ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Водопшин Д.П. 1, Хациева И.А. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Важнейшим компонентом в психологической структуре личности, несмотря на различные подходы к её рассмотрению, являются – психические свойства личности.

Важнейшими психическими свойствами личности, которые определяют функционирование как периферии личности, так и её ядра являются темперамент, способности, направленность и характер.

Проблема способностей, направленности и характера является не только одной из основных теоретических, но и важнейшей практической проблемой.

Направленность, характер и способности существуют и проявляются в какой-то определенной деятельности, в том числе и в деятельности специалистов служб МТО.

От правильной оценки способностей, направленности и характера зависит профессиональное самоопределение и последующее развитие личности, эффективность служебной деятельности.

Психология ставит перед собой задачу изучить формирование и развитие психических свойств человека. Как создаются интересы человека? Как развиваются его способности? Как формируется его характер? Исследование такого рода вопросов составляет одну из важнейших задач психологии.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других целым рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивостью является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней.

Психические свойства человека – его способности, его характер, его интересы и склонности – вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это – особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в Человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается, а, следовательно, так или иначе, меняется.

Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: темперамент, характер и способности.

1. Темперамент и его виды

1.1. Темперамент как нейродинамическое свойство личности

Важнейшими индивидными свойствами личности являются нейродинамические свойства, тесно связанные с возрастно-половыми и конституциональными свойствами.

Нейродинамические свойства личности (индивида) реализуются в темпераменте.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Термин «темперамент», в переводе с латинского, означает «надлежащее соотношение частей», «смесь», «соразмерность».

В психологической науке рассматриваются несколько теорий темперамента. Основными из них являются:

– гуморальная теория (античные взгляды);

– конституциональные теории (У. Шелдон, Э. Кречмер);

– нейродинамические теории темперамента (И.П. Павлов).

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу (гуморальная теория – от лат. «гумор» – жидкость).

Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает.

Если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т. е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи.

Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения.

Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям.

Если преобладает черная желчь («меланахоле»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Некоторые современные приверженцы гуморальной теории показывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы, обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, проявления холерического темперамента.

Из античности идут названия и характеристики каждого из типов темперамента, которые сохраняют свое значение в психологии обыденной жизни до сих пор.

Гораздо позднее полунаучные полухудожественные «портреты» темпераментов дал И. Кант.

В зарубежной психологии разрабатывались концепции, связывающие конституционное строение тела человека с его темпераментом и характером.

Такие попытки были предприняты американским психологом У. Шелдоном и немецким ученым Э. Кречмером. Оба они выделяли три типа телосложения и соответствующие им типы темпераментов (конституциональные теории, которые были рассмотрены в первом параграфе).

Поворотный пункт в изучении темперамента произошел в начале 30-х годов XX в. благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль о том, что в основе темперамента лежат не свойства жидкости, не телосложение человека, а особенности функциональной нервной системы, а точнее, ее основные свойства. Концепция основных свойств нервной системы И.П. Павлова исходит из положения о существовании у высокоорганизованной нервной системы ряда параметров, черт, «измерений», характеризующих динамику протекания в ней нервных процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов рассматривал два основных процесса и их свойства.

Процесс возбуждения – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение, процесс переноса информации о свойствах поступающих извне раздражений.

Процесс торможения – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или работы органов.

Комбинация свойств этих процессов составляет нейрофизеологическую основу разнообразных психологических проявлений с их индивидуальными вариациями.

В работе И.П. Павлова и его учеников были выделены три основных свойства нервной системы:

1. Сила возбуждения и торможения.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной системы. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности различных тормозных реакций.

2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Это свойство нервной системы, характеризующее равновесие возбуждения и торможения, когда сила одного процесса превосходит силу другого.

3. Подвижность нервных процессов – быстрота перехода одного нервного процесса в другой.

Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот.

Противоположностью подвижности является инертность нервных процессов. Нервная система тем более инертна, чем больше времени или усилий требуется, чтобы прийти от одного процесса к другому.

Выделенные И.П. Павловым свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые определяют тип нервной системыили тип высшей нервной деятельности.

Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности свойств нервной системы – силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности, близких к традиционной типологии Гиппократа.

Основываясь на силе нервных процессов, Павлов выделял сильные и слабые типы ВНД. Сильные типы подразделяются на уравновешенные и неуравновешенные и, наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижные и инертные.

