ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Гаджибалаева П.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а в результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей Родине, готовность или отказ служить Отечеству. Идеологию современного общества, особенно молодого, строят средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Не всегда это "строительство" идёт в правильном направлении, но нет сомнений в том, что современные СМИ оказывают на него определённое - и даже очень сильное - влияние. И если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении патриотизма, так что материалы прессы могут только соответствовать или противоречить ему, то поколение молодых людей всё ещё находится в стадии самоопределения, а следовательно воздействие печатных и электронных изданий на него носит наиболее ярко выраженный характер.

Средства массовой информации, однако, не стремятся приобщить молодёжь к патриотическому воспитанию. В прессе, в телевизионных передачах наблюдается явный упадок популярности патриотических, научно-популярных, исторических программ. В первую очередь это объясняется тем, что если такие передачи на телевидении и есть, то они идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Кроме того, очень незначительное количество молодых людей имеют время или заинтересованы в просмотре таких телепередач или чтении политических и научных статей. И современные СМИ никак не стремятся поднять авторитет передач или публикаций на подобную тему, сделать их более привлекательными и интересными для поколения молодых людей.

Низкий уровень культуры и нравственности ведет к плохому воспитанию, что впоследствии может привести к очень печальным последствиям. Уже сейчас у некоторого количества молодых людей вызывает удивление вопрос, когда началась вторая мировая война. Главная задача телевидения и прессы - просвещать, но они со своей миссией не справляются. Конечно, в вопросах рэкета, криминальных группировок, наркотиков все превосходно осведомлены, но вот в исторических вопросах, культуры речи, поведения и других важных проблемах редкий человек может блеснуть своими знаниями.

Воспитание патриотизма в молодежи является стратегической необходимостью для России. В настоящее время общество нашей страны находится в состоянии концептуальной неопределенности. Необходимо изменить ситуацию, характеризующуюся социально-правовой незащищенностью ветеранов, несправедливым использованием природных богатств, отсутствием стабильности и единства в обществе. Кроме того, особенно важным воспитание патриотизма подрастающего поколения представляется в условиях угрозы глобального терроризма. Сложившиеся условия диктуют необходимость развития программ, которые должны обеспечиваться государством.

Очевидно, что государство одно не может справиться со столь сложной задачей. В этом вопросе ему потребуется помощь средств массовой информации, отвечающих за распространение пропаганды политического и патриотического воспитания, и самого поколения молодых людей, стремящихся поддержать и реализовать программу.

Для активизации работы в области подготовки молодежи для решения новых задач, стоящих перед обществом, необходимо:

1. Разработать и внедрить методологические и учебно-методические материалы по формированию у молодежи стремления к созидательной деятельности, направленной на обеспечение безопасности России.

2. Разработать систему переподготовки кадров, осуществляющих руководство в молодежной среде на всех уровнях, используя структуры Министерства образования РФ.

3. Создать информационную среду по формированию созидательной деятельности молодежи в интересах безопасности России.

4. Разработать предложения по созданию специализированной программы на телевизионном российском канале "Культура" по освещению деятельности Министерства образования РФ в сфере молодежной политики.

5. Организовать выпуск всероссийского научно-популярного журнала "Молодежь и безопасность России".

6. Создать электронный сайт Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ "Молодежь, устремленная в будущее", содержащий базу данных методологических и учебно-методических материалов, а также организовать тематические конференции с использованием сети Internet.

7. Сформировать серию учебных и научно-популярных видеофильмов для обязательного показа в воспитательных целях в системе образования.

8. Организовать комплекс мероприятий по подготовке молодежи к созданию семьи и воспитанию детей.

9. Создать новые и переориентировать уже существующие информационно-аналитические центры при администрациях субъектов РФ по моделированию социально-экономических и организационно-технических процессов государственного управления страной, обучая и привлекая для этого молодежь.

10. Обобщить и распространить опыт работы молодежи в политических клубах, молодежных правительствах, Народных университетах, центрах и клубах ветеранов и т.д.

