ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Вострикова К.В. 1, Слатвицкая И.И. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие малого бизнеса является движущим механизмом экономики государства. Франчайзинг, как один из видов коммерческой деятельности, позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе.

Формирование основ франчайзинга в России началось в 90-х гг. благодаря иностранным компаниям и было связано с необходимостью внедрения в отечественную экономику новых методов ведения бизнеса. Очевидно, что развитие франчайзинга на территории России сейчас происходит неравномерно, поскольку эффективность применения франчайзинговой модели напрямую зависит от экономического положения и уровня развития бизнеса на рынке определенного региона.

Проанализировав динамику франчайзинга в нашей стране, можно заметить, что его резкая популяризация наблюдается в период с 2007 по 2013 года. Столь позднее проникновение российских предпринимателей этой идеей можно объяснить рядом факторов: к примеру, законодательно франчайзинг установился совсем недавно. Лишь в 2014 году в Госдуму был внесен законопроект о франчайзинге, урегулировавший вопросы договора между франчайзи и франчайзером, защищающий интересы обеих сторон .

Отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. У франчайзера всегда есть риск того, что концепцию его бизнеса своруют – подпустив франчайзи к своему бизнес-плану, принципам ведения бизнеса и раскрыв ему ноу-хау, нет гарантии, что франчайзи не решит отменить договор о покупке франшизы и не создаст свой бизнес на модели франчайзера, составив ему при этом прямую конкуренцию. Именно поэтому так важно четкое урегулирование прав отношений франчайзинга в законе.[1,c.6]

Снижение количества франчайзеров в 2014 году можно объяснить нестабильной экономической ситуацией, которая произошла с введением санкций к нашей стране. Рост бизнеса в условиях эмбарго весьма сложен, особенно учитывая, что в случае франчайзинга франчайзи во многих случаях обязан покупать сырье у установленных франчайзером поставщиков. Учитывая, что курс рубля падает, а евро и доллар растут, в таких условиях франчази будут лишаться части своей прибыли. Особенно влияет тот фактор, что по многим франчайзинговым договорам франчайзи даже не имеет право завышать или ставить свою цену на предлагаемый товар.

Рисунок 1- Количество франчайзеров в России, шт.[4,c.1]

Следует отметить, что официально перечень представленных потребителям франшиз не формируется, нет сформированного списка, т.к. в законодательстве России франчайзинг не определяется как обособленный вид коммерческой деятельности и, соответственно, не существует методических предпосылок для статистического учета действий на рынке франшиз. По этой причине количественные данные рынка франшиз базируются на ориентировочных оценках разрозненных специалистов, ассоциаций предпринимателей, данных из каталогов франшиз, а также Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) и др. В связи с наличием такого значительного числа источников информации, существующие данные порой имеют значительные расхождения.

Тем не менее, очевидно, что за более чем 20 лет с момента зарождения франчайзинговый рынок в России значительно вырос. В настоящее время его общий объем оценивают в 5 млрд долларов. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. Согласно данным РАФ, Россия в последние годы является лидером по росту количества франчайзинговых компаний.[3,c.100]

Что касается структуры франчайзинга, то наиболее популярным сектором рынка в этой области России является непродовольственные товары – одежда, обувь, мебель, бытовая техника, автомобили и т.д . В этом секторе лидируют такие компании, как Incity, Mr.doors, Finn Flare, Corsocomo, Baon, Glance, Tui, 220 Вольт.

Данные франшизы имеют стабильный положительный темп открытий, низкое количество закрытых предприятий и хорошие показатели окупаемости .

Также среди лидирующих секторов в франчайзинговом бизнесе можно отметить сектор общественного питания. Это всем известные марки KFC, Burger king,Subway, Баскин Робинс, Крошка-картошка, Сбарро, Папа Джонс .

