Народная педагогика возникла еще в древности и у лакцев формировалась также как и у каждого народа. Даже самый малая нация имел свои идеалы человека, свои средства и методы воздействия сознание и средства. Пути претворения их в жизнь, имеют и все народы Дагестана. При внимательном изучении оказывается, что свои особые арсеналы народной педагогики имеют даже отдельные дагестанские аулы. В то же время обнаруживается, что в этно-педагогике всех народов, проживающих в Дагестане, много общего. Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что основные (фундаментальные) установки народной педагогики не противоречат современным достижениям педагогической науки.
Как отмечает Ш.А.Мирзоев, дагестанская народная педагогика - это нераздельная часть огромного опыта воспитания подрастающего поколения, выработанного на протяжении тысячелетий. Особое значение народной педагогики в Дагестане состояло в том, что дагестанские горы не создавали условий для легкой, обеспеченной жизни. Жизнь давалась неустанным трудом, который вырабатывал у людей силу, твердость, настойчивость и умение переносить лишения. Суровые климатические условия, крайняя ограниченность земельных угодий привели к развитию домашних промыслов. Детей с ранних лет учили не только правилам поведения, но и различным видам деятельности. За многие годы своей нелегкой жизни лакцы накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, а также методы и средства воспитания человека.
Самое большое внимание в народной педагогике Дагестана уделялось нравственному воспитанию. Различные деятели из других стран, посещавшие наш горный край в разное время, обращали внимание на то, что для жителей здешних мест характерны такие качества как свободолюбие, трудолюбие, героизм, взаимопомощь, смекалка, выносливость, умение создавать и беречь красоту. "'Будь человеком!" - такое требование выдвигали перед ребенком, как только он начинал понимать. Под словом "человек" горцы подразумевали носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе и в быту. В данном кодексе лакцы представляют совокупность представлений о чести, человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом (этносом). Отсутствие в человеке хотя бы одного из этих качеств, влекло за собой потерю уважения к нему как к личности. Так формировалась и развивалась Народная педагогика Дагестана
Народная педагогика любого этноса является формой хранения и передачи народом установок о воспитании. Ее сердцевиной являются те качества людей, которые считались и моральными. У лакского народа, к примеру, настоящим мужчиной считается тот, у кого хорошо развиты высокое чувство человеческого достоинства, гордости (в добром смысле), честность, справедливость, трудолюбие, настойчивость, упорство, щедрость. Высоко ценились также ум, смелость, мужчин, забота о нуждающихся.
Лучшими качествами лакской жены считались скромность, доброта, аккуратность, трудолюбие, любовь к детям, супружеская верность. У всех народов Дагестана презирались такие качества как жадность, мстительность, болтливость, неумение сдержать данное слово. Лакцы не уважали тех, кто любит только себя, проявляет неуважение к старшим, больным, тех, кто нечестным путем накапливает богатство. Одним из важнейших (положительных) моральных качеств у лакцев считается гостеприимство, уважительное отношение не только к родственникам, но и к всем своим аульчанам, особенно людям старших возрастов
Примечательным является и тот факт, что правила гостеприимства и уважительного отношения распространялись не только на жителей своего аула или своей национальности, но и на представителей других Дагестанских народностей. Все дагестанцы, независимо от их этнической принадлежности, считались своими. Дагестан считался нашей обшей родиной. Многие горцы имели кунаков, проживающих в других районах, и их принимали как родных. Все эти добрые традиции не только хранились, но и развивались и передавались новым поколениям. Формами хранения и передачи народной мудрости были и являются: обычаи, нравы, традиции, устное народное творчество (пословицы, поговорки, колыбельные песни, потешки, загадки, былины), предания, эпические песни.