И.П. Павлов провел параллель между типами ВНД и видами темперамента по Гиппократу:

– сильный, уравновешенный, подвижный - живой - сангвиник;

– сильный, уравновешенный, инертный – спокойный - флегматик;

– сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – безудержный - холерик;

– слабый тип – меланхолик.

Тип нервной системы – понятие физиологическое, а темперамент – психологическое. Темперамент является психологическим проявлением типа как комплекса свойств высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВИД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

1. Сильный.У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

Представитель этого вида темперамента отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сенситивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности. Сангвиник обычно находится в приподнятом настроении, отличается быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Он быстро сходится с людьми, общителен.

Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВИД соответствует холерическийтемперамент.

Представители этого вида темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У них часто наблюдается цикличность в деятельности, т.е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Холерик отличается быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, его чувства ярко выражаются в мимике, речи. Он впечатлителен, часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.

3. Инертный.Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

Представитель этого вида темперамента отличается слабыми возбудимостью, сенситивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у такого человека протекают медленно, после длительного периода "врабатывания" он может настойчиво действовать в одном и том же направлении. Вместе с тем он не отличается инициативностью, поэтому часто нуждается в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на косности динамических стереотипов, недостаточной гибкости в действиях. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут сформироваться положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т.д., в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

4. Слабый.Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Представитель этого вида темперамента отличается высокой эмоциональной чувствительностью, сенситивностью, повышенной ранимостью. Он болезненно реагирует на внезапное усложнение обстановки, испытывает сильный страх в опасных ситуациях, чувствует себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолик внешне слабо выражает свои чувства. У него преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Меланхолика отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Представители различных видов темпераментов проявляют разные психологические характеристики в деятельности и общении с другими людьми. Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. В отличие от них холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же, в свою очередь, малообщительны. Им также свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.

Конституционная теория Эрнст Кречмер

Теории, предполагающие связь между внешностью и поведением, на много веков опережают рождение академической психологии. Удивительно не только то, что они возникают в глубоком прошлом, но то, что многие положения замечательно согласуются с ныне популярными. Человек, которому приписывают первые работы в этой области, - Гиппократ, предложивший не только типологию сложения, но также и типологию темпераментов и гуморальную концепцию, которая высоко конгруэнтна с современной идеей важности эндокринной секреции как детерминанты поведения (Hoskins, 1941).

Он выделил два типа сложения, разделив людей на низких и толстых, с одной стороны, и высоких и тонких, с другой. Хотя такое разделение может выглядеть устаревшим, оно, тем не менее, недалеко отстоит от многих классификаций прошедшего столетия. Он предположил также, что этим телесным типам сопутствуют характерные заболевания. Низкие и толстые тела особенно склонны к апоплексии; высокое и тонкое строение часто сопровождается туберкулезом. Здесь зарождается конституциональная медицина область, в которой активно проявил себя Шелдон. Далее, Гиппократ предположил, что можно выделить четыре основные типа темперамента, аналогично четырем основным стихиям Эмпедокла - воздуху, воде, огню и земле. В теле также четыре гумора (жидких субстанции), относительное преобладание которых определяет тип темперамента, к которому принадлежит человек. Таким образом, перед нами предложение классифицировать индивидов с точки зрения темпераментов и положение о том, что телесные жидкости (эндокринные секреты) определяют темперамент индивида.

С работами Эрнста Кречмера (1921) конституциональная психология вышла на современный курс. Кречмер был германским психиатром, внесшим первостепенный вклад в европейскую психиатрию, хотя в нашей стране он больше известен в связи с исследованием отношений между телосложением и психическими нарушениями.

Психиатрическая практика убедила его в том, что между телосложением и поведенческими проявлениями существуют важные отношения, особенно в смысле поведения, проявляющегося у представителей двух основных форм психических расстройств – маниакально-депрессивного психоза и шизофрении. Шизофрения – наиболее распространенное из всех психотических нарушений и характеризуется потерей эмоциональной отзывчивости и "вырванностью" из нормальных межличностных отношений, часто сопровождается бредом и галлюцинациями. Маниакально-депрессивный психоз в крайних проявлениях характеризуется перепадами настроения, так что в одной фазе индивиды могут быть настолько сверхактивны и возбудимы (маниакальны), что их приходится насильно сдерживать, не давая нанести повреждения себе и другим, а в другой фазе настолько пассивны, летаргичны и депрессивны, что о них приходится заботиться, как о младенцах.

