости, одеревенением, окаменением юных душ в результате того, что человек в юные годы теряет веру. Становится неверующим ни во что — это же страшно. Не верит в доб­ро. Не верит в святыни, не верит в чело­века, не верит сам в себя", — сетует он в письме к писателю А.И.Шарову [10].

Забота о душе и духовности побуждает В.А.Сухомлинского, нарушив запреты и ограничения, выразить сокровенное: "Воз­люби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя.Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя от­давай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем" [3]. В каких потаенных уголках души жило это слово, которое, вырвавшись наружу, разбудило, заставило дремлющее учительство пове­рить в то высокое, чистое и светлое, что несет в себе гуманная педагогика? "Возлю­би ребенка!" — для многих это прозвучало как долгожданная заповедь, как живое слово, адресованное учителю, каждому, кому доверена судьба детей.

Аксиологической основой христианс­кого учения принято считать Слово Гос­подне: "Заповедь новую даю вамъ, да лю­бите другь друга" (Ин. 13:34). В этих сло­вах усматривается обобщение всего уче­ния Христа, его главный смысл и высшая педагогическая мудрость - умение лю­бить. Многие поколения задавали себе вопрос: в чем же новизна христовой запо­веди? И каждое время находило для себя свой ответ, свое понимание и толкование. Св. Иоанн Златоуст писал: "Христос сде­лал заповедь новую по образу любви, ука­зывая при этом, что заповедь Господа о любви нова по силе и степени предписывае­мой ею любви".Александр Мень считал, что только близорукие люди могут вооб­ражать, что христианство уже было, что оно состоялось. "Оно сделало лишь пер­вые, я бы сказал, робкие шаги в истории человеческого рода. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравствен­ности, потому что евангельская стрела нацелена в вечность, потому что история Христианства только начинается" [9].

Согласно учению Христа, в Слове со­крыта сила Божественной благодати, ибо в нем действующей силой является лю­бовь. Слово есть орудие ее, от нее оно за­рождается, ею оно проникается и одушев­ляется. Венец слова Божия - Евангелие, и оно есть воплощение любви. Евангелие есть самое возвышенное учение о челове­ке, оно несет в себе исключительно высо­кую мораль. Как произведение подлинно­го высочайшего гуманизма, оно содержит в себе призыв к свету, к любви, к справед­ливости и к духовному совершенству: "Нет больше той любви, как если кто по­ложит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 12—13). Это подлинные слова Христа, которые являются основой христианской морали и добрых отношений между людь­ми. Мы еще только прикасаемся к смыслу, ощущению, внутреннему пониманию иосознанию Слова.

Познание христианского учения позво­ляет определить новое соотношение фи­лософии, социологии, педагогики, психо­логии, осознать, что философия выполня­ет по отношению к педагогике важную функцию объединения ее понятий икате­горий на единой фундаментальной осно­ве. Даже в трудных условиях идеологичес­кого давления выдающиеся педагоги стре­мились сохранить духовность педагогики. "Пусть философия определяет направле­ния поиска дидактических средств включе­ния личности в ауру духовности,— писал И.Я.Лернер. — Философской проблемой дидактики являются соотношение и взаи­мосвязь рационального и иррационально­го, разума и веры, науки и религии или любой другой мифологии в социальной культуре. Современная, дидактика без учета этой проблемы во многом бессильна»[8].

Духовность как вершина педагогиче­ской реальности позволяет наполнить особым светом образовательный процесс, вносит гармонию мыслей и созвучий во все педагогические измерения, органично соединяя в себе светское и религиозное начала. Воспитание бережного, почти­тельного отношения к высшим ценностям прошлого показывает, что педагогика рели­гиозная и педагогика светская, имея различия на уровне целей и задач, наследуют и глубокое внутреннее сходство: и та, и другая направле­ны на внутреннее совершенствование лично­сти.

Объединение сознания и подсознания через духовность позволяет личности дос­тичь необычайной силы вдохновения, подняться на вершину творчества. При этом чувственные переживания высокого духовного порядка гуманизируют самые раз­личные виды общественных отношений. Вы­растая из глубокой духовной близости, такие отношения ведут к новому понима­нию ценности знания, к новому ощуще­нию педагогической реальности. Согласно христианскому учению, зерно духовности изначально дано человеку Богом, а его взращение и возвышение зависит от само­го человека.

Наследуя идеи гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили раскрывает уникальные возможности развития личности, как уче­ника, так и учителя, открывает свой путь к высокой духовности. Он предлагает философско-педагогическое понимание цело­стности природы ребенка. Педагог дели­катен в своих высказываниях и в силу это­го основу гуманно-личностной педагогики выстраивает на допущениях, фундаменталь­ных аксиоматических началах, оставляю­щих Истину мировой классики. Суть их складывается из трех следующих положе­ний:

  • признается реальность, действитель­ность Высшего мира, Высшей силы, Лого­са, Бога, Абсолюта, Творца;

  • признается бессмертие души челове­ка, ее устремленность к вечному совер­шенствованию и восхождению;

  • земная жизнь принимается как отре­зок пути вечного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений вытекает:

  • каждый ребенок (человек) есть явле­ние в нашей земной жизни;

  • каждый ребенок есть носитель свое­го предназначения на Земле, своей мис­сии;

  • в каждом ребенке заключена неограниченная энергия его духа.

