Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изм. от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ). В законе используются такие понятия, как «правообладатель», «заинтересованное лицо», «ненадлежащее лицо», но содержание данных понятий не раскрывается. Это позволяет государственным органам, занимающимся процедурой перевода земель, трактовать их по-своему, что может привести к нарушению принципа равноправия (ст. 19 Конституции РФ) [1]. Также Закон разделяет перевод земель и земельных участков, но критерии, по которым их следует различать между собой, не устанавливает.
Несмотря на детальное урегулирование данного вопроса, в области перевода земель из одной категории в другую встречается множество нарушений и злоупотреблений. Можно выделить наиболее распространенные незаконные операции с земельными участками сельскохозяйственного назначения, к ним относится незаконный перевод ценных земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории. Например, путем внесения недостоверных сведений о качественной оценке земли либо с нарушением порядка перевода земель одной категории в другую.
Чтобы осуществлять на землях сельскохозяйственного назначения другую деятельность, например строительство капитальных зданий, коммерческих помещений и т.д., необходимо провести перевод земель в другую форму разрешенного пользования. Чаще всего участки сельскохозяйственного назначения переводят в ИЖС. На такой территории можно организовать дачное строительство и возведение хозяйственных построек. Стоит отметить, что перевод вида разрешенного пользования земель сельскохозяйственного назначения провести непросто. Эта форма пользования доступна к смене вида разрешённого использования в особых, предусмотренных законом, случаях [4].
Для перевода земель или земельных участков из одной категории в другую заинтересованное лицо подает ходатайство о переводе в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления [2].
В настоящее время целевое назначение и категории установлены для всех земель РФ. В связи с тем, что полномочия по переводу земель из одной категории в другую предоставлены всем субъектам, обладающим правами государственной или муниципальной собственности на землю, ст. 8 3К РФ переводит регулирование порядка перевода земель на уровень федерального закона [2].
Перевод земель в 2015 году из сельскохозяйственного фонда в ИЖС не получится провести, если их кадастровая стоимость на 50% и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также не допускается перевод особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий [3].
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации [3].
Изымаемые земли сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного использования для целей не связанных с сельским хозяйством на сегодняшний день не восполняются, меры, направленные на воспроизводство изымаемых земель сельскохозяйственного производства и земель сельскохозяйственного использования законодателем не предусмотрены до сих пор [5].
Земли сельскохозяйственного назначения являются особо ценными, поэтому необходимо в ЗК РФ включить статью о возмещении потерь сельскохозяйственного производства, исключенную ранее из ЗК РФ, распространив ее действие не только на земли сельскохозяйственного назначения, но и на территориальные зоны сельскохозяйственного использования.
Литература
Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
Чешев А.С., Погребная О.В. Правовое обеспечение землеустройства и кадастров. Уч. Пособие. Новочеркасск: Новоч. гос. мелиор. акад. - Новочеркасск, 2013 - стр. 97.
ФЗ РФ от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Назарова Ю. Особенности и перспективы перевода земель сельхозназначения в другую категорию [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://stud24.ru/land-low/praktika/page1.html - Заглавие с экрана.
Бедова Е.С. Правовые проблемы земель сельскохозяйственного использования [Текст] / Е.С. Бедова // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 155-159.