ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Ахмедова М.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание будущего семьянина - задача, которая в последнее время стала очень актуальной. Оттого, какое внимание уделяется этой задаче, за­висит будущее института семьи. «Вос­питывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте роди­тели и педагоги», - считал А.С. Мака­ренко [1]. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без се­мейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкре­пляться им. Семья является одним из самых многогранных явлений обще­ственной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней.

Систему семейных ценностей мы определяем как совокупность пози­тивных установок на семью и брак, базовыми из которых являются лю­бовь, рождение и воспитание детей, доверительное общение в семье.

Формирование семейных ценно­стей - целенаправленный процесс подготовки к вступлению в брак, рас­считанный на воспитание позитивных установок и решение проблем моло­дой семьи.

Молодая семья стала объектом вни­мания ученых в связи с ростом числа разводов, две трети которых приходит­ся на молодые браки.

Подготовка молодежи к семейной жизни - это такая же важная пробле­ма, как подготовка к профессиональ­ной, политической, духовной, производственной и коммерческой деятель­ности. Ценности семьи необходимо формировать как в семье, так и в шко­ле и других образовательных учреж­дениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах.

Далеко не все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье. Все связан­ное с этим представляется им мало­значительным, тем более что брак и семья - дело далекого будущего. Справедливо в этих взглядах лишь то, что детям действительно рано еще думать о браке, и, тем не менее, не исключается необходимость готовить юношей и девушек к семейной жизни. Неоценимую роль в этом деле играет обстановка в семье, где ребенок рождается и вырастает. Первые со­циальные контакты, с которыми стал­кивается ребенок, - это отношения между отцом и матерью, братьями и сестрами. Взаимная любовь и забота родителей друг о друге могут стать для ребенка доминирующим стерео­типом поведения в его предстоящей семейной жизни. В процессе подго­товки к самостоятельной семейной жизни положительное воздействие на ребенка оказывает привлечение его к работе по дому, выполнение им тех или иных обязанностей. Ребенок при этом приобретает или совершенствует специфические знания, навыки и спо­собности, необходимые для будущего брака и семейной жизни.

На современном этапе мы все чаще и чаще обращаемся к вековым тради­циям предков в поисках методов вос­питания подрастающего поколения. Сегодня мы находим интересными и полезными те традиции воспитания, которые веками складывались и исто­рически сопровождали процесс эво­люционного развития человечества.

Система воспитания северокавказ­ских народов восходит своими кор­нями к далекому прошлому и пред­ставляет собой сложный конгломерат общественных институтов - семьи, аталычества, гостеприимства, куначе­ства, побратимства, покровительства, усыновления, совета старейшин, на­родных собраний и др.

Богатство традиций и обычаев на­родов Кавказа дает нам огромные воз­можности изучения тех первооснов, сложившихся в семье, которые непо­средственно влияют на процесс вос­питания семьянина. Восприятие деть­ми традиционных форм воспитания, особенно в семейном кругу, проходит естественно. Обычаи и традиции яв­ляются составной частью исторически сложившейся культуры того или ино­го народа. Они затрагивают все без исключения стороны жизни общества: взаимоотношения людей, отношения человека к обществу, к труду, к семье, к другим народам.

Традиционно воспитанию детей на Кавказе семье всегда придавали большое значение. Весь смысл воспи­тания был ориентирован на то, чтобы подготовить подрастающее поколе­ние к семейной жизни. Образец на­стоящего горца и настоящей горянки требовал всестороннего физическо­го, трудового, нравственного, эстети­ческого и религиозного воспитания. Дети воспитывались на традициях и обычаях. Все семьи стремились к тому, чтобы воспитание было гармонич­ным. «Лучше совсем не иметь потом­ства, чем иметь плохое потомство» -гласит осетинская пословица.

