БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЛЬШИ И РОССИИ: НА ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ ПОЛЬШИ И РОССИИ: НА ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Хусаинова М.А. 1, Черткова А.А. 1
1Российский Университет Кооперации (Брянский филиал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегию зарубежных банков можно рассматривать и с точки зрения концепции диверсификации деятельности или же концентрации, которая в некоторой степени считается специализацией. Диверсификация деятельности является существенным шагом даже в условиях функционирующей рыночной экономики. Данные рынки также подвергаются стагнации, экономической депрессии, вследствие чего банки характеризуются более низкими оборотами и прибылью. Деятельность на других рынках уменьшает риск ухудшения финансовых результатов. Стратегия концентрации, в свою очередь, обеспечивает специализацию на определенном рынке.

Характерной чертой стратегии польских банков является отсутствие ясной специализации. Тем не менее, можно привести несколько примеров, когда банки разработали чѐткую специализацию. Прежде всего, следует отметить следующие банки: Банк Развития Жилищного Строительства – типичный ипотечный банк, предоставляющий строительные и жилищные кредиты; АО Цукробанк (Cukrobank S.A.) – обслуживание производителей и реализаторов сахара; Банк Охраны Окружающей Среды (BOŚ – BankOchronyŚrodowiska) – экологические инвестиции. Соответствующие кредиты составляют 2/3 всех кредитов этого банка; Банк Энергетики (BankEnergetyki) – финансирует инвестиции, связанные с энергетикой. Однако все эти банки не являются доминирующими на рынке. Ключевыми игроками (с точки зрения активов) являются типичные универсальные банки. К наиболее важным представителям этой группы можно отнести: PKO BP; CITI Handlowy; PKO S.A.; BRE Bank, а также созданный в период трансформации Getin Bank.18 Стратегия PKO BankPolski (PKO BP) заключается в создании ведущей группы в Польше. Главные элементы этой стратегии:

- ориентация на нужды клиентов;

- предоставление услуг высокого качества;

- сбалансированный рост (капитал должен направляться, прежде всего, на рост кредитов, сама же кредитная политика должна базироваться на собственном капитале и оставаться стабильной);

- занятие ведущих позиций во всех сегментах рынка.

Крупным и крупнейшим фирмам больше всего мешает очень высокий уровень цен на финансовые продукты и услуги, бюрократия и очень сложные процедуры при использовании финансовых услуг. Внимание также обращалось на несоответствие банковского предложения собственным, индивидуальным потребностям. Слабой стороной польского банковского сектора крупные и крупнейшие фирмы считают также высокие процентные ставки по кредитам и завышенные требования банков относительно кредитного обеспечения. По состоянию на 31.12.2009 г. в польском регистре предприятий REGON было зарегистрировано более 3,88 млн предприятий, в т.ч.: 3,67 млн микро (94,7%), 170,18 тыс. малых (4,4%) и 31,7 тыс. средних (0,8%). Они трудоустраивали почти 60% рабочих из всего сектора предприятий и производили 46,9% ВВП (в т.ч. 29,8% микро, 7,3% малые и 9,8% средние предприятия). На протяжении многих лет банки относились к малым и средним фирмам с некоторой отчуждѐнностью. Участвующие в исследовании, проведенном в январе 2010 г., представители банковского сектора однозначно заявили, что самые большие возможности развития дает обслуживание малых и средних предприятий (34% респондентов), а также микрофирм (20% респондентов). В предыдущие годы значительно чаще назывались розничные банковские услуги. Причиной нежелания развивать предложение для этого типа субъектов был риск, связанный с их деятельностью. Предприятий, относящихся к сектору МСП, намного больше, чем корпораций, и их численность постоянно увеличивается. Таким образом, несмотря на то, что масштаб деятельности каждой от- дельной фирмы невелик, в общей же своей массе они представляют для банков привлекательный сектор. Трудоѐмкость, связанная с их обслуживанием, несколько больше, чем с крупными фирмами, но эту проблему можно решить путѐм стандартизации процедур и услуг.