Определив эту общую область интереса, Кречмер намеревался сделать три вещи: (1) разработать способ объективной классификации индивидов на основе ограниченного числа категорий, относящихся к телосложению; (2) соотнести телосложение, измеренное на основе ранее выделенных категорий, с двумя основными формами психозов – шизофреническим и маниакально-депрессивным; (3) соотнести телосложение и другие, нормальные формы поведения. В области измерений телосложения Кречмер был удивительно систематичен и скрупулезен. Пытаясь достичь повторяемости и согласованности измерений, он создал тщательно разработанный контрольный перечень основных частей тела с набором описательных предложений для каждой. Затем этот список заполнялся, при этом субъект стоял обнаженный перед исследователем. В результате комплексного анализа этих оценок и объективных измерений

Кречмер пришел к представлению о трех основных типах телосложения. Первый тип был назван астеническим, он относится к хрупкому, тонкому телосложению. По словам Кречмера: "...типична ...недостаточность толщины при обычной длине тела. Этот недостаток толщины присутствует во всех частях тела - лице, шее, туловище, конечностях, - и во всех тканях - кожной, жировой, мышечной, костной, во всей сосудистой системе. В связи с этим мы обнаруживаем, что средний вес, а также все показатели поверхности и ширины ниже обобщенного значения для мужчин... худой, тонкого телосложения человек, выглядящий выше, чем на самом деле, со слабой секрецией и кровоснабжением кожи, узкими плечами, с которых свисают тонкие руки с худыми мускулами и тонкокостными кистями; длинная, узкая, плоская грудная клетка, в которой можно сосчитать острые ребра, худой живот..." (1925, с. 21). Второй тип телосложения - атлетический, - мускульный, энергичный. "Мужской атлетический тип распознается по сильному развитию скелета, мускулатуры и кожи...

От среднего роста до высокого, с особенно широкими выдающимися плечами, великолепно развитой грудью, твердым животом, сужающимся книзу торсом, так что таз и прекрасные ноги иногда кажутся почти изящными по сравнению с верхними органами и особенно гипертрофированными плечами" (1925, с. 24).

Третий тип телосложения - пикнический, характеризующийся полнотой и соответствующий дигестивному типу по Ростану. Кречмер полагает, что: "Пикнический тип... характеризуется выраженным периферическим развитием телесных полостей (голова, грудь, живот) и тенденцией к распределению жира по телу... средний рост, округлая фигура, мягкое широкое лицо, короткая массивная шея, просевшая между плечами; толстое брюшко выдается из-под углубленного грудного свода, расширяясь к нижней части тела" (1925, с. 29). В дополнение к выделенным выше трем типам был введен еще один диспластичный. К нему относится небольшая группа случаев, в которых наблюдались явно девиантные аспекты строения тела индивида, так что даже случайному наблюдателю они кажутся "редкими, удивительными и уродливыми". Дав эту систему классификации типов телосложения, Кречмер приступил к сравнению пациентов.

Он исследовал 260 психотиков – 43 мужчины и 42 женщины с маниакально-депрессивным психозом, 125 мужчин и 50 женщин с шизофренией. Когда эти пациенты были классифицированы в соответствии со схемой Кречмера, он обнаружил распределение. Из этого Кречмер заключил, что существует "явная биологическая близость" между маниакально-депрессивным психозом и пикническим телосложением и аналогичные отношения между шизофренией и астеническим, атлетическим и определенным диспластичным типами телосложения.

Кречмер также проясняет свою позицию относительно того, что между психотическими состояниями и нормальным поведением нет разрыва. Приняв во внимание отношение между телосложением и психозами и убеждение Кречмера в том, что нет разрыва между нормальным и аномальным, легко понять, что Кречмер должен был ожидать наличия связи телосложения со стереотипами поведения нормальных субъектов. Однако, это остается лишь предположением, так как Кречмер не приводит данных, напрямую подкрепляющих это утверждение.

