ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ МВД РОССИИ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стрелецкий К.С. 1
1Уральский Федеральный университет им.первого Президента России Б.Н.Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность проблем, связанных с террористическими проявлениями стал довольно очевидным фактом в мире. Характерной особенностью настоящего времени стал всплеск террористических проявлений, использование при проведении террористических актов взрывных устройств в местах массового нахождения граждан. Терроризм относятся к наиболее опасным разновидностям преступлений, поскольку угрожает национальной безопасности, всех государств основам конституционного строя , влечет за собой массовые жертвы, причинение значительного вреда, в том числе объектам жизнеобеспечения страны. Россия , конечно же в этом плане исключением не является, где террористическая нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее существенный фактор исторического развития страны, подвергает неустойчивости принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей. Принимаемые национальными государственными органами меры оказываются пока малоэффективными и, соответственно, терроризм превратился в одну из наиболее значимых проблем российского общества.

В конце XX - начале XXI в. терроризм приобрел наиболее опасный международный (транснациональный) характер. Это связано с тем, что данное антиобщественное явление создает угрозу не только национальной безопасности, но и всему международному сообществу. Например, мировую общественность ужасающи потрясли события 20 марта 1995года в Токийском метро, где адептами «Аум Синрике»(учение истины Аум, сейчас известная как "Алеф"- неорелигиозная, синкретическая, милленаристкая , террориристическая , экстремистская деструктивная секта базирующаяся на буддизме ваджраяны.) был распылен нейропаралитический газ, а в лабораториях организации велись разработки биологического, химического и ядерного оружия, а также, разумеется, трагедия 11сентября 2001года в США, ответсвенность за проведенные террористические акты взяла на себя "Аль-Каида"(одна из самых масштабных организаций ультрадикальных террористических взглядов, ваххабитного направления Ислама). Россия здесь не является исключением: захват заложников в Беслане и террористический акт под названием "Норд-ост" ( ответственность за которые взял на себя Шамиль Басаев выступающий якобы за освобождение Чечни от России ) и многие другие акты. Это лишь краткий перечень тех потрясений, которые повергли в шок не только российское государство, но и всю мировую общественность, вынуждая соответствующие органы принимать решительные меры по противодействию терроризму. Очевидно, что терроризм представляет прямую угрозу конституционному строю, разрушает целостность и безопасность любой страны, разрушая идеи равноправия людей независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности. Расширение географии и увеличение опасности терроризма, неурегулированность порождающих терроризм региональных и локальных вооруженных конфликтов, растущее участие структур транснациональной организованной преступности в осуществлении международной террористической деятельности, расширение масштабов незаконного оборота наркотиков и оружия представляют в современных условиях глобальную угрозу для международного мира и безопасности. С учетом того, что уровень опасности терроризма продолжает остаётся довольно таки высоким, и в связи с формированием новой правовой базы в сфере противодействия ему можно констатировать наличие реальной потребности в изучении террористической деятельности через призму уголовной ответственности, так как уголовно-правовое воздействие является одним из ведущих государственных правоохранительных средств. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего исследования проблем уголовной ответственности за осуществление экстремистской деятельности.

Компетенция и основные функции органов внутренних дел в антитеррористической деятельности

В соответствии с действующим законодательством Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Центрами координации и руководства силами и средствами ОВД в федеральных округах являются Главные управления МВД Российской Федерации по федеральным округам, а также территориальные органы МВД России на региональному уровне.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основная роль в противодействии терроризму принадлежит полиции.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Как известно деятельность полиции в противодействии терроризму осуществляется в следующих основных направлениях:

  • борьба с преступностью;

  • розыск лиц, причастных к террористической деятельности;

  • содействие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, отнесенных к компетенции других служб.

Борьба с преступностью ведется путем выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, по делам, о которых предварительное следствие обязательно и не обязательно. К преступлениям, по которым производство предварительного следствия обязательно относятся тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе против общественной безопасности – терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, а также другие преступления террористического характера.

Розыскная функция полиции в сфере противодействия терроризму реализуется по двум направлениям: 1) непосредственный розыск соответствующей категории лиц; 2)организация такого розыска.

Объектом розыска и установления личности оперативных служб и подразделений полиции являются:

1) обвиняемые, подсудимые и осужденные за совершение преступлений террористического характера:

  • скрывшиеся от дознания, следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;

  • совершившие побег из изоляторов временного содержания (ИВС), из-под конвоя полиции;

  • совершившие побег из исправительных учреждений, тюрем, следственных изоляторов (СИЗО), из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы;

2) лица, пропавшие без вести (без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными). Розыск и установление данной категории лиц имеет большое значение, учитывая значительное распространение такого вида террористического преступления как захват заложника.

Как организующий центр розыскной работы полиция изучает и оценивает состояние розыскной работы, подготавливает проекты управленческих решений по вопросам организации и осуществления розыска, осуществляет планирование розыскной работы, оказывает методическую и практическую помощь службам и подразделениям в постановке розыскной работы, распространяет положительный опыт, готовит информацию по розыску для направления в другие органы, поддерживает с ними взаимодействие.