После вступления Польши в ЕС последующая либерализация международных трансфертов капиталов привела к тому, что уже в 2006 г. доля банков с преобладающим зарубежным капиталом в активах польского банковского сек- тора составляла 66,6%. Этот уровень был близок к среднему десяти «новопринятых» стран ЕС (66,4%), это следует считать позитивным фактором на фоне стран, в которых практически не осталось банков, имеющих национальный статус (во внутреннем капитале), например, Эстония (99,3%) или Чехия (96,2%). Для развития финансового рынка и рыночной экономики в Польше важным является вопрос экспансии зарубежных банков. Существует взгляд, со- гласно которому в период глобализации проблема происхождения капитала финансовых институтов или занимаемая доля в рынке не имеют принципиаль- ного значения. С другой стороны, имеется прямо противоположный подход к этому вопросу, согласно которому чрезмерное участие заграничных инвесторов в банковской системе страны создаѐт большую угрозу. Международные исследования, касающиеся роли заграничных банков в финансовой системе страны, дают неоднозначные результаты.

С формальной стороны розничныйбэнкинг рассматривается как предоставление типичных депозитно-кредитных услуг домашним хозяйствам, а также иногда – малым и средним предприятиям. Одной из ключевых функций коммерческих банков в экономике является возможность мобилизации накоплений граждан. Стоимость депозитов нефинансовых институтов в польском банковском секторе до 2007 г. превышала стоимость кредитов (задолженности). На протяжении последующих лет произошло значительное увеличение кредитов, особенно розничногобэнкинга (домашним хозяйствам). Этому росту не сопутствовал столько же значимый рост депозитов. При этом рост стоимости кредитов, особенно в 2008–2009 гг. был мотивирован ослабленной польской валютой, что привело к росту задолженности в заграничных валютах, особенно в швейцарских франках.

Накопление депозитов граждан относится к пассивным операциям деятельности банка. Все денежные средства домашних хозяйств, аккумулированные на банковских счетах, можно разделить на две основные категории депозитов:

- текущие депозиты (avista) – денежные средства, которые находятся в банке на протяжении неопределенного времени и которые могут быть сняты с банковского счета в любую минуту без потери соответствующих процентов;

- срочные депозиты – денежные средства, которые вкладываются в банк на заранее установленный клиентом срок. Снятие клиентом части средств с такого депозита порождает финансовые последствия в виде снижения или утраты накопившихся процентов.

Текущие депозиты характеризуются относительно низкими процентными ставками на вклады, а в некоторых высокоразвитых странах на такие депозитывообще нет процентных ставок. Причиной низких процентных ставок текущих депозитов является постоянно меняющееся сальдо на счете клиента. Для банков ведение счетов, на которых находятся текущие депозиты, имеет существенное значение, поскольку связывает клиента с банком, стимулирует клиента к использованию банковских продуктов и услуг, а более того – собранные на счетах денежные средства являют собой источник относительно дешевого капитала в банках (с точки зрения низких процентных ставок по депозитам).

Существенной характеристикой польского финансового рынка является доминирование банковского сектора. Свидетельством тому служит большая доля банков в капитализации бирж, преобладание маклерских контор, которые являются собственностью банков. О доминировании банков в архитектуре финансового рынка свидетельствует также высокий уровень их участия в деятельности пенсионных и инвестиционных фондов. Крупные банки в Польше являются собственниками большинства институтов, которые формируют польский финансовый рынок. На фондовом рынке, главным игроком которого является Биржа Ценных Бумаг (БЦБ) в Варшаве (GiełdaPapierówWartościowych w Warszawie – GPW), два самых крупных банка – PKO BankPolski SA и BankPolskaKasaOpieki SA, которые занимают около 20% в Варшавском Биржевом Индексе (ВБИ – WarszawskiIndeksGiełdowy WIG20) и определяют ликвид-ность фондового рынка. На сегодняшний день в рамках БЦБ функционируют два основных рынка: регулируемый главный рынок (государственный и негосударственный), рынок альтернативного оборота NewConnect и рынок долговых инструментов Catalyst. Постоянно растущее количество успешных эмиссий акций предприятий, а так- же всѐ более частые биржевые дебюты на всех вышеперечисленных рынках, являются свидетельством растущей популярности источника средств развития с помощью биржевого рынка. Несмотря на то, что NewConnect (2007) и Catalyst (2009) ещѐ относительно молодые рынки, они пользуются значительным успехом среди внутренних и внешних инвесторов. Биржа Ценных Бумаг в Варшаве предоставляет все больше шансов фирмам, желающим работать на биржевом рынке. Предприятия, в т.ч. банки, которые принимают решение войти на регулируемый биржевой рынок, ожидают, что это поможет им достичь поставленных целей. В литературе по данному вопросу указывается много причин организации первоначального публичного предложения – IPO. К главным позитивным моментам входа обществ на биржу можно отнести получение капитала/фондов для финансирования инвестиций. Другими факторами первоначальной эмиссии акций являются: повышение уровня доверия к фирме, возможность изначальным собственникам реализовать свои акции, рыночная оценка общества, «маркетинговый эффект» и прочее. С эмиссией акций и облигаций на биржевом рынке связаны также некоторые ограничения и затраты. К наиболее существенным из них можно отнести беспокойство фирм по поводу необходимости открывать информацию перед конкурентами, финансовые затраты, связанные с формированием общественного статуса фирмы, возможность потери контроля над фирмой.