Бедное существование на каменистой земле веками воспитывало в лакцах сметливость и деловую хватку. Лакцы малочисленный народ. Но в СССР, в процентном соотношении на душу населения, лакцы по числу научных работников занимали первое место. Про лакцев говорили, что они с пеленок стремятся в библиотеку, научившись ходить, стараются поступить в институт, а оседлав коня, готовятся защитить диссертацию.Каждый житель лакской земли помимо своего родного языка и русского, знает еще несколько языков соседних аулов. Лакский язык чрезвычайно богат. Лакцы вправе гордиться тем, что на их родное наречие переведены многие произведения русской и мировой классики, в их числе Коран, «Витязь в тигровой шкуре», «Махабхарата», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Ричард III» и все 154 шекспировских сонета, стихи, поэмы, повести, рассказы Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого. Эти и многие другие переводы свидетельствуют о том, что у лакского литературного языка есть несомненное будущее.
Жизнь лакцев регулировали многовековые традиции гостеприимства, взаимопомощи и кровной мести. До середины XIX в. в случае убийства сельский старшина старался примирить кровников, уговорить потерпевший род принять плату за кровь от рода убийцы. Если примирение не состоялось, старшина выдавал убийцу родственникам убитого для расправы. После вхождения лакских земель в состав России виновного в убийстве стали высылать из селения на шесть-семь лет, в течение которых ему безнаказанно могли мстить родственники убитого. По истечении этого срока убийца мог возвратиться домой. Сельский старшина собирал родственников убитого, показывал им убийцу и объявлял его неприкосновенным. Иногда убийца, завернувшись в белую ткань, неожиданно являлся перед матерью убитого, и насильно прикасался губами к ее груди. Таким образом он становился молочным братом убитого и избавлялся от кровной мести. Лакский обычай требовал мести не только за убийство, но и за ранение. Плата определялась в зависимости от тяжести нанесенного увечья.
У лакцев на долго сохраняется ряд этикетных норм семейной жизни: уважение к старшим, ориентация на раннее трудовое воспитание детей, взаимопомощь родственников и др.
В прошлом среди лакцев было много лудильщиков, каменщиков, а в Советскую эпоху – колыбель талантливых учителей, врачей, инженеров, экономистов, ученых.
Проводя учебно-воспитательную работу с пользованием традиций и обычаев, учителя и родители должны также хорошо осознавать, что система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков, сохранение этих традиций и обычаев, бережное отношение к ним будет способствовать преемственности поколений, станет одним из факторов сохранения особенно тех маленьких народностей, которые живут в Дагестане.
Национальная школа, особенно если она расположена в ауле или селе, которое существует много столетий (а таких в Дагестане большинство), имеет реальную возможность использовать арсенал народной педагогики не только для формирования нравственного сознания и воспитания нравственных чувств. При разумной организации и работы, целенаправленных усилиях педагогических коллективов таких школ, они могут стать очагом сохранения и развития национальной культуры, добрых традиций и обычаев народа
Лакцы соблюдали обычаи гостеприимства и взаимопомощи. Большим позором считалось прослыть человеком, не угодившим гостю. При постройке дома и других работах, требующих значительного числа рабочих рук, лакцы прибегали к обычаю «марша». Приглашенные на помощь родственники и соседи работали в праздничных одеждах, под песни и музыку и за свой труд получали от хозяина угощение.
Лакский фольклор включает героический и исторический эпос, лирические, обрядовые и бытовые песни, сказки, поговорки, загадки. Песни исполняются под аккомпанемент музыкальных инструментов: чунгура (мандолины), зурны (гобоя), барабана, бубна, скрипки. На всех этих инструментах играют преимущественно мужчины. Ни один праздник или свадьба у лакцев не обходится без танцев. Танцуют парами, не касаясь друг друга, причем танцующая женщина бычно не смотрит в лицо своему партнеру.
Сейчас исчезают многие старые обычаи и обряды традиционного семейного и общественного быта. С сожалением можно отметить, что многие традиционные развлечения, праздники, как и некоторые произведения фольклора лакцев, ушли в прошлое и не известны не только молодому поколению, но и людям среднего возраста. В большей степени это относится к лакцам - горожанам. Проблема эта не только лакская - общедагестанская.