ИТ – АУТСОРСИНГ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИТ – АУТСОРСИНГ В РОССИИ

Юзбеков А.Т. 1, Баммаева Г.А. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аутсорсинг - это передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области.

ИТ-аутсорсинг - это передача сторонней организации (контрактрору или аутсорсеру) полностью или частично функций по обслуживанию информационных потребностей предприятия.[1]

IT-аутсорсинг относительно недавно появился в России, но уже сейчас можно сказать о том, что он будет активно развиваться и оказывать большее влияние на экономику нашей страны. В чем причина популярности IT-аутсорсинга?

В первую очередь, это финансовая экономия предприятия, заказчика услуг. В непрофильных компаниях создания собственного it-отдела приводит к существенному росту издержек. Необходимо подготовить рабочие места для специалистов, обеспечивать рабочим пространством, платить достаточно высокие заработные платы. На другой чаше весов мы можем увидеть, услуги it-аутсорсеров, которые уже создали всю необходимую инфраструктуру, и имеют необходимый штат специалистов для решения задач клиента.

Во-вторых, имея сформированный it-отдел, предприятие может столкнуться с такими задачами, с которыми существующие работники справится не в состоянии, или же это приведет к падению качества выполнения текущих задач.

В-третьих, небольшие компании не могут позволить себе содержать даже одного системного администратора, так как круг возникающих задач, не отвечает даже минимальной заработной плате системного администратора.[2]

На российском рынке работает множество сервисных компаний, условно их можно разделить на два типа. К первому относятся достаточно крупные организации, готовые обслуживать только заказчиков, характеризующихся большими оборотами бизнеса и значительной географической распределенностью. Аутсорсеры второго типа – это фирмы, решающие несложные задачи по администрированию, обслуживанию оборудования, локальных сетей, заправки картриджей, установки и настройки операционной системы, ПО и т.п. Сервис-провайдеры, предоставляющие услуги для предприятий малого и среднего бизнеса с числом сотрудников 50-100 человек в России практически отсутствуют.

Зачастую передача ИТ-задач внешним компаниям непростой, небыстрый и циклический процесс. В его рамках происходит сбор данных, обнаружение процессов, знаний, возможен перевод сотрудников в штат аутсорсера для сохранения нужных знаний и компетенций. При управлении рисками на всех этапах аутсорсинга применяется процессный подход, и перевод сервисов происходит от простого к сложному.[3]

Аутсорсинг — это циклический процесс.

Рис 1.Ключевые этапы проекта

Специалисты компании ICL Services, проанализировав мнения экспертов на счет определения главных тенденций развития рынка ИТ-аутсорсинга в 2015 году, пришли к следующим выводам:

  1. Рынок ИТ-аутсорсинга в России вырастет.

По итогам 4 квартала 2014 года рост рынка ИТ-аутсорсинга в нашей стране составил 4 % (по данным IDC). И хотя в России движение потребителей в сторону ИТ-аутсорсинга начало появляться лишь недавно, заказчики продолжат проявлять активный интерес к данной сфере услуг, особенно большой рост покажет спрос на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры.

  1. Темпы развития российского ИТ-аутсорсинга будут опережать мировые.

Рынок ИТ-аутсорсинга в России 2015 года останется на стадии становления. Однако есть уверенность в том, что данный этап мы пройдем быстрее, чем это когда-то было сделано в США, а потом и в Европе.

Поспособствовать этому, как ни странно, могут сложности в экономике страны, которая заставляет оптимизировать расходы компаний, в том числе и на ИТ. В свою очередь одной из возможностей ИТ-аутсорсинга является экономия ресурсов, как денежных, так и трудовых.

  1. Аутсорсинг может помочь импортозамещению.

Вероятность сохранения сложной геополитической ситуации в России и связанные с этим риски нарушения безопасности или управления информационными системами, либо отказ зарубежного производителя от предоставления или поддержки своих продуктов, будут заставлять отечественные компании задумываться о том, как снизить зависимость от иностранной интеллектуальной собственности и минимизировать риски.