Следует отметить, что в Польше и в других переходных странах выход банков на биржу ценных бумаг был одним из способов участия в приватизации. В относительно молодых капиталистических экономиках, главным образом, стран Центральной и Восточной Европы, участие в биржевом рынке возникало не только по причинам, которые существовали в экономически развитых странах. Большую роль здесь играли государственные и политические интересы, а также процессы системных преобразований. В Польше в 1991–2010 гг. государство провело процесс приватизации посредством введения акций в общественный оборот БЦБ 9 банков, выделенных из структуры Народного Банка Польши.

Банк является юридическим субъектом, действующим на основании решений, которые дают право осуществлять банковскую деятельность, предусматривающую существование риска для средств, переданных ему на условиях возвратности. Банки являются институтами общественного доверия. Они действуют исходя из мотива получения экономической выгоды. Эти две сферы деятельности объединяет стремление обеспечить безопасность проводимой деятельности. Основой правильного функционирования является соответствующая политика в сфере гарантий. Хозяйственная практика, а также развитие финансового рынка привели к появлению целой гаммы гарантий, зависящих от вида банковской деятельности и клиента. С целью обеспечения долга банк может потребовать гарантий, предусмотренных в Гражданском кодексе, а также в вексельном праве или же на основе общепринятых правил, повсеместно используемых в государственном и внешнем обороте. Чаще всего, однако, форму гарантии банк определяет на основании консультаций с должником.

При выборе формы обеспечения предусмотрены различные критерии:

- кредитная история должника; - вид и размер долга;

- определѐнный сторонами договора срок уплаты долга;

- финансовое и материальное положение должника;

- юридический статус заѐмщика (частное лицо, юридическое лицо, организационный субъект, не имеющий права субъектности, но владеющей юридической дееспособностью);

- трудовые затраты банка и возможность должника удовлетворить требования банка.

Часто высказываются опасения, что Центральный банк, проводя политику таргетирования инфляции, может потерять контроль над ней. Чтобы этого не случилось, необходимо выполнять следующие условия:

Центральный банк должен обладать достаточной независимостью, при- чем, не только законодательно установленной, а именно возможностью оперировать инструментом денежной политики для достижения поставленной цели. Это подразумевает отсутствие в экономике симптомов фискального доминирования, т.е. подчинения и ограничения денежной политики задачам бюджетной политики. Фактически это означает отсутствие или минимальный масштаб заимствований правительства у Центрального банка или банковского сектора, широкую базу доходов бюджета, достаточный размер финансовых рынков и отсутствие большого государственного долга, который может затруднить пол-ноценное финансирование государственных расходов;

денежные власти должны воздерживаться от таргетирования уровня или траектории других номинальных переменных, например, заработной платы или номинального обменного курса. Экономика, выбравшая постоянный обменный курс, не может эффективно таргетировать напрямую другие номинальные показатели. Если же ограничения обменного курса не столь жесткие, то теоретически он может сосуществовать с таргетированием инфляции до тех пор, пока действия Центрального банка подтверждают, что таргетирование инфляции является основным принципом в случае возникновения конфликта целей. При этом денежная политика должна включать следующие элементы: определение инфляционной цели на некоторый период, указание на приоритетность заявленной цели; адекватная макроэкономическая модель экономики, четкие принципы реагирования на возникающую инфляцию или ее ожидания. Их наличие говорит о возможности денежных властей моделировать и предсказывать будущую инфляцию, оценивать воздействие на нее инструментов денежно- кредитной политики, а также понимать, как денежная политика влияет на другие макроэкономические переменные.

