ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Абзаидов Д.Б. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование у учащихся способностей к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда возможно лишь при условии овладения ими коммуникативной культурой. В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость введения современных образовательных технологий.

Успешное стабильное существование ученической группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению и кооперативных взаимосвязей. Учащийся, который не может легко и свободно сотрудничать с одноклассниками, вероятнее всего, будет изолирован. В классах, работающих по принципу сотрудничества, повышается продуктивность, и создаются более благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры в отличие от тех, в которых индивиды находятся в отношениях конкуренции. Общепризнанно, что для внутригрупповых отношений наиболее действенной является не конкуренция, а сотрудничество.

Необходимость введения современных образовательных технологий обусловлена так же возможностью создания условий для самостоятельного решения коммуникативных проблем учащимися.

Педагогическая технология – эта та категория, от которой зависит, какого характера познавательную деятельность включается ученик в образовательной среде школы в процессе обучения, что в свою очередь отражается на качестве его достижений в сфере коммуникаций (М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.).

По утверждению ряда отечественных исследователей, в настоящее время понятие «технология» нельзя отнести к общепринятым в консервативной педагогической науке [1, С.15], таким образом, это достаточно новое понятие, обладающее широким спектром различных дефиниций.

В современной литературе под технологией понимается, прежде всего, реализация системного метода формирования и использования всего образовательного процесса [5, С.35-36].

Технология может рассматриваться с нескольких позиций. С одной стороны, под технологией обучения понимается единство средств и методов отбора, презентации, трансформации и предъявления образовательной информации. С другой стороны, технология обучения может быть представлена как совокупность знаний о способах влияния преподавателя на учащихся в условиях образовательного­ процесса с применением отобранных технических и информационных средств.

В самой же технологии обучения такие понятия, как содержание, методы и дидактические приемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вследствие этого технологию обучения следует признать категорией системного характера. В структуру технологии обучения как системы входят, соответственно, цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация образовательного процесса, учитель и ученик как его субъекты, результат деятельности.

В последние десятилетия стал активно использоваться термин «педагогическая технология». Его определения сводятся к совокупности психолого-педагогических установок, которые определяют выбор и сочетание форм, методов, способов, приемов обучения и педагогических средств. Такая совокупность, по мнению Б.Т. Лихачева, ­есть инструментарий педагогического процесса [3, С.124].

Педагогическая технология может рассматриваться как с процессуальной, так и с системной точки зрения. В рамках первой В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как «содержательную технику реализации учебного процесса», а И.П. Волков характеризует ее как «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» .

В.М. Монахов видит в рассматриваемом понятии продуманную во всех деталях модель педагогической активности ученика и учителя по планированию, организации и реализации учебного процесса [4, С.67], а М.В. Кларин – «системную совокупность и порядок функционирования» всех личностных, технических и методических средств воздействия, используемых для достижения педагогических целей [2, С.47].

Системный подход прослеживается и при понимании педагогической технологии как последовательной, взаимо­обусловленной системы действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуще­ствляемых в педагогическом процессе с целью решения различных пе­дагогических задач:структурирование и конкретизация целей пе­дагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педаго­гического процесса и т.д. При этом Г.К. Селевко подвергает понятие «педагогическая технология» содержательному обобщению, вбирающему в себя смыслы всех определений предыдущих авторов .

На основе анализа литературы мы пришли к выводу о целесообразности рассмотрения наряду с понятием «педагогическая технология» понятие «коммуникативно-диалоговых технологий».

Глобализация образовательной системы, интеграционные тен­денции как внутри естественнонаучных, технических и гуманитар­ных областей, так и между ними, усиление и актуализация человеко­ведческого и обществоведческого компонентов научного знания с не­избежностью приводят к необходимости разработки адекватных современным требованиям коммуникативно-диалоговых технологий обучения и воспитания в сис­теме образования.

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативной культуры учащихся определяется тем, что в процессе ее использования в образовательной среде школы, деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях (А.А. Бодалев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.)

Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у учащихся такие качества как гибкость, критичность, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества. В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии: постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся; 3.целеноправленный ход обсуждения; анализ и оценка дискуссии; подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.

Данная технология относится к социогенным. Коммуникативно- диалоговые технологии (проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог, дискуссия с игровым моделированием, направленный диалог и др.) в образовательной среде школы опираются на развивающую концепцию усвоения, что обусловлено полиаспектностью коммуникативной культуры.

Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся. Коммуникативно-диалоговая технология организована циклично и включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе коммуникативной деятельности. Учебный процесс организован на диалоговой основе, а учебный материал выстроен на базе личностно-смысловых и эмоционально-психологических характеристик.

В целом коммуникативно-диалоговая технология направлена гуманизацию и демократизацию межличностных отношений учащихся. Основными структурными составляющими коммуникативно-диалоговой технологии являются: 1) философская база; 2) концептуальная основа; 3) содержание образовательного процесса, общие и частные цели, а также содержательный аспект учебного материала; 4) процессуальная часть, под которой подразумевается технологический процесс, включающий организацию собственно процесса обучения, способы и приемы дидактической активности, диагностику.

Охарактеризуем основные структурные компоненты коммуникативно-диалоговой технологии, способствующей формированию коммуникативной культуры учащихся.

Внедрение педагогических технологий, направленных на формирование коммуникативной культуры сопровождалось диагностикой учащихся в промежутках между этапами. Это положение стало отправным в процессе апробации педагогических технологий формирования коммуникативной культуры учащихся.

Литература:

  1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, – 1978. – 216 с.

  2. Ковина Т. Е., Колеченко А. К., Агафонова И. Н. Коммуникативная культура и ее экспертиза / Ком. по образованию Санкт-Петербурга, С.-Петерб. ун-т пед. мастерства. – СПб.: Б. и., 1996. – 19 с

  3. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности // Вопросы философии. – 1979, № 8. – С.31.

  4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 196 с.

  5. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. – Ижевск, 1994. – 328 с.

Просмотров работы: 1756