ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЖ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ ОБЖ

МАРЫНЫЧ С.Н. 1, СУЛТАНБАЕВА Ю.Н. 1, АЛЕКСАНДРОВА Е.Ю. 1
1ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования экологической культуры у школьников на уроках ОБЖ. Представляются основные методики психолого-педагогической диагностики экологической культуры обучающихся. Описываются результаты анализа апробации методов обучения, направленных на формирование экологической культуры обучающихся опытно-экспериментальной части исследования.

Ключевые слова: Экологическая культура, обучающийся, ОБЖ, экологическая культура личности.

FORMATON OF ECOLOGICAL CULTURE OF 8TH CLASS PUPILS

AT THE PRINCIPLES OF PERSONAL AND

SOCIAL SAFETY LESSONS

Marynych Svetlana– student 5 course,

Sultanbaeva Yuliya–PG student 3 course,

Alexandrova Evgeniya–PhD, A.P.

FSBEO HE «Murmansk Arctic State University»

Murmansk

Abstract. The article represents the problem of formation of ecological culture of the pupils at the Principles of personal and social safety lessons. The main techniques of psychology and pedagogical diagnostics of ecological culture of the learners are observed. The results of analysis of approbation of the methods of teaching, directed on the formation of ecological culture of the learners, is described with the experimental way.

Keywords: Ecological culture, learner, Principles of Personal and Social Safety, ecological culture of the personality.

Многие исследователи отмечают, что в настоящее время в образовательном процессе большую актуальность приобретает экологизация содержания традиционных школьных предметов и введение в практику школы новых интегрированных курсов. На первый план выходит формирование экологической культуры обучающихся. Однако, как отмечают И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина и В.Б. Стрельцова, в ходе формирования экологической культуры личности образовательная школа может столкнуться с проблемой преобладания у обучающихся старшего подросткового возраста антропоцентрического типа сознания, потребительского подхода к природе, низкого уровня восприятия экологических проблем, поверхностного знания об объектах охраны, слабо развитой потребностью практического участия в природоохранной работе [2]. Значительную роль в экологическом образовании обучающихся может сыграть экологически ориентированный школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Однако существует проблема между потребностью в формировании экологической культуры личности и недостаточного внимания к изучению материала, способствующего формированию экологической культуры, в рабочей программе данного курса в школах, а также слабой сформированности регионального компонента содержания экологического воспитания школьников [1]. В связи с этим была выбрана данная тема исследования.

Цель исследования: теоретическим и опытно-экспериментальным путем доказать необходимость формирования экологической культуры у обучающихся 8-х классов на уроках ОБЖ c использованием активных методов обучения.

При этом предполагалось решить следующие задачи: 1) изучить теоретические основы формирования экологической культуры у школьников на уроках ОБЖ; 2) ознакомиться с основными методиками психолого-педагогической диагностики экологической культуры личности, выбрать и апробировать методики, позволяющие получить достоверные данные об уровне сформированности экологической культуры школьников; 3) спроектировать и опытным путем апробировать методы и формы обучения, направленные на формирование экологической культуры обучающихся 8-х классов на уроках ОБЖ.

Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры личности.

Предметом – особенности формирования экологической культуры обучающихся 8-х классов на уроках ОБЖ по средствам активных методов обучения.

Гипотеза исследования: если в образовательный процесс на уроках ОБЖ включить активные методы обучения, то это будет способствовать повышению эффективности формирования экологической культуры у обучающихся 8-х классов.

В ходе изучения теоретических основ формирования экологической культуры у школьников на уроках ОБЖ был выявлен ряд особенностей формирования экологической культуры. Среди них выделяют: развитие экологической направленности личности, формирование экологического мышления, умение повышать свою экологическую грамотность, осуществление эколого-проектной деятельности в интересах устойчивого развития.

В образовательном процессе на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» учет и использование активных методов обучения способствует повышению эффективности формирования экологической культуры у обучающихся 8-х классов. Раскрытие экологической составляющей курса ОБЖ видится через применение активных методов, как например, образовательный квест и решение ситуационных задач, на уроках ОБЖ в рамках основной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

В психолого-педагогической практике существуют различные диагностические методики экологической культуры личности, позволяющие получить достоверные данные об уровне сформированности экологической культуры школьников. В соответствие с целями исследования, при организации и проведении опытно- экспериментальной работы исследования, были выбраны и апробированы следующие методики: 1) диагностическая методика Тупикиной Е.И. «Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»; 2) диагностическая методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3) экспресс-методика диагностики доминантности отношения к природе С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина «Доминанта» [4]; 4) оценка основных компонентов экологических взглядов и убеждений по И.Д. Зверев [3].

Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. В исследовании принимали участие 49 обучающихся 8 классов СОШ № 53 г. Мурманска. В контрольной (8 «а» класс) и в экспериментальной группе (8 «б» класс) на констатирующем этапе исследования проводился анализ уровня сформированности знаний, мотивов, ценностей и отношений, опыта деятельности.