Россия достаточно подготовлена к политике таргетирования инфляции. Для успешности этой политики необходимо предпринять ряд мер по политической и макроэкономической стабилизации, а также развитию финансовых рынков: достигнуть согласия всех ветвей власти в том, что основная цель денежной политики – это поддержание стабильного уровня инфляции; продемонстрировать способность Банка России достигать объявленных целей инфляции; усовершенствовать прогнозирование инфляции для обеспечения его большей обоснованности; расширить перечень и объемы долговых обязательств, пригодных для обеспечения заимствований у Банка России. Все эти условия не обязательны и не имеют четких количественных пара- метров. Банк России может начать переход к политике таргетирования уже сейчас. Более того, Банк России уже начал следовать упрощенному варианту такой политики.

Единственное, что можно точно сказать, Банку России удалось погасить вал критики в свой адрес со стороны отечественных и зарубежных банкиров, утверждающих, что у ЦБ РФ очень ограничены возможности для одновременного контроля над ростом инфляции, жесткой привязке рубля к бивалютной корзине и погашению сильных краткосрочных колебаний основных денежныхиндикаторов. В любом случае, можно констатировать: первая цель, которая является непреложным правилом успешного функционирования денежной политики Центробанка – полный контроль над денежными процессами в стране – была достигнута. В конце апреля и в начале мая 2010 года ряд крупных опера- торов финансового рынка полагали, что руки российского Центробанка связаны требованиями соответствия ряда денежных показателей, и поэтому рубль представляет собой хорошую цель для спекулянтской атаки. Однако российскому Центробанку не только удалось перехватить инициативу в свои руки, но и показать свою силу регулятора.

Библиографическийсписок

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge-PMBOK® -2000. – Project Management Institute, 2000.

2. Ansoff H.J., Declerck R.P., Hayes R.L. From strategic planning to strategic management.Tetford. – London, 1986.

3. Berger A.N., Klapper L. Further evidence on the link between finance and growth: An international analysis of community banking and economic performance // Working Paper. – Vol. 3105. – The World Bank, 2003

4. Buszko A. Nieformalneaspektybiznesu. Rosja, krajearabskie, Chiny, Hongkong.Z uwagamipraktycznymiautora.Placet. – Warszawa, 2010.

5. BuszkoA. Kreowaniewiedzywprzedsiębiorstwiebudowlanym.TNOiK. – Toruń, 2010.

6. Buszko A. Strategiebankówzagranicznychnarynkupolskim // Pieniądz i Więź. – 2011. – № 1.

7. Carletti E., Hartmann P., Spagnolo G. Bank mergers, competition and liquidity // Working paper, European Central Bank, 2002.

8. de Haas R., van Lelyveld I. Foreign banks and credit stability in Central and Eastern Europe: a panel data analysis // DNB Staff Reports. – Vol. 109. – Netherlands Central Bank, 2003.

9. Deutsche Bundesbank. International capital links // Special Statistical Publication 10, various issues. – 2006.

10. Focarelli D., Pozzolo A.F. The determinants of cross-border bank share holdings: An analysis with bank-level data from OECD countries // Working Paper. – Vol. 381. Banca Italia – Servizio di Studi, 2000.

11. Francis B.B., Hunter D.M. The role of currency risk in industry cost of capital // Working paper, University of South Florida, 2003.

12. Griffin, J., Stulz, R. International competition and exchange rate shocks: a crosscountry industry analysis of stock returns // Review of Financial Studies. – 2001. – № 14.

13. Mankar V.G. Business Economics. – Macmillan Publishers, India, 1999.22

14. Marquez R. Competition, adverse selection, and information dispersion in the banking industry // Review of Financial Studies. – 2002. – №

15. 15. Moreno-Dodson B., Wodon Q. Public Finance for Poverty Reduction. Concepts and Case Studies from Africa and Latin America. – World Bank. – Washington, 2008.

16. Narayan D., Petesch P. Moving out of Poverty.Cross-Disciplinary Perspectives and Mobility. – World Bank. – Washington, 2007.

17. Nonaka I.O., Takeuchi H. The knowledge-creating company: how Japanese companies create the dynamics of innovation. – Oxford: Oxford University Press, 1995.

18. World Bank Raport. Poland Growth, Employment and Living Standards in Poland. – World Bank. Warsaw. RaportNr 28233-Pol 2004

Просмотров работы: 724