В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовав­ших приблизительно 6-8 и 10—12 годам и выявлявших традиционные половозрастные градации [1]. До 6-8 лет все дети независимо от пола играли, бегали, общались друг с дру­гом относительно свободно. Правда, девочкам и мальчикам запрещалось вместе купаться в реке. В возрасте 10—12 лет обособление полов становится более строгим. Мальчиков из общего помещения дома переводили спать в кунацкую или отдельную комнату. В то же время подростки получали новый более полный комплект одежды, а на девочек надевали платок. Девочка с того момента должна была вести себя как девушка. Ей не разрешалось по­кидать дом с наступлением темноты, уходить далеко от дома, оставаться наедине с посторонними подростка­ми, юношами или мужчинами, кото­рым до нее нельзя было дотронуться пальцем.

Особое значение придавалось нрав­ственному воспитанию девушек. В них воспитывались такие качества, которые считались необходимыми для дагестанской женщины: знание и строгое со­блюдение обычаев, скромность, терпе­ние, послушание и покорность старшим в семье, в будущем - мужу. Девушка к 12-14 годам знала требования, какие предъявляет к ней обычай.

Девочки с малых лет обучались умению шить, вышивать, ткать, го­товить. С 7~8 лет девочка ухаживала за грудными братьями и сестрами, с 10 лет носила воду с реки, выпол­няла различные поручения, приуча­лась к другим работам по дому и по обслуживанию семьи. К 15-16 годам девушка уже была подготовлена к са­мостоятельному ведению домашнего хозяйства.

Девочки сызмальства ежедневно упражнялись в дагестанских танцах. Они также обучались игре на гармонике, к 12-14 годам уже принимали участие в праздничных выступлениях.

Воспитанием детей в семье зани­малась женщина. С 10-12 лет воспи­танием мальчиков занимались отцы и старшие братья. Они брали их с собой на полевые работы, в лес и др. Маль­чики учились ездить верхом, владеть оружием, управлять подводой. Их приучали ко всем мужским работам в семье. «В 13-14 лет мальчик, - от­мечал К.Л. Хетагуров, - становился помощником отца во всех отраслях хозяйства, а к 16 годам свободно управлялся с сохой, владел топором, серпом и косой. С этих лет он делался взрослым, с правом голоса, членом семьи» [6].

Большое значение придавалось фи­зическому воспитанию юношества. Первостепенное место в системе физического воспитания занимали стрельба в цель (вначале из лука, потом из огне­стрельного оружия), вольная борь­ба, поднимание тяжестей, бег, пере­тягивание каната, лазание по столбу, фехтование на шашках и кинжалах, которые проводились в форме сорев­нований.

Из прививавшихся мальчикам нрав­ственных качеств особое значение при­давали чувству долга и родственной со­лидарности, дисциплинированности и вежливости, сознанию мужского достоинства. В общении со взрослы­ми мальчики усваивали кавказский этикет и обычаи.

Как видно из сказанного, все сто­роны процесса воспитания детей и подростков в семье были направлены на формирование у них семейных ценностей, на подготовку к семейной жизни. Брак считался не­обходимым для всякого порядочного человека. Безбрачие осуждалось, а подчас и высмеивалось.

В формировании семейных ценно­стей у молодежи большую роль играли и играют семейно-свадебные обряды.

У горцев отношения членов семьи регулировались не только народным этикетом, но и множеством семей­ных обрядов, адатами и обычаями. При этом основной целью брака было рождение детей и их воспитание, что в конечном итоге определяло судьбу женщины в семье.

Большое значение горцы придава­ли подготовке молодежи к семейной жизни. Они требовали от молодых ответственности в выборе спутника жизни и верности ему. В пословицах говорится: «Про мать расспроси и за­сватай дочь»; «Мужчина своему слову не изменяет». Брачным для юношей считался возраст 17-18 лет, а для деву­шек15-17 лет.

У горцев преобладающими были браки, заключаемые по сговору. Об­ряд заключения брака начинался сва­товством и договоренностью о сро-ках свадьбы и становился всеобщим праздником. Сватами могли быть наи­более авторитетные мужчины, обычно занимающие видное общественное положение.