Содействие полиции в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, отнесенных к компетенции других служб, заключается в исполнении возложенных на нее обязанностей и осуществляется по различным направлениям антитеррористического характера. Силы и средства полиции привлекаются к решению задач охраны правопорядка при массовых мероприятиях, для пресечения групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, в целях спасения людей при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах. Оперативно-розыскные возможности полиции используются для предупреждения террористических акций при массовых мероприятиях, проведения крупномасштабных оперативно-профилактических («Вихрь-Антитеррор») и контртеррористических операций; спасения людей пострадавших при террористических акциях; контроля за соблюдением установленных правил осуществления частной охранной и детективной деятельности; оборота служебного и гражданского оружия и для решения других задач. 

Необходимо рассмотреть компетенцию структурных подразделений полиции в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

Согласно Наставления по организации деятельности подразделений ОВД Российской Федерации, осуществляющих в пределах компетенции выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений террористического характера и экстремистской направленности1 при противодействии экстремизму, а также при участии в мероприятиях по противодействию терроризму,головными подразделениями МВД России, непосредственно осуществляющими и координирующими указанную деятельность в системе МВД России являются:

  • на федеральном уровне – Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУПЭ МВД России);

  • на окружном уровне – Центры по противодействию экстремизму главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам (ЦПЭ ГУ МВД по федеральному округу);

  • на региональном уровне – Центры (группы) по противодействию экстремизму министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации (ЦПЭ ГУ МВД республики, края, области).

Рассмотрим компетенцию названных подразделений более подробно.

ГУПЭ МВД России:

Подразделения по противодействию экстремизму МВД России образованы в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых вопросах министерства внутренних дел российской федерации» от 6 сентября 2008 года № 1316 и последовавшим за ним Приказом Министра внутренних дел России от 31 октября 2008 года № 940.

Новое наименование Главное управление по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД России получило в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 и с Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 4 марта 2011 г.

На сегодняшний день данные подразделения по противодействию экстремизму являются самостоятельными структурными подразделениями полиции. В процессе реализации своих задач и функций ГУПЭ МВД России:

  • организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера и экстремистской направленности в соответствии с Положением о Главном управлении по противодействию экстремизму МВД Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 21 июня 2011 г. № 698дсп;

  • осуществляет организационное и методическое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации2.

ЦПЭ ГУ МВД России по федеральным округам:

  • организуют и проводят в установленном порядке оперативно-розыскные мероприятия по выявлению террористических и экстремистских организаций (сообществ), имеющих межрегиональные и международные связи, а также по перекрытию каналов поступления террористическим и экстремистским организациям (сообществам) финансовых средств;

  • информирует ГУПЭ МВД России о преступлениях террористического характера и экстремистской направленности, выявленных ГУ МВД России по федеральным округам.

Центр по противодействию экстремизму территориальных органов МВД России на региональном уровне в пределах компетенции:

  • организует и непосредственно проводит оперативно-розыскные и профилактические мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений террористического характера и экстремистской направленности;

  • осуществляет выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления террористического характера и экстремистской направленности, а также лиц, осуществляющих финансовую, материальную и иную помощь террористическим и экстремистским организациям;

  • организует сбор, обобщение и анализ оперативной информации о лицах, причастных к деятельности террористических и экстремистских организаций (сообществ);

  • принимает участие совместно с подразделениями уголовного розыска в розыске и задержании лиц, в отношении которых имеется достаточная информация о причастности их к подготовке преступлений террористического характера и экстремистской направленности;

  • организует и проводит мероприятия по предупреждению и пресечению распространения печатной продукции, аудио- и видеоматериалов экстремистского содержания;

  • оказывает практическую помощь подразделениям ОВД в реализации наиболее значимых оперативных разработок и оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по резонансным преступлениям террористического характера и экстремистской направленности;

  • изучает социальные, экономические и другие факторы, причины и условия, способствующие совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности, осуществляет прогнозирование криминальной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, информирует руководство территориального органа МВД России на региональном уровне о состоянии противодействия терроризму и экстремизму и вносит предложения по его совершенствованию;

  • участвует в подготовке проектов планов по проведению комплексных профилактических операций в сфере выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера и экстремистской направленности, информационных материалов о состоянии террористических и экстремистских проявлений в субъекте Российской Федерации;

  • оказывает методическую помощь территориальным органам МВД России на районном уровне в организации предупреждения преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера и экстремистской направленности, комплексного использования сил и средств подразделений ОВД, а также повышения эффективности и результативности в области противодействия терроризму и экстремизму, могут задействоваться подразделения уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, специальных технических мероприятий, оперативно-разыскной информации, оперативно-поисковые подразделения и другие службы ОВД.

1 Утверждено Приказом МВД России от 31 октября 2012 г. № 987дсп.

2 О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 988 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 31. Ст. 4705.

11

Просмотров работы: 2560