МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Ларина О.В. 1
1БУЗ ВО "Вологодская городская поликлиника №3"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время наблюдается повсеместное включение компьютерной техники в различные области деятельности человека. Особенно важны технологические достижения в медицине и смежных с ней науках. Мероприятия по внедрению современных технологий выхаживания глубоко недоношенных детей, родившихся с экстремально низкой и очень низкой массой тела, заявлены Правительством Российской Федерации, как первоочередная задача, стоящая перед здравоохранением [3].

У недоношенных детей неонатальный период сопровождается патологическими изменениями терморегуляции, электролитного баланса, обмена белков, жиров и углеводов, они требуют долгосрочного искусственного питания, массивной медикаментозной терапии. Но даже при качественном уходе и лечении у детей, имеющих значительную недоношенность в дальнейшем диагностируются расстройства слуха, зрения, задержка умственного развития, снижение интеллекта, нарушения речевого развития, детский церебральный паралич и другие нарушения.

В связи с этим, данная категория детей нуждается в эффективных программах ранней медико – психолого - педагогической абилитации, которые станут залогом предупреждения или смягчения вторичных отклонений в развитии, позволят компенсировать имеющиеся недостатки настолько, что ребенок будет способен включиться в общий образовательный поток.

Ранняя комплексная поддержка представляет собой систему специально организованных мероприятий, и может функционировать как совокупность направлений деятельности учреждений, относящихся к системе здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Каждое отдельно взятое учреждение отвечает за выполнение поставленных задач и определенных функций в пределах своей компетенции [2]. Координация деятельности учреждений, участвующих в оказании комплекса услуг ребенку и его родителям является залогом успеха в ранней диагностике и своевременной коррекции нарушений развития у детей с периода новорожденности.

Одной из первых задач в любой программе раннего вмешательства является диагностика нарушений развития и определения группы риска. Здравоохранение - первая система, «в поле зрения» которой должен попасть каждый новорожденный ребенок. Поэтому выявление детей с нарушениями в развитии следует начать с учреждений системы здравоохранения, т. к. именно они имеют для этого достаточные ресурсы. Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья регламентировано Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761" О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". Среди основных задач, поставленных перед системой здравоохранения, в Указе Президента обозначены такие, как:

  • обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями;

  • создание системы ранней профилактики инвалидности у детей, всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Рассмотрим существующую систему ранней помощи детям с ОВЗ и регламентирующую ее нормативно – правовую базу в системе здравоохранения.

Этапы диагностики отклонений в развитии у детей раннего возраста.

Этап

Место проведения

Цели диагностики

1 этап

женская консультация

  • Выявление детей группы социального риска;

  • Пренатальная ультразвуковая диагностика врожденных пороков развития;

  • Пренатальная диагностика наследственных генетических заболеваний (синдром Дауна, Эдвардса и др.);

  • Диагностика инфекционных заболеваний, приводящих к формированию врожденных пороков развития (токсоплазмоз, краснуха, герпес и др.).

2 этап

родильный дом

  • Неонатальный скрининг на наследственные заболевания: фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, галактоземия, муковисцидоз, адреногенитальный синдром;

  • Скрининг перцептивного развития: аудиологический, ранняя диагностика ретинопатии недоношенных.

3. этап

отделения патологии новорожденных и выхаживания недоношенных при детских больницах

  • Уточнение врожденных пороков развития (слуха, зрения, и т.д.), генетических синдромов, диагностика родовых травм, последствий перенесенных инфекций.

4 этап

районные детские поликлиники

  • Система профилактических осмотров и наблюдений за ребёнком в декретированные сроки

5 этап

клиники федерального значения

  • Уточнение диагнозов, рекомендации по дальнейшему наблюдению и лечению

В России скрининговая пренатальная диагностика регламентирована Приказом Министерства здравоохранения РФ №50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» от 10.02.2003 г. и Приказом Министерства здравоохранения № 457 от 28 ноября 2000 года «О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей»[4, 5, 7].