В ходе анализа ценностно-мотивационной сферы школьников выявлено, что: – лидирующие позиции в системе ценностных ориентаций мурманских школьников 8 классов занимает здоровье и безопасность; – среди отмеченных ценностей представлены ценности всех групп (экологические, общечеловеческие, ценности индивидуальной самореализации и социального взаимодействия); – ранжирование ценностных ориентаций несколько отличается у школьников разного возраста и разного пола, но эти отличия не являются существенными; – экологические ценностные ориентации в большинстве случаев занимают серединные позиции (от 3,2 для «здоровья» до 9,2 для «комфортности в окружающей среде» при общем списке ценностей из 10 показателей);

Экспресс-методика «Доминанта» подтвердила позиции для таких ценностей, как «здоровье», «безопасность», «природа», «комфортность в окружающей среде». Сравнительный эксперимент показал, что при использовании двух разных методик ценности оцениваются школьниками примерно одинаково. Рассмотрение данного аспекта позволяет сказать, что методика «Доминанта» более проста как для испытуемых, так и для экспериментатора, поэтому представляется более уместным использование именно данной методики. Но с другой стороны, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича дает более конкретные результаты, позволяет выявить истинную позицию той или иной ценности, что весьма важно в процессе построения общей иерархии ценностей школьников.

Анализ компонента внутренней готовности личности, базирующийся на знаниях и ценностях индивидуума, показал, что 32 % опрошенных не знают, чем они вообще могут помочь в вопросе охраны окружающей среды, 2% – не интересуется этим, а 6% – просто не собирается ничего делать . В итоге, остается 60% опрошенных, которые пытаются хоть что-то предпринять на уровне отдельной личности, сохранив жизнь на Земле.

Условно обозначим уровни сформированности, как очень низкий (менее 20-30%), низкий (30-50%), средний (50-70%), высокий (70-80%), очень высокий (80-100%), по каждому уровню рассчитываем средний процент верных ответов (для всех вопросов): интеллектуальный компонент: 17 % (очень низкий), эмоциональный компонент: 40 % (низкий), компонент внутренней готовности: 60% (средний). Высчитав средний показатель с целью выявления общего уровня сформированности экологической культуры, получаем 39 %. При этом на среднем уровне готовности школьника что-либо сделать по охране природы (60%), но знания и личностная значимость для этого практически отсутствует (17% и 40%).

Данная ситуация может объясняться бессистемностью педагогического процесса по развитию экологической культуры обучающихся, а также малым количеством выделенных часов на изучение разделов программы курса «ОБЖ», имеющих потенциал для формирования экологической культуры школьников.

С целью более эффективного формирования трех компонентов экологической культуры: интеллектуального, эмоционального и компонента внутренней готовности личности был проведен формирующий эксперимент с учащимися экспериментальной группы 8 «б» класса.

На первом этапе формирующего эксперимента проводилось внедрение в школьный курс «ОБЖ» решения ситуационных задач, а на втором этапе образовательный квест.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена повторная диагностика в экспериментальном и контрольном классах. Данный эксперимент предполагал анкетный опрос, который содержал 2 вопроса: 1) Зависит ли от меня безопасность в окружающей среде? 2) Что я лично готов сделать для охраны природы?. В результате включения в образовательный процесс 8 «б» класса образовательного квеста и решения ситуационных задач, исследуемые параметры показали значительные изменения. В экспериментальной группе наблюдается повышение уровня экологических знаний в 3 раза (52 %), в контрольной группе по этому параметру имеются более низкие достижения (27 %).

Результаты анкетного опроса показали, что 83% опрошенных считают, что безопасность в окружающей среде зависит и от них лично, и лишь 17% думают, что один человек ничего не решает. Увеличилось и количество ответов на второй вопрос: личное участие по охране окружающей среды готовы принять 80% (ответы школьников стали более конкретными по сравнению с констатирующим экспериментом). Средний показатель общего уровня сформированности экологической культуры школьников составил 72% .

Таким образом, формирующий эксперимент показал, что дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» обладает хорошим потенциалом для формирования экологической культуры обучающихся. На уроках ОБЖ можно и необходимо использовать разнообразные формы работы с обучающимися: образовательный квест, игры, беседы, рассказы, экологические ситуационные задачи, направленные на коррекцию экологической культуры. Констатирующий этап эксперимента продемонстрировал результативность формирующего эксперимента.

Как показывает практика, личная экологическая ответственность школьников формируется за счет опыта практической деятельности в контексте полученных экологических знаний. В процессе экологического воспитания важно уделять особое внимание проблемам того региона, в котором проживают обучающиеся, с целью наибольшего осознания своей собственной ответственности за состояние окружающей среды в регионе.

Список литературы:

  1. Агаларова П.И. Формирование экологической культуры подростков в учебно-игровой деятельности: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук : 13.00.01 / Агаларова Пакизат Исмаиловна. – Махачкала, 2009. 22 с.

  2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М.: Просвещение, 1990. 132 с.

  3. Концепция школьного экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т.Суравегиной. – М., 1994. 32 с.

  4. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по регионалной экологической политике. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. С. 7.

Просмотров работы: 1236