Хотя вклад Кречмера в конституциональную психологию очевиден, очевидно и то, что его работа критикуема. Наиболее важное возражение заключается в том, что он не проконтролировал адекватно возрастные различия среди маниакально-депрессивных и шизофренических больных. Таким образом, обычное наблюдение, что с возрастом вес большинства из нас увеличивается и мы больше напоминаем пикников, и данные о том, что маниакально - депрессивный психоз в типичном случае возникает в более позднем возрасте, чем шизофрения, могут объяснять то отношение, которое он выявил между телосложением и психозами. Кроме того, ряд исследователей столкнулся с трудностями при попытках отнесения телосложения к той или иной кречмеровской категории так, чтобы это было объективно и повторяемо. Работа Эрнста Кречмера создала необходимый фон, на котором развились положения и деятельность Шелдона. Хотя и правда, что работа Шелдона много выше работ его предшественников, непохоже, чтобы он мог достичь того, чего достиг, без исполненных воображения и тщания усилий этих людей.

1.2. Характеристика типов темперамента. Основные пути приспособления темперамента к требованиям деятельности

Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента:

Холерический – быстро возникающие и сильные чувства;

сангвинический – быстро возникающие, но слабые чувства;

меланхолический – медленно возникающие, но сильные чувства;

флегматический – медленно возникающие и слабые чувства.

Для холерического и сангвинического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1)медленность движений и 2) слабое выражение чувств.

Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманны; жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми.

Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел.

В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно; обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях.

Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика».

Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства.

Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Особенности темперамента необходимо учитывать в служебной деятельности офицера, начальника службы тыла.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники – для организаторской деятельности («политики»), меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.

Второй путь приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности, – формирование ее индивидуального стиля.

И.П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный, средний.

В 1963 году Т. Айзенком был предложен вариант сочетания различных типов темперамента.

Им было выделено две основные шкалы: экстроверсия – интроверсия; нейротизм – психотизм (эмоциональная стабильность).

Экстраверсия (обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него) проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении).

Для интровертов (направленность на себя) характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное.

Человеку, которому свойственен нейротизм, соответствуют напряженность, тревожность, недовольство собой и миром, а психотизм (эмоциональная стабильность) говорит о спокойствии, эмоциональной уравновешенности, адекватности эмоциональных реакций, о низком уровне конфликтности.

При выполнении хозяйственных работ целесообразно создавать команды из противоположных типов темпераментов: например, флегматик с холериком будут взаимно дополнять и уравновешивать друг друга, сангвиник с меланхоликом никогда не вступят в конфликтные отношения. Флегматик может сочетаться со всеми остальными типами темперамента: меланхоликом, холериком и сангвиником. А холерик с холериком несовместимы по причине обидчивости, агрессивности, повышенной возбудимости. Все эти особенности могут привести к конфликтам, стычкам и, в конечном итоге, к невыполнению поставленных задач.

В последнее время было предпринято несколько попыток расширить представление о темпераменте человека.

С интересной позицией выступил К. Леонгард, который выделил следующие виды темперамента:

1. Гипертимик (веселый, подвижный).

2. Дистимик (постоянно находящийся в депрессии).

3. Циклотимик (постоянно меняющийся).

4. Экзальт (надменный, холодный).

5. Тревожно-боязливый.

6. Эмотивный (резкая смена состояния).

Эта теория весьма интересна, заслуживает внимания и, конечно, имеет право на существование.

Таким образом, важнейшим свойством личности является темперамент, определяющий формально-динамическую сторону психики.

Каждый тип темперамента имеет свои психологические особенности, свои черты.

Знание особенностей каждого типа темперамента человека позволяет более эффективно организовать выполнение поставленных задач, избежать конфликтных ситуаций и нарушений воинской и трудовой дисциплины.

2. Характер как главное психологическое свойство личности

2.1. Черты и типы характера

Одним из системообразующих свойств человека является характер. В переводе с греческого характер означает «печать», «чеканка».

Характер – это главное психологическое свойство личности, определяющее линию поведения человека, его поступки и выражающееся в его отношении к окружающему, труду, другим людям, к самому себе.

В характере наиболее полно выражаются индивидуальные особенности человека определяющее линию его поведения и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянных проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных), которые обусловливают особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Знать характер человека – значит правильно и четко воспринимать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.

Несмотря на то, что характер складывается из множества различных черт, он не является их механической суммой.

Различные черты, входящие в характер, связаны друг с другом и создают целостную его структуру, которую можно рассмотреть в общепсихологическом, типологическом аспектах, а также в аспекте индивидуальных особенностей.

