Систему семейных ценностей мы определяем как совокупность позитивных установок на семью и брак, базовыми из которых являются любовь, рождение и воспитание детей, доверительное общение в семье.
Формирование семейных ценностей - целенаправленный процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи.
Молодая семья стала объектом внимания ученых в связи с ростом числа разводов, две трети которых приходится на молодые браки.
Подготовка молодежи к семейной жизни - это такая же важная проблема, как подготовка к профессиональной, политической, духовной, производственной и коммерческой деятельности. Ценности семьи необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах.
Далеко не все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье. Все связанное с этим представляется им малозначительным, тем более что брак и семья - дело далекого будущего. Справедливо в этих взглядах лишь то, что детям действительно рано еще думать о браке, и, тем не менее, не исключается необходимость готовить юношей и девушек к семейной жизни. Неоценимую роль в этом деле играет обстановка в семье, где ребенок рождается и вырастает. Первые социальные контакты, с которыми сталкивается ребенок, - это отношения между отцом и матерью, братьями и сестрами. Взаимная любовь и забота родителей друг о друге могут стать для ребенка доминирующим стереотипом поведения в его предстоящей семейной жизни. В процессе подготовки к самостоятельной семейной жизни положительное воздействие на ребенка оказывает привлечение его к работе по дому, выполнение им тех или иных обязанностей. Ребенок при этом приобретает или совершенствует специфические знания, навыки и способности, необходимые для будущего брака и семейной жизни.
На современном этапе мы все чаще и чаще обращаемся к вековым традициям предков в поисках методов воспитания подрастающего поколения. Сегодня мы находим интересными и полезными те традиции воспитания, которые веками складывались и исторически сопровождали процесс эволюционного развития человечества.
Система воспитания северокавказских народов восходит своими корнями к далекому прошлому и представляет собой сложный конгломерат общественных институтов - семьи, аталычества, гостеприимства, куначества, побратимства, покровительства, усыновления, совета старейшин, народных собраний и др.
Богатство традиций и обычаев народов Кавказа дает нам огромные возможности изучения тех первооснов, сложившихся в семье, которые непосредственно влияют на процесс воспитания семьянина. Восприятие детьми традиционных форм воспитания, особенно в семейном кругу, проходит естественно. Обычаи и традиции являются составной частью исторически сложившейся культуры того или иного народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к другим народам.
Традиционно воспитанию детей на Кавказе семье всегда придавали большое значение. Весь смысл воспитания был ориентирован на то, чтобы подготовить подрастающее поколение к семейной жизни. Образец настоящего горца и настоящей горянки требовал всестороннего физического, трудового, нравственного, эстетического и религиозного воспитания. Дети воспитывались на традициях и обычаях. Все семьи стремились к тому, чтобы воспитание было гармоничным. «Лучше совсем не иметь потомства, чем иметь плохое потомство» -гласит осетинская пословица.
В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавших приблизительно 6-8 и 10—12 годам и выявлявших традиционные половозрастные градации [1]. До 6-8 лет все дети независимо от пола играли, бегали, общались друг с другом относительно свободно. Правда, девочкам и мальчикам запрещалось вместе купаться в реке. В возрасте 10—12 лет обособление полов становится более строгим. Мальчиков из общего помещения дома переводили спать в кунацкую или отдельную комнату. В то же время подростки получали новый более полный комплект одежды, а на девочек надевали платок. Девочка с того момента должна была вести себя как девушка. Ей не разрешалось покидать дом с наступлением темноты, уходить далеко от дома, оставаться наедине с посторонними подростками, юношами или мужчинами, которым до нее нельзя было дотронуться пальцем.
Особое значение придавалось нравственному воспитанию девушек. В них воспитывались такие качества, которые считались необходимыми для дагестанской женщины: знание и строгое соблюдение обычаев, скромность, терпение, послушание и покорность старшим в семье, в будущем - мужу. Девушка к 12-14 годам знала требования, какие предъявляет к ней обычай.
Девочки с малых лет обучались умению шить, вышивать, ткать, готовить. С 7~8 лет девочка ухаживала за грудными братьями и сестрами, с 10 лет носила воду с реки, выполняла различные поручения, приучалась к другим работам по дому и по обслуживанию семьи. К 15-16 годам девушка уже была подготовлена к самостоятельному ведению домашнего хозяйства.
Девочки сызмальства ежедневно упражнялись в дагестанских танцах. Они также обучались игре на гармонике, к 12-14 годам уже принимали участие в праздничных выступлениях.
Воспитанием детей в семье занималась женщина. С 10-12 лет воспитанием мальчиков занимались отцы и старшие братья. Они брали их с собой на полевые работы, в лес и др. Мальчики учились ездить верхом, владеть оружием, управлять подводой. Их приучали ко всем мужским работам в семье. «В 13-14 лет мальчик, - отмечал К.Л. Хетагуров, - становился помощником отца во всех отраслях хозяйства, а к 16 годам свободно управлялся с сохой, владел топором, серпом и косой. С этих лет он делался взрослым, с правом голоса, членом семьи» [6].