Учитывая негативное влияние введения института цензуры в средства массовой информации и одновременно констатируя факт опасного воздействия бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый подход к регулированию информационного пространства РФ на основе матрицы сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

В последнее время среди широких кругов общественности идет обсуждение различных аспектов развития России, но среди множества проблем, в настоящее время, недостаточно внимания уделяется проблеме государственного самосознания граждан и в первую очередь формирования патриотических чувств среди российской молодежи. Патриотизм спасет Россию - можно иногда прочитать и такое в политологических статьях, посвященных анализу лозунгов патриотизма и державности. Влияние идей патриотизма на становление личности и на формирование общественного сознания огромно. Подтверждение этих качеств патриотизма можно найти и в российском искусстве и в истории, и в социальном опыте народа.

В настоящее время качество патриотического воспитания детей и молодежи резко снизилось. Наблюдается практически полное отсутствие гражданской позиции среди социально активных групп населения.

У значительной части молодых людей разрушены или утрачены вовсе такие привычные для более взрослых черты, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов Родины, общества, своих близких. Все это - последствие многих факторов и духовных изломов в обществе, но такой результат не может не волновать и власть, и гражданское общество.

В последние годы заметно расширился ареал и разнообразие маргинальных субкультур, исповедующих асоциальное поведение. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности, откровенно фашистского и националистического характера, становятся реальной угрозой социальной и межнациональной стабильности в стране.

Это свидетельствует об антироссийской направленности системы ценностей современной молодежи, и как следствие о низком уровне патриотических чувств.

В силу этого важно понимание современного российского патриотизма.

Процесс формирования ценностных установок у молодого поколения идёт в сложной ситуации. Социальная стратификация, ценностный плюрализм, миграция населения обостряют процесс самоидентификации человека в разнородном обществе, что на практике часто приводит к двум крайностям: с одной стороны, маргинализации, представленной человеком без корней, с другой - национализму, провозглашающему под флагом патриотизма обособление какой-либо нации, очистку территории государства от всего чужеземного. Несостоятельность старой идеологии при отсутствии достойной новой автоматически привела к отказу от накопленного педагогического опыта, его принципов и подходов к организации педагогического процесса в духе патриотизма и гражданственности. Волна негативной информации в последние десятилетия также сыграла отрицательную роль в отношении молодежи к таким категориям, как "патриотизм", "гражданственность", "любовь к Родине".

Для создания и поддержания должного уровня патриотических настроений в обществе необходимо существование сильной идеологической концепции, включающей в себя признаки государственности и признаки принадлежности отдельного гражданина к народу Российской Федерации. Данная концепция должна не только описывать объекты патриотизма, но и преподносить их в выгодном свете, позитивно позиционируя Россию и российский народ.

Однако, те органы и институты, которые призваны отвечать за формирование стойких патриотических чувств у молодого поколения, т.е. телепередачи, электронные и печатаные газеты и журналы, в первую очередь молодёжные, не выполняют свою задачу в полной мере.

Литература:

1. Абдуллатипов, Р.Г. Феномен патриотизма в условиях рынка [Текст]: / Р.Г. Абдуллатипов. - М: Знание, 1991. - 234 с.

2.Гарбузова, В.В. Анализ проблемы патриотизма в молодёжной среде российского общества [Текст]: / В.В. Гарбузова. - Ломоносовские чтения. - 2003. - № 1. - с. 68-72.

3.Петров, С.Н. Направления героико-патриотического воспитания [Текст]: / С.Н. Петров. - М: Знание, 1996. - 212 с.

4. Пятикон, А.И. Формирование патриотического воспитания в рыночных условиях [Текст]: / А.И. Пятикоп. - М: Гэотар-Медиа, 2000. - 180 с.

5.Сулейманов, Р.Б. Развитие патриотического воспитания в образовательном учреждении [Текст]: / Р.Б. Сулейманов. - Новосибирск: Наука, 1995. - 159 с

Просмотров работы: 3138