В то же время в структуру характера входят такие взаимосвязанные существенные черты, которые являются общими для всех людей:

целенаправленность (она выражается в идейной целеустремленности поведения человека, в том, что мотивы, побуждающие его к деятельности, вытекают из главных, руководящих идей, которые становятся основной целью его жизни);

инициативность (представляющая собой способность человека к самостоятельным волевым проявлениям, выраженная в самостоятельной постановке целей и организации действий, направленных на их достижение);

активность, т.е. сложная черта характера, проявляющаяся в деятельном отношении человека к труду;

дисциплинированность (эта черта характера выражается в точном и неуклонном подчинении своих действий установленным правилам и требованиям долга);

решительность (она выражается в способности человека принимать самостоятельные решения и неуклонно проводить их в действия, связанные с трудностями или опасностями);

стойкость (эта черта характера выражается в упорстве, настойчивости, стремлении во что бы то ни стал о достигнуть поставленной цели);

мужество (отсутствие страха перед препятствиями и опасностями);

выдержка (способность перенести большие напряжения, преодолевать чувство усталости, терпеливо переносить боль);

упорство, воля к победе (стойкие люди не отступают перед неудачами; наоборот, временные неудачи только еще более побуждают их энергию и стремление к победе).

Черты и типы характера

Черты характера определяют психологические особенности самой личности:

Отношение к миру и жизни влияет на мировосприятие и мироотношение личности. Последние представляют собой понимание окружающего мира, человечества, общества, ценности своей жизни и отношения к ним, восприятие окружающего социального бытия и отношения к нему, понимание и отношение к необходимости самореализации и самоутверждения в жизни и обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире. Оно зависит от общих интеллектуальных способностей человека, специфики проявлений механизма социального восприятия, социальной опытности, образованности и социальной подготовленности знаний о жизни социума и своей в нем.

Отношение личности к целям и перспективам жизни в обществе сказывается на мотивации ее достижений в самореализации и самоутверждении.К чему стремится в жизни данный человек, чего он хочет достигнуть, какие потребности хочет удовлетворить, что его особенно интересует, стремится ли он к вершине своих возможностей - вот главные показатели проявления этого отношения и этой социально-психологической характеристики личности.

Отношение к достижениям и ценностям человеческой культуры влияет на цивилизованность личности.Последняя представляет усвоение ею не вообще социального опыта, а опыта, отвечающего уровню современной человеческой цивилизации, высоким достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, экологии, урегулирования межгосударственных и межнациональных отношений и др.

Отношения с обществом определяют гражданственность (или общественную интегрированность) личности.Они отражаются в социально-психологических особенностях, характеризующих личность как члена общества.

Отношения с группой сказываются на групповой интегрированности личности,которая представляет собой идентичность психологии личности с психологией конкретной группы или общности, совпадение ее намерений и действий с групповой динамикой, понимание единства с людьми, входящими в них.

Отношения с людьми влияют на коммуникативность личности. Сама коммуникабельность - это общительность, открытость, дружественность, доброжелательность, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, эмпатийность (способность понимать и переживать состояния и чувства другого человека), чувствительность к чужой беде, альтруистичность (бескорыстная забота о других).

Отношение к личному участию в общественной жизни, жизни группы, совершенствовании своего образа жизни сказывается на социальной активности личности.В этих характеристиках выражение представлен главный источник субъективности социальных отношений - их зависимость от самой личности.

Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.

Особенности темперамента также накладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако какая из сторон темперамента (положительная или отрицательная) станет чертой характера, зависит от условий его формирования.

Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности. В то же время характер является проявлением целостной личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного пути.

2.2. Пути формирования характера

Формирование характера занимает одно из важнейших мест в становлении личности.

Сформировать у человека положительный характер – значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, трудолюбивым, общительным коллективистом, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером.

Начальным периодом становления характера считается возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются с окружающими.

В раннем детстве закладываются такие черты характера, как доброта, отзывчивость, общительность (и противоположные черты).

Дошкольное детство формирует черты характера по отношению к труду (трудолюбие, аккуратность, ответственность и другие «деловые» качества).

В начальных классах формируются черты характера по отношению к людям.

В подростковом возрасте формируются волевые черты характера. А в ранней юности базовые нравственные и мировоззренческие основы характера.

