ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Магомедова А.О. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Прежде всего, необходимо уточнить поня­тие «игровая деятельность», «игра». Наиболее общее определение игры даёт, пожалуй, Советский энциклопедический словарь: «Игра — вид непродуктивной дея­тельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе».

Игра — один из тех видов деятельности, которые исполь­зуются взрослыми в целях социализации, обучения различ­ным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игра, являясь важнейшим компонентом технологии вос­питания детей, становится полигоном для их социальных проб, т.е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются спо­собы решения возникающих проблем межличностных от­ношений.

В игре складывается особый тип отношений между взрос­лыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, твор­ческой.

В играх присутствуют самые разнообразные ситуации:

  • выбор игровой роли; способ участия в игре (один, в составе группы); выбор позиции в отношениях с дру­гими участниками;

  • разрешение трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;

  • успех и неуспех;

  • другие, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.

Перечисленные ситуации затрагивают как ролевые отно­шения, складывающиеся в процессе игры, так и отноше­ния, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.

Несмотря на большое многообразие игр, С. А. Шмаков вы­деляет четыре главные черты, присущие их большинству:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимае­мая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его ре­зультата (процедурное удовольствие);

  • творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творче­ства»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперни­чество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, эмоциональное напряже­ние);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последова­тельность ее развития [2].

С. А. Шмаков анализирует различные попытки класси­фицировать игры и предлагает разделить игры на три большие группы: 1) игры с готовыми (жесткими) прави­лами; 2) игры (вольные), правила которых устанавливают­ся по ходу игровых действий; 3) игры, в которых есть и свободная игровая стихия, и правила, принятые в каче­стве условия игры и возникающие по ходу. Автор также различает каждый вид по следующим внешним призна­кам: содержанию, форме, месту проведения, составу и ко­личеству участников, степени регулирования и управле­ния, наличию аксессуаров. К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособле­ние, воображение, подражание, состязание, импровиза­цию, имитацию и т. д., и соответственно различают игры заданного типа и импровизационные, самобытные и под­ражательные, обособленные или открытые, пассивного типа или активного и т. п.[2]

Не отрицая других подходов к классификации игр, С. А. Шмаков предлагает взять за ее основу человеческую деятельность и разделить все игры на следующие виды:

  • физические и психологические игры и тренинги: дви­гательные (спортивные, подвижные, моторные); экста­тические, экспромтные игры и развлечения; освобож­дающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);

  • интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры

(учебно-предметные, обучающие, познавательные); стро­ительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кно­почные игры); игровые методы обучения;

  • социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подра­жательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные);

  • комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность [2]).

Подробнее остановимся на социальных играх, которые в большей мере сориентированы на социализацию ребенка.

Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в своих характеристиках сюжетно-ролевой игры. Мы приводим их близко к авторскому тексту. Итак, роле­вая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она:

  • представляет собой форму моделирования ребенкомпрежде всего социальных отношений;

  • воссоздает социальные отношения в материальной, до­ступной ребенку форме;

  • выступает активной формой экспериментального пове­дения.

Для данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие социально-ориентирующей игры. Социально-ори­ентирующая игра — это большой импровизированный спек­такль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.

Таким образом, главный педагогический смысл этих игр — создание ус­ловий для социальных проб детей в имитируемой социаль­ной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в ко­торых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него цен­ностей, нравственных установок и своего социального опы­та. Социально-ориентирующая игра имеет свои особеннос­ти. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыг­рываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения — уже не изображаемые, а действительные, реальные, Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут расходиться друг с другом. Каждая игра имеет свои отличительные признаки:

  1. Вариативность, выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре — ведущего или ведомого; идти с командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; какие испытания пройти.

  2. Имитация реальных социальных проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем.

  3. Комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.

Литература:

  1. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических мате­риалов по проблемам воспитания. — М., 2002.

  2. Шмаков С. А Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994.

  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагно­стики. - М., 2001.

Просмотров работы: 1422