Рисунок 2- Структура российского франчайзинга на 2015 год, %.[4,c.7]

Что касается территориального аспекта – сегодня лишь несколько российских регионов используют франчайзинг достаточно широко. Прежде всего, это крупнейшие экономические центры – Москва и Санкт-Петербург. Также в ближайшее время число компаний активно использующих франчайзинг в регионах России увеличиться в разы. Наиболее привлекательными городами являются: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Краснодарский край. Это связанно с тем, что идет тенденция бурного развития регионов, которые инвестиционно более привлекательны и в которых существует множество свободных ниш на рынке в выше указанных сферах бизнеса.[4,c.2]

По статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет (только за 2013 год число ИП в России сократилось на 73 750), а из фирм, созданных в рамках франчайзинга – только 14 %.[5] Поэтому в России, где недостаточно развиты условия для открытия малого бизнеса, с каждым годом возрастает интерес к франчайзингу. Причем в последнее время появляются люди, желающие не только приобрести франшизу, но и развивать свой бизнес по модели франчайзинга.

Проанализировав деятельность франчайзинга в нашей стране можно выделить ряд сложностей, которые препятствуют его развитию.

Основными трудностями, тормозящими продвижение франчайзинга в нашей стране, являются:

- несовершенство российского законодательства в этой области;

- низкая государственная поддержка;

-отсутствие заинтересованности банков в работе с системами франчайзинга;

- низкая популяризация франчайзинга в нашей стране.

В законодательстве РФ на сегодняшний день нет конкретного определения франчайзинга, а существует только «коммерческая концессия».

Еще одной трудностью для возможных франачайзи можно назвать получение кредитов банка на создание организации по франшизе с использованием льгот. Такого рода заявки большее число банков рассматривают на общих основаниях – с использованием условий программ по кредитованию малого бизнеса.

Если говорить о государственной поддержке развития франчайзинга в нашей стране, то она значительно отстает от развитых стран. Можно отметить низкую активность деятельности.

Имеет место проблема скудной информированности предпринимателей обо всех достоинствах и недостатках готового бизнеса, а также осведомленности о том, как можно стать его составной частью. Это не позволяет потенциальному франчайзи сформировать окончательное решение о приобретении франшизы[2,c.1].

Подводя итог, можно сказать о том, что положительная динамика развития франчайзинга в России все-таки есть. Несмотря на все препятствия, франчайзинг уверенно продвигается на российском рынке товаров и услуг. Заметен рост франчайзинговых моделей, которые работают в сфере производственного франчайзинга. Правовые нормы касательно франчайзинговой деятельности также медленно, но уверенно приводятся в соответствие с мировыми стандартами.

Также эта модель как нельзя лучше подходит для российского рынка, где конкуренция и продвижение бренда играют не последнюю роль. С помощью франчайзинга можно открывать заведомо успешные магазины, рестораны, сервисные центры, а также многое другое, что пользуется спросом не только в России, но и во всем мире. При этом развивается не только отдельно взятая точка, но и вся сеть в целом, что позволяет оставлять на рынке только успешные и конкурентоспособные компании.

В заключение необходимо отметить, что, конечно, существует целый ряд причин, тормозящих развитие франчайзинга в нашей стране, но, несмотря на все выявленные проблемы, он остается самым надежным вариантом организации бизнеса в рыночной системе.

Оптимизация нормативно-правовой базы взаимоотношений в процессе франчайзинга, рост степени защиты интеллектуальной собственности, совершенствование комплексов кредитования франчайзинга могут способствовать перестройке отраслевых особенностей российского рынка франшиз и росту значения иностранных франчайзеров в стратегически важных для российской экономики сферах деятельности.

Список литературы:

  1. Батраченко Д.К.Анализ преимуществ и недостатков франчайзинга// Международный Научный Институт "Educatio" VII, 2014. –С.6.

  2. Бодина К.В. Проблемы развития франчайзинга как формы предпринимательской деятельности в России// Международный студенческий научный вестник.-2014. – № 1

  3. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В.. Иностранные франчайзинговые сети в России// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. -2014. -№ 1 (24)

  4. Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. – 2013. – № 11 (ноябрь).

  5. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) – [Электронный ресурс]– http://rusfranch.ru/

6

Просмотров работы: 7421