В процессе дальнейшей жизнедеятельности происходит развитие и формирование характера, его ломка (при изменении обстоятельств).

В процессе воинской деятельности закрепляются и развиваются его основные черты под влиянием всего уклада воинской жизни, процесса обучения и воспитания.

Формирование характера начинается с его изучения. При этом следует учитывать, что характер человека проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике.

В деятельности человека можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе, можно определить наличие положительных и отрицательных черт характера, его силу, устойчивость и цельность.

В речи проявляется общительность, духовная культура человека, внимательность к собеседнику или, наоборот, самоуверенность, желание «порисоваться», навязчивость, самовлюбленность.

Если человек подтянут, бодрый, жизнерадостный, приветливый, имеет опрятный вид, то это говорит о его внутренней собранности, организованности, целеустремленности, воспитанности, доброжелательности отношений к другим людям. Неопрятность, неряшливость, развязность, неприветливость характеризуют человека с отрицательной стороны.

Путь к формированию характера лежит через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков. (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М., Т.2.С. 223).

При формировании характера личности воина необходимо иметь в виду:

человек творец своего характера;

выработке характера большую роль играет коллектив (микросреда);

важное значение имеет личный пример командиров и начальников;

большой вклад в формирование характера вносят физическое воспитание и в целом боевая подготовка;

формирование характера зависит от особенности военной профессии, условий жизни и быта, успехов в службе.

Одним из важных направлений работы начальника службы тыла в воспитании подчинённых является отбор и закрепление социально и психологически ценных мотивов поведения путем их обобщения, перевод их в привычку, в устойчивые и фиксированные способы поведения.

«Человека надо не лепить, а ковать», т.е. создавать определённые трудности, которые необходимо преодолевать.

Важнейшим фактором формирования характера является боевая подготовка, обучение личного состава, психологическая подготовка в процессе занятий и других видов жизнедеятельности.

Важная роль в формировании черт характера, определяющих линию его поведения, нравственный облик, принадлежит воспитательной работе.

Закреплению и развитию основных черт характера воина способствует повседневная воинская деятельность, выполнение служебных обязанностей (в том числе задач материального обеспечения).

Важнейшим направлением является деятельность по устранению негативных черт характера воина (в процессе всех вышеперечисленных направлений).

Таким образом, одним из главных свойств личности является характер. Сформировать у подчинённого положительный характер – значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, трудолюбивым, общительным, коллективистом, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером.

3.Способности как проявление индивидуального в психике

3.1. Способности и деятельность

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. Все эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причем выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям они не относятся: первая – по причине непсихологичности, вторая – по причине общности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамических способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи, включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно – другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического “материала” могут развиться разные психологические способности. Это определенно направленностью личности и результативностью деятельности.

У человека имеется множество самых разных способностей: элементарные и сложные, общие и специальные, теоретические и практические, коммуникативные и предметно-деятельностные.

Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определенное влияние. В зависимости от наличия и степени развитости отдельных способностей, они приобретают специфический характер.

В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности.

Деятельностный подход

Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б. М. Теплова. Второй подход является не менее разработанным, сочетающимся с первым, но именуется как знаниевый. Проблемы способностей также изучали А. Р. Лурия (1902-1977), П. К. Анохин (1898-1974), В. Д. Небылицин (1930-1972) и др.

Начнем с позиции Б. М. Теплова, работа которого по психологии музыкальных способностей, выполненная в 1940-х гг., не потеряла своей научной значимости, и в наши дни.

Подчеркивая связь способностей с успешной деятельностью, следует ограничить круг индивидуально-варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, на экзамене в Академию художеств В. И. Сурикову было отказано в обучении, так как, по мнению экзаменаторов, у него полностью отсутствуют способности к изобразительной деятельности. Инспектор Академии, просмотрев представленные им рисунки, заявил: “За такие рисунки вам даже мимо Академии надо запретить ходить”. Ошибка преподавателей Академии заключалась в том, что на экзамене они оценивали вовсе не способности, а лишь наличие определенных навыков и умений рисования. В дальнейшем Суриков делом опроверг эту ошибку, овладев в течение 3 месяцев нужными умениями и навыками, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в Академию. Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений, и также то, как эта деятельность выполняется.