Большое значение придавалось физическому воспитанию юношества. Первостепенное место в системе физического воспитания занимали стрельба в цель (вначале из лука, потом из огнестрельного оружия), вольная борьба, поднимание тяжестей, бег, перетягивание каната, лазание по столбу, фехтование на шашках и кинжалах, которые проводились в форме соревнований.
Из прививавшихся мальчикам нравственных качеств особое значение придавали чувству долга и родственной солидарности, дисциплинированности и вежливости, сознанию мужского достоинства. В общении со взрослыми мальчики усваивали кавказский этикет и обычаи.
Как видно из сказанного, все стороны процесса воспитания детей и подростков в семье были направлены на формирование у них семейных ценностей, на подготовку к семейной жизни. Брак считался необходимым для всякого порядочного человека. Безбрачие осуждалось, а подчас и высмеивалось.
В формировании семейных ценностей у молодежи большую роль играли и играют семейно-свадебные обряды.
У горцев отношения членов семьи регулировались не только народным этикетом, но и множеством семейных обрядов, адатами и обычаями. При этом основной целью брака было рождение детей и их воспитание, что в конечном итоге определяло судьбу женщины в семье.
Большое значение горцы придавали подготовке молодежи к семейной жизни. Они требовали от молодых ответственности в выборе спутника жизни и верности ему. В пословицах говорится: «Про мать расспроси и засватай дочь»; «Мужчина своему слову не изменяет». Брачным для юношей считался возраст 17-18 лет, а для девушек15-17 лет.
У горцев преобладающими были браки, заключаемые по сговору. Обряд заключения брака начинался сватовством и договоренностью о сро-ках свадьбы и становился всеобщим праздником. Сватами могли быть наиболее авторитетные мужчины, обычно занимающие видное общественное положение.
Свадьба сопровождалась весельем и разнообразными ритуалами, воспитательное значение которых огромно. Наблюдая и участвуя в происходящем, слушая исполнение обрядовых песен, знакомясь с содержанием здравиц, благопожеланий невесте и жениху, дети уясняли себе всю значимость новой семьи для молодых, вступивших в определенные отношения с родителями, близкими и с детьми. Они убеждались в том, что брак - это важный общественный институт, с которым связано продолжение рода, рождение и воспитание детей [5].
Рождение ребенка встречалось с большой радостью, особенно если это был сын. В доме отца ребенка устраивался большой пир, на который собиралась вся родня и знакомые, которые дарили подарки новорожденному.
Следующий большой праздник - годовщина со дня рождения ребенка. Когда ребенку исполнялся год, то перед ним раскладывались различные предметы: иголка с ниткой, кукла, игрушечная машинка, карандаш, ножницы, обязательно лепешка и др. Затем ребенка подводили к этим предметам и в зависимости от того, что он брал, определялась якобы его будущая специальность.
Сегодня эти праздники также широко отмечаются. Они выполняют воспитательно-эмоциональную функцию. На свадьбах и праздниках всегда звучит много музыки, песен, исполняются танцы и различные ритуалы.
Педагогическое значение семейно-свадебных обрядов состоит в том, чтобы приучить детей соблюдать горский этикет, проявлять сдержанность и благовоспитанность, радоваться человеческому счастью. Наблюдая и участвуя в проведении различных праздничных ритуалов, дети учились культуре общения, петь и танцевать, что поддерживалось и ценилось народом.
В современной дагестанской семье сохранились лучшие традиции в воспитании детей как и у всех народов Кавказа: уважение к старшим; почитание родителей; честность; преданность своему делу, по-прежнему принято прислушиваются к мудрому совету старика, оказывать почет и уважение старшему и женщине.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего, в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. Верно, заметил А.С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» [1]. Это относится и к семейному коллективу.
Часто можно слышать утверждения о том, что семейно-бытовой уклад горских народов пропитан консерватизмом. Однако именно семейно-бытовые устои, принятые на Кавказе, долгое время представляли собой основные правила, которые беспрекословно выполнялись, семейно-бытовой уклад горских народов служил средой, в которой существовали люди и воспитывались дети. Формирование личности ребенка происходило на личном примере, а не искусственными методами. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский особо подчеркивал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Вряд ли мы можем сегодня судить о том, насколько позитивно или негативно влияли обычаи и традиции горских народов на формирование личности. Важно то, что именно благодаря консерватизму семейно-бытовых отношений сохранилась горская семья, и именно они максимально оградили ее от многих пагубных явлений современного мира.)
Литература:
Макаренко А.С. Методы воспитания / А.С. Макаренко // собр. соч. м., 1958. т. 5.(44)
Семья, семейные ценности и вопросы воспитания. – М., 2008.
Семья: традиции и современные тенденции //Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты: Ежегодник – 2007. – М.,
Скороходова Г.В. Связь поколений и информационное пространство Рода / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000.
Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988
Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе //Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.