Ответом на вызовы может стать как импортозамещение, направленное на замену патентованных продуктов российскими разработками, так и привлечение аутсорсера.

  1. Заказчики станут более опытными и уверенными в сложных проектах

ИТ-аутсорсинг - это дорога с двусторонним движением и эффективный переход на него - во многом вопрос зрелости компании, которые, безусловно, в 2015 году обретут новые практики и опыт ведения аутсорсинговых проектов. В то же время клиенты также непрерывно развивают свою компетенцию в управлении, в том числе аутсорсинговыми отношениями, становясь более опытными, и стараются достичь максимального эффекта от работы с аутсорсером.

  1. Выгода привлечения внешних исполнителей становится все более очевидна

Несмотря на многие трудности экономического и геополитического характера, рост рынка ИТ-аутсорсинга будет продолжаться. Он позволит открыть компаниям путь к новым возможностям и осуществить структурные и стратегические преобразования бизнеса.

Главной сложностью на этом фоне эксперты называют проблему удержания высококвалифицированного персонала на обслуживании непрофильных функций компаний.[4]

По оценкам TAdviser, объем рынка ИТ-аутсорсинга в 2014 году, по сравнению с прошлым годом вырос на 9% и достиг 66,3 млрд рублей. Положительная динамика сохранится и в 2015 году благодаря тому, что аутсорсинговая модель при высоком курсе иностранных валют становится для многих компаний значительно дешевле, чем инвестиции в развитие собственных ИТ.

TAdviser прогнозирует рост объема рынка ИТ-аутсорсинга по итогам 2015 года на уровне 5%, до 69,6 млрд рублей.

Таблица 1

Выручка компаний на рынке ИТ-аутсорсинга России в 2014-2013 гг. (в рублях, с НДС)

Позиция

Компания

Выручка, 2014 год

Выручка, 2013 год

Динамика выручки, в %

1

Maykor

10 893 023

9 275 729

17

2

Техносерв

8 597 281

6 827 467

26

3

КРОК

4 641 763

4 986 636

-7

4

Ай-Теко

2 619 722

1 019 798

157

5

АМТ-Груп

933 190

639 400

46

6

AT Consulting (АТ Консалтинг)*

603 159

345 844

74,4

7

АМТЕЛ-СЕРВИС

336 000

248 000

35

8

Борлас

33 248

9 725

242

-

ICL Services**

3 218 574

2 925 976

10

В 2014 году наблюдалось замедление роста рынка ИТ-аутсорсинга по сравнению с 2013 годом. Это связано с тем, что в последнем квартале 2014 года заказчики осмысляли ситуацию и варианты дальнейших действий. Рост числа сделок на рынке начался после февраля 2015 года.[5]

В силу российской специфики бизнеса, который не стремится к прозрачности бизнес-процессов, у заказчиков сохраняется недоверие к ИТ-аутсорсингу. Бытует мнение, что вместе с сервисами на сторону может утечь конфиденциальная информация. Достаточно обратиться к мировому опыту. По оценкам GDC Services 2013 г., около 59% опрошенных компаний США и Европы пользуются услугами аутсорсеров по меньшей мере 7 лет и почти 60% заказчиков уверены, что аутсорсинговая модель - ключевой элемент достижения определенных бизнес-целей. При этом около 31% компаний в течение прошлого года продлили договоры на аутсорсинг и почти 55% расширили набор передаваемых сторонним компаниям сервисов. Те же принципы, связанные с достижением бизнес-целей, нужно ставить во главу угла и российским предприятиям, считает эксперт.[4]

Литература

  1. Аутсорсинг_Аникин Б.А_2003 -184с

  2. http://benecom.ru/it-autsorcing-segodnya

  3. http://www.cnews.ru/articles/v_chem_osobennost_itautsorsinga_v_rossii

  4. http://www.russoft.ru/tops/2233

  5. http://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:ИТ-аутсорсинг_(рынок_России)

Просмотров работы: 777