Из этого следует принципиально важная авторская позиция: понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Как отмечает А. В. Петровский, по отношению к навыкам, умениям и знаниям человека способности выступают как некоторая возможность. Здесь можно провести аналогию с брошенным в землю зерном, превращение которого в колос возможно лишь при многих условиях, благоприятствующих его развитию. Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков, а станет ли она действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившиеся у ребенка математические способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком. Без соответствующих условий (специальное обучение, творчески работающие педагоги, возможности семьи и т.д.) способности заглохнут, так и не развившись. Неизвестно, сколько гениев так и не было признано обществом. Показательной может быть история жизни Альберта Эйнштейна, который в средней школе был весьма заурядным учеником.

Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие. Математические способности человека никак не обнаружатся, если он никогда не учил математики: их можно установить только в процессе усвоения им чисел, правил действий с ними, решения задач и т.п. Известны, например, феноменальные счетчики – лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

3.2. Классификация способностей

Способности можно классифицировать по различным признакам и основаниям.

1. Природные (или естественные) способности.

В основе своей они биологически обусловленны, связанны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения – типа условно-рефлекторных связей;

Специфические человеческие способности.

Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

1) Общие и специальные.

Общие способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речи, точность и тонкость движений рук и т.д.).

Специальные способности связаны с успехами в отдельных видах деятельности и общения (математические, технические, художественные, организаторские и т.д.).

2) Теоретические и практические.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.

Практические способности определяют склонность к конкретно-практическим действиям.

Сочетание теоретических и практических способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям.

3) Учебные и творческие.

Учебные способности (репродуктивные) определяют успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.

Творческие способности определяют успешность в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

4) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности связанны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Кроме перечисленной классификации, способности различаются по свойствам и уровню развития.

По свойствам:

– конструктивные (способность проектировать развитие индивида конкретную деятельность, предвидеть будущее);

– познавательные (умственные в интеллектуальные способности, гибкость, широта, нестандартность мышления, быстрота овладения знаниями );

– организаторские (способность организовать свою деятельность, деятельность подчиненных, организации);

– коммуникативные (способность устанавливать правильные взаимоотношения, способность общения);

– рефлексивные (умение анализировать свою деятельность);

– физические;

– профессиональные.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие.

Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу.

Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность.

Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант - высшая степень способностей в определённой деятельности.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и др.

Гениальность – высшая степень творческих проявлений личности.

Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский.

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности.

У каждого человека, индивида различный уровень развития тех или иных способностей - от неспособности до гениальности.

Способности тесно связаны с другими свойствами и качествами.

Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характер, выражающие общее отношение человека к жизни и труду.

Положительное отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывает склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой же взаимной зависимости находятся способности и интересы.

Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом.

Заключение

Знание психологической структуры личности, понимание механизмов ее функционирования и особенностей проявления является одним из важных условий эффективности управленческой деятельности всех категорий руководителей, в том числе и военных.

В этом случае не только создаются условия для понимания и объяснения действий и поступков подчиненного персонала и коллег, но и для эффективного управления их совместной профессиональной деятельностью.

Главным свойством личности является характер. Сформировать у подчинённого положительный характер – значит добиться того, чтобы он был убежденным, принципиальным, активным, трудолюбивым, общительным, коллективистом, добросовестно относился к выполнению своих функциональных обязанностей, обладал сильным, устойчивым и цельным характером.

Способности, темперамент, характер – основные психические свойства личности, составляющие основу её психологической структуры и имеющие решающее значение в характеристике индивидуальных качеств личности военнослужащего. Знание сущности, содержания, свойств и других составляющих социально обусловленных подструктур личности способствуют более качественному подбору и расстановке личного состава при выполнении различных задач воинской деятельности.

Список использованных источников

1. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А.Г Маклакова. – СПб.: Питер, 2007. – С. 112–120.

2. Столяренко Л.Д Основы психологии. – 11-е изд. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2004. – С. 271–293.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии. – С. 373–424.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – С. 413–414.

5. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – С. 111–132.

6. Маклакова А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 469–567.

7. Бровко С.А., Кощеев С.Ф., Шестериков А.В, Шориков Е.В. Психология личности военнослужащего: Учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук, проф. М.М. Горбунова. – Вольск: ВВВУТ, 2007. – С. 132–139.

8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Разум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2008. – С. 166–187.

Просмотров работы: 6157