Эти идеи Ш.А.Амонашвили раскрывает в трактате "Школа Жизни" [4], где, сочетая теорию и практику, он обосновы­вает классическую формулу, гласящую, что ребенок не готовится к жизни, он уже живет, и раскрывает секреты — как воспи­тывать в нем жизнь с помощью самой жизни.

Гуманное педагогическое мышление позволяет по-своему расставить приорите­ты, подчеркивая, прежде всего, не цен­ность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная воз­можность собственного развития, становления. Сегодня изменилась роль учителя. От него ждут не информации, а живого слова, свежей мысли, оригинального про­чтения текста. Информационный поток настолько обширен и разнороден, что именно учитель призван помочь ученику отличить истинное знание от ложного, нравственное от безнравственного, уста­ревшее от перспективного и т.д. Самое высокое предназначение, даруемое учите­лю и ученику гуманной педагогикой, - это возможность свободного творчества. Именно развитие творческого потенциала личности в благотворной воспитательной среде на основе сотрудничества, перера­стающего в духовную общность ученика и учителя, стимулирует интерес, поиск, творчество. Дух и духовность являются синонимами самосовершенствования, а красота души российского учителя — это уникальное достояние нации.

Стремление сохранять и приумножать ценности образования свидетельствует о том, что Россия возвращается на путь сво­его духовного возрождения, где мера че­ловечности каждого отдельного человека определяется богатством его духовно­го мира, его способностью к сострада­нию, доброте, созиданию, милосердию. Н.Д.Никандров отмечает, что воспитание ценностей — это не столько педагогиче­ская проблема, сколько проблема разви­тия всего общества: «Ценности цивилиза­ции не ломаются как палка о колено и не создаются по заказу. Книги исторических религий человечества, так или иначе, ак­кумулировали житейскую мудрость наро­дов, являясь в этом смысле "энциклопеди­ями общечеловеческих ценностей» [11].

Воспитание — слово русское, высокое, благородное, чистое слово. Оно аккумули­рует в себе многое из того, что входит в сферу духовного. Именно душа была при­знана объектом педагогического влияния в дореволюционной России, ибо конеч­ной целью воспитания была забота чело­века о спасении души. Гуманная педагогика принимает воспитание как первоосно­ву всей жизнедеятельности и, возрождая отечественную традицию, наследует вели­чайший дар - воспитывать души человече­ские.

Путь к обновленной педагогике — этомобилизация всех культурных ресурсов, считает Е.А.Ямбург. По мнению педагога, только этот путь позволяет ощутить не­разделимость настоящего и будущего, по­чувствовать традицию культуры как цело­го, а не причудливого хаоса осколков. За­трагивая ценностные основания образова­ния, человек неизбежно вступает на поле культурно-исторической педагогики, кото­рая несет всю полноту ответственности за целостность и ценность образования, вы­полняя синтезирующую и смыслообразующую функции: «Имея дело с коренными, сущностными, в конечном итоге мировоз­зренческими вопросами, культурно-исто­рическая педагогика стремится дополнить бурное развитие ребенка вширь — тихим развитием внутрь, стараясь преобразить "человека умелого" в "человека духовного", что, в свою очередь, невозможно без ов­ладения ценностями культуры, пропустить это богатство через сердце, помочь ма­леньком)' человеку ощутить культуру как единое целое, чтобы прийти к подлинной духовной свободе личности» [13].

Сегодня рождается педагогика, кото­рая способна творчески и гуманно решать самые острые современные проблемы образования, найти новые пути к воспитанию духовности, нравственности, чести и достоинства. Необходимо создавать педа­гогику понимания, творчества, добросер­дечия, опираясь на богатейшие традиции мировой и отечественной классики, на богатство культурного наследия России. Все заметнее "дорога к Храму", все более явственно просматриваются тропинки, позволяющие открывать каждому пути к истинно гуманной педагогике.

Литература:

  1. Антология гуманной педагогики: Корчак Я.М., 1999.

  2. Антология гуманной педагогики: МакаренкоА.С. М„ 2000.

  3. Антология гуманной педагогики: Сухомлинский Р. А. М,. 1998.

  4. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000.

  5. Гамзатов Расул. Мой Дагестан. — Махачкала: Даггиз, 1974, с 247

  6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М„ 1993.

  7. Каменский Я.Л. Избр. пед. соч. Т. 1—2. М.,1982.

  8. Лернер И.Я. Философия образования // Пе­дагогика. 1995. № 4.

  9. Менъ А. Мировая духовная культура. Хри­стианство. Церковь. М„ 1995.

  10. Назарбаева С.А. Этика жизни. Алма-Ата,2001.

  11. Никандров Н.Д. Россия: ценности обществана рубеже XXI века. М., 1997.

  12. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч.: В 2 т.М., 1981.

  13. Ямбург Е.Л. Школа на пути к свободе. М.,2000

Просмотров работы: 653