Неонатальный скрининг новорожденных на такие заболевания, как фенилкетонурия, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром и галактоземию, проводится в родильных домах на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2006 г. № 185 «О массовом обследовании новорождённых детей на наследственные заболевания».

С целью раннего выявления отклонений в перцептивном развитии, всем новорожденным детям проводится аудиологический скрининг, а недоношенные дети из группы риска по формированию ретинопатии обеспечиваются динамическим офтальмологическим наблюдением. Мероприятия по аудиологическому скринингу регламентированы приказом Минздравмедпрома РФ от 29.03.1996 года № 108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от и 30.12.08г. №10329 «О проведении аудиологического скрининга».

В системе здравоохранения имеется настороженность по поводу нарушения зрения у новорожденных детей. В связи с этим, на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июля 2011 г. № 791н г. Москва "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты" разработана система ранней диагностики и медицинской помощи недоношенным детям с риском развития ретинопатии.

Следующим и основным учреждением здравоохранения, участвующим в решении вопросов ранней диагностики нарушений развития у детей является детская поликлиника, куда попадают все дети после выписки из родильных домов. Разработана система профилактических осмотров и наблюдений за ребенком, периодичность которых связана с декретированными возрастными сроками. Знакомство медицинского персонала с каждым ребенком начинается в первый день выписки из учреждений родовспоможения. Педиатр при первичном посещении оценивает анамнез, соматический статус и определяет группы риска развития различных заболеваний у ребенка и составляет план наблюдения за развитием младенца с учетом всех факторов риска.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”утвержден порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров с периода новорожденности с целью своевременного выявления заболеваний и отклонений в развитии. ДанныйПриказесть не что иное, как попытка создать комплексный подход в ранней диагностике заболеваний в системе здравоохранения и обеспечить динамическое наблюдение за детьми с ОВЗ. В соответствии с данным приказом, основным специалистом, обеспечивающим сопровождение ребенка с периода новорожденности до совершеннолетия является педиатр. Как показывает практика, педиатр выполняет огромную роль в своевременной диагностике заболеваний, но в основном нацелен на соматическую патологию. Согласно данному приказу регламентирован осмотр узкими специалистами. Динамическое наблюдение неврологом осуществляется в 1, 3, 6, 12 месяцев и затем перед поступлением в ДДУ, психиатром ребенок осматривается в возрасте 1 и 3 года. Однако, симптомы отклонений в развитии манифестируют в соответствии с процессами созревания корковых структур головного мозга, которые начинаются сразу после 1 года, и именно период от года до трех лет упускается из поля зрения специалиста. Кроме того, осмотры детей раннего возраста такими специалистами, как логопед, психолог, дефектолог не предусмотрены данным приказом, тем самым нивелируется принцип комплексности в сопровождении детей первых трех лет жизни.

В системе здравоохранения, остаются нерешенными и некоторые вопросы ранней дифференциальной диагностики нарушений развития у детей первых трех лет жизни. Процесс развития ребенка – это сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Диагностика отклонений в такой системе предполагает изучение всех её компонентов по основным линиям развития: моторной, перцептивной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, интеллектуальной. [1]

В настоящее время существует ряд проблем в организации скрининга психического развития в системе здравоохранения. Существует ряд факторов, препятствующих ранней диагностике отклонений по основным линиям психомоторного развития. К ним относятся:

  • поздняя манифестация симптомов заболевания связанная со степенью зрелости тех образований нервной системы, которые организуют болезненный ответ;

  • низкая осведомленность родителей об этапах нормального и нарушенного развития;

  • отсутствие стандартизированных психолого-педагогических методик для определения аномального развития, удобных для использования в практической деятельности специалистов;

  • отсутствие комплексного взаимодействия специалистов разного профиля в процессе выявления патологии у детей в возрасте до трех лет;

  • недостаточная подготовка специалистов по вопросам проведения процедур скрининга, способов фиксации и интерпретации (для родителей) его результатов;