Свадьба сопровождалась весельем и разнообразными ритуалами, воспи­тательное значение которых огромно. Наблюдая и участвуя в происходящем, слушая исполнение обрядовых песен, знакомясь с содержанием здравиц, благопожеланий невесте и жениху, дети уясняли себе всю значимость но­вой семьи для молодых, вступивших в определенные отношения с родителя­ми, близкими и с детьми. Они убеж­дались в том, что брак - это важный общественный институт, с которым связано продолжение рода, рожде­ние и воспитание детей [5].

Рождение ребенка встречалось с большой радостью, особенно если это был сын. В доме отца ребенка устраивался большой пир, на который собиралась вся родня и знакомые, которые дари­ли подарки новорожденному.

Следующий большой праздник ­­- годовщина со дня рождения ребен­ка. Когда ребенку исполнялся год, то перед ним раскладывались различ­ные предметы: иголка с ниткой, кук­ла, игрушечная машинка, карандаш, ножницы, обязательно лепешка и др. Затем ребенка подводили к этим предметам и в зависимости от того, что он брал, определялась якобы его будущая специальность.

Сегодня эти праздники также ши­роко отмечаются. Они выполняют вос­питательно-эмоциональную функцию. На свадьбах и праздниках всегда зву­чит много музыки, песен, исполняют­ся танцы и различные ритуалы.

Педагогическое значение семейно-свадебных обрядов состоит в том, чтобы приучить детей соблюдать горский эти­кет, проявлять сдержанность и благовос­питанность, радоваться человеческому счастью. Наблюдая и участвуя в прове­дении различных праздничных ритуа­лов, дети учились культуре общения, петь и танцевать, что поддерживалось и ценилось народом.

В современной дагестанской семье сохранились лучшие традиции в воспитании детей как и у всех народов Кавказа: уважение к старшим; почитание родителей; честность; пре­данность своему делу, по-прежнему принято прислушива­ются к мудрому совету старика, ока­зывать почет и уважение старшему и женщине.

Добрые традиции сплачивают се­мью, позволяют сберечь те зерна ра­зумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Воспитательная сила тра­диций состоит, прежде всего, в том, что заключенный в них опыт воспринима­ется подрастающим поколением наи­более естественным путем. Верно, за­метил А.С. Макаренко: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция» [1]. Это относится и к семейно­му коллективу.

Часто можно слышать утверждения о том, что семейно-бытовой уклад горских народов пропитан консер­ватизмом. Однако именно семейно-бытовые устои, принятые на Кавказе, долгое время представляли собой основные правила, которые беспре­кословно выполнялись, семейно-бытовой уклад горских народов служил средой, в которой существовали люди и воспитывались дети. Форми­рование личности ребенка происхо­дило на личном примере, а не искус­ственными методами. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский особо подчеркивал: «Воспитание, создан­ное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспи­тательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа». Вряд ли мы можем сегодня судить о том, на­сколько позитивно или негативно влияли обычаи и традиции горских народов на формирование лично­сти. Важно то, что именно благодаря консерватизму семейно-бытовых от­ношений сохранилась горская семья, и именно они максимально оградили ее от многих пагубных явлений совре­менного мира.)

Литература:

  1. Макаренко А.С. Методы воспитания / А.С. Макаренко // собр. соч. м., 1958. т. 5.(44)

  2. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания. – М., 2008.

  3. Семья: традиции и современные тенденции //Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты: Ежегодник – 2007. – М.,

  4. Скороходова Г.В. Связь поколений и информационное пространство Рода / Международный Год Пожилых Людей: социальные исключения по полу и возрасту. Саратов. 2000.

  5. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988

  6. Торнстон Л. Геронтология в динамическом обществе //Социальная геронтология: современные ис­следования: Реферативный сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам, 1994.

Просмотров работы: 709