ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ

Погребная Н.А. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт имени А.К. Кортунова – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие категории земель установлено Земельным Кодексом РФ [1], а также Федеральным Законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [2]. Согласно п. 1 ст. 7 Земельного Кодекса РФ [1] земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
  • земли сельскохозяйственного назначения;

  • земли поселений;

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

  • земли особо охраняемых территорий и объектов;

  • земли лесного фонда;

  • земли водного фона;

  • земли запаса.

К настоящему времени практически все земельные участки уже отнесены к той или иной категории земель по их целевому назначению. Однако в связи с необходимостью проведения дорог и коммуникаций, осуществления нового жилищного и промышленного строительства, расширения границ населенных пунктов возникает потребность в изменении целевого назначения уже утвержденных категорий земли для реализации указанных целей. В данном случае механизмом реализации этих потребностей выступает важнейший институт земельного права - институт перевода земель из одной категории в другую.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Земельного Кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

  • земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством Российской Федерации;

  • земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности органами исполнительной власти субъектов РФ;

  • земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

  • земель, находящихся в частной собственности:

  • земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов РФ;

  • земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления [2].

Земельное законодательство регулирует основания и порядок перевода земель из одной категории в другую, устанавливает круг субъектов, правомочных осуществлять перевод, сроки перевода, однако остаются нерешенными многочисленные проблемы, которые мешают землевладельцам, землепользователям, собственникам земли использовать землю как общественное достояние и извлекать из нее необходимые и дозволенные законом общественно полезные блага [3].

В Федеральном законе от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» зачастую используются понятия: «заинтересованное лицо», «правообладатель», «ненадлежащее лицо» и т.д., которые в одном регионе будут обозначать одни понятия, а в другом – совсем иные. С одной стороны, законодатель не может урегулировать в законе все без исключения понятия, и пошаговой регламентации всех действий, так как это будет способствовать захламлению законодательной базы и приданию закону инструкционного характера. С другой стороны, на практике это вызовет большие трудности, потому как даст возможность государственным органам, непосредственно занимающимся проведением процедуры перевода, трактовать такие понятия каждому по-своему, что может повлечь нарушение конституционного принципа равноправия.

Следующая проблема касается сроков перевода. В целом, чтобы осуществить перевод до момента его регистрации необходимо около 3 - 4,5 месяцев. Однако на практике, скорее всего, данная процедура будет занимать гораздо больше времени, например, в два или более раза. Это объясняется тем, что для осуществления перевода необходимо подготовить пакет документов.

При рассмотрении вопроса об особенностях перевода отдельных категорий земель хотелось бы отметить, что Закон урегулировал изменения не всех видов земель, например, в отношении земель сельскохозяйственного назначения установлены случаи перевода только земель сельскохозяйственных угодий. Перевод всех остальных земель сельскохозяйственного назначения пока остается неурегулированным.

Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается определенный документ - акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. Однако в некоторых случаях одного акта о переводе недостаточно. В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации в земли запаса могут переводиться земли, подвергнувшиеся радиоактивному и химическому загрязнению. При этом в законодательстве отсутствует требование об экологической экспертизе и о планах рекультивации земель при переводе земель в земли запаса.

Немалому интересу подвергается вопрос о переводе земель лесного фонда, находящихся в пределах населенного пункта, в земли населенного пункта. Органы судебной власти считают, что Закон не предусматривает возможности без соблюдения определенной правовой процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселения в случае изменения городской черты. То есть в данном случае при изменении черты города следует одновременно подавать ходатайство о переводе земель лесного фонда в земли населенного пункта.

Многочисленные проблемы, которые возникают в ходе перевода земель из одной категории в другую, замедляют развитие бизнеса в сфере жилищного строительства. В марте 2014 года Правительством РФ в Государственную Думу был внесен законопроект об отмене деления земель на категории и о введении так называемого территориального зонирования. Иными словами, деление земель в соответствии с их целевым назначением уйдет, а на его место придет подразделение территориальных зон. Это повлечет за собой снижение контроля над использованием сельскохозяйственных угодий, что является предпосылкой к застройке угодий теми или иными объектами [4]. В итоге при принятии данного законопроекта можно будет наблюдать исчезновение сельскохозяйственных угодий, которое приведет к уменьшению объема сельскохозяйственной продукции, что является следствием уменьшения доли сельского хозяйства в ВВП нашей страны.

Литература.

1. Земельный Кодекс Российской Федерации " от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 20.04.2015) // Собрание законодательства РФ 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 30, ст. 4590.

2. Федеральный закон «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» // «Собрание законодательства РФ», 27.12.2004, N 52, ст. 5276.

3. Земельное право. Проблемные аспекты при переводе земель из одной категории в другую [Электронный курс]: Режим доступа: http://www.kmcon.ru/articles/jurist9/jurist9_6389.html - Заглавие с экрана.

4. Проблемы перевода земель из одной категории в другую: теоретические и правоприменительные аспекты [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.sudmos.ru/articles/zemlya/uchastok_385.html - Заглавие с экрана.

Просмотров работы: 2854