В настоящее время активно проходит внедрение информационных технологий в систему медицинских учреждений Российской Федерации. В кабинете у каждого врача появился свой компьютер, подключенный к Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС). ЕМИАС – это государственная единая медицинская информационно-аналитическая система, которая создается с целью повышения качества и доступности медицинских услуг государственных учреждений здравоохранения. Использование современных информационно – коммуникационных технологий позволяет включить в медицинскую практику скрининговые методы выявления и ранней дифференциальной диагностики отклонений развития у детей. Одной из частей программы по созданию в медучреждениях Единой медицинской информационно – аналитической системы (ЕМИАС) является ведение электронной карты. В перспективе, именно благодаря электронным картам станет возможным обеспечить преемственность информации о пациенте между различными медицинскими, а в перспективе и социально-педагогическими учреждениями, что позволит улучшить качество медицинского обслуживания и реабилитации. Возможности ЕМИАС позволяют разрабатывать и внедрять свои собственные стратегии на базах медицинских учреждений различного уровня в области электронного здравоохранения [10, 11].

В настоящее время создано достаточное количество скрининговых методик для определения уровня развития ребенка раннего возраста, не требующих больших временных затрат, позволяющих произвести первичный отбор тех детей, которые нуждаются в дальнейшем наблюдении специалистов. Эти методы просты в обращении и могут применяться не только специалистами, но и родителями. Для более тесного взаимодействия родителей и специалистов необходимо создать нормативную базу на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, определить сроки прохождения скрининга развития в форме электронного опроса родителей (например, в 1, 3, 6, 12, 18, 24, 30 и 36 месяцев). Для удобства семьи важно предусмотреть возможность прохождения электронного тестирования на домашнем компьютере, в оптимальных временных условиях. Тесты можно разместить на сайтах поликлиник, а информацию размещать в индивидуальной электронной карте. Во время последующего приема у специалиста будут результаты предварительного тестирования и профиль развития ребенка с определением возраста развития по всем психомоторным линиям. Это сократит время на опрос родителей, даст полную и наглядную для родителей информацию об уровне развития ребенка по всем основным линиям. Специалист, проанализировав результат, даст родителям рекомендации по дальнейшему раннему развитию, а при необходимости назначит консультации специалистов педагогического профиля (логопед, психолог, дефектолог, социальный педагог и др.) или направит родителей в центр ранней помощи.

Таким образом, разработка и внедрение научно обоснованной, стандартизированной, удобной в применении в широкой практике и объединяющей усилия специалистов различного профиля методики ранней диагностики нарушений развития у детей является актуальной проблемой современности. Возможность раннего безвыборочного скринингового тестирования ребенка по всем линиям психо-моторного развития с графической фиксацией результатов приведет к своевременному выявлению и коррекции различных отклонений в развитии у детей раннего возраста.

Литература

  1. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. – М.: Изд-во «Наука», 1981. – С. 3–19.

  2. Методические рекомендации по обследованию и составлению индивидуальных программ ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностьюФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» Москва 2015 год

  3. Методическое письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 декабря 2011 г. № 15-0/10/2-11336 “Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой и очень низкой массой тела при рождении” ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова» ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/

  4. Пренатальная диагностика наследственных и врожденных болезней / Под ред. Э. К. Айламазяна, В. С. Баранова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. 415 с.

  5. Приказ Минздрава РФ от 28.12.2000 N 457 о совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей. http://www.bestpravo.ru/

  6. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1687н (ред. от 02.09.2013) "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2012 N 23490)

  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.10.2009 г. № 808 н «Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи», зарегистрировано в Минюсте РФ 31.11.2009 г., http://www.garant.ru/

  8. Разенкова Ю.А. Проблемы и перспективы региональной политики в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Ранняя психолого-медико-педаго-гическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. М., 2003. С. 30-44.

  9. Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы в норме и патологии. – М.: МЕД-пресс-информ, 2003.

  10. http://www.univadis.ru/

Просмотров работы: 1246