ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шекурова А.А. 1
1Уральский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена проблеме реализации системы гражданской обороны и чрезвычайные ситуации в государственном управлении. В статье рассмотрена деятельность Главного управления МЧС России по Свердловской областив системе государственного управления. Так же рассматриваются возможные действия. Работа проведена с ссылкой на федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Ключевые слова: Система ГО и ЧС, государственная политика РФ в сфере гражданской обороны, взаимодействие органов государственной власти на систему ГО и ЧС.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Основная часть

Глава I. Теоретические основы функционирования системы ГО и ЧС………5

1.1.МЧС России - федеральный орган управления ГО и ЧС…………………5

1.2.Место, роль и функции ГО и ЧС …………………………………………..10

1.3.Специфика и перспектива развития системы ГО и ЧС………………….. 13

Глава II.Анализ региональной системы ГО и ЧС (на примере Свердловской области)………………………………………………………………………….17

2.1.Краткая характеристика региональной системы ГО и ЧС ……………...17

2.2.МЧС Свердловской области ……………………………….........................23

Заключение …………………………………………………………………….29

Список литературы …………………………………………………………….31

Введение

Природный и техногенный риск является фактором, определяющий качество жизни в регионах страны. Степень природных и техногенных рисков, которым подвергается человек, зависит от трех факторов: вероятность возникновения чрезвычайной ситуации, ее масштабов и степени защищенности, обеспечиваемой аварийно-спасательными службами.

В целях обеспечения безопасности в цивилизованных странах создаются органы, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и биолого-социального характера, а в условиях ведения боевых действий и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенствование системы ГО и ЧС требует новых подходов, связанные с повышением интеграции действий уровней управления: федерального, регионального, местного и объектового.

Миссия деятельности ГО и ЧС: помощь гражданам при техногенном, природном и биолого-социальном характере ЧС.

Объект исследования: система органа ГО и ЧС.

Предмет исследования: особенности формирования и изменения системы ГО и ЧС.

Цель исследования: анализ взаимодействия органов государственной власти на систему ГО и ЧС.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть сущность ЧС и причины их возникновения;

  • Изучить теоретические основы функционирования ГО и ЧС;

  • Рассмотреть особенности взаимодействия органов государственной власти с системой ГО и ЧС;

  • Выявить проблемы реализации функционирования ГО и ЧС;

  • Сформулировать рекомендации по существующим проблемам.

Теоретической основой послужили труды С.К. Шойгу, Ю.Л. Воробьева, Б.И. Черничко, В.А. Владимирова, М.М. Бринчука, Н.Г. Жаворонковой.

Базой источников будут нормативно-правовые акты федерального и регионального законодательства, направленные на предупреждение и ликвидацию ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера.

Методом исследования будет анализ нормативно-правовых актов, учебников и других вышеперечисленных источников.

Данная работа состоит из двух глав.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГО И ЧС

1.1 МЧС России - федеральный орган управления ГО и ЧС

Безусловной основой устойчивого развития общества является защищенность населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС) федеральный орган по обеспечению безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области.

Гражданская оборона (далее ГО) — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. [1]

[1] Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера".

Федеральным органом исполнительной власти РФ, осуществляющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах является МЧС России. [2]

МЧС России в своей работе руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации,нормативными правовыми актами по общим вопросам надзорной деятельности. Вышестоящий орган государственной власти: Президент Российской Федерации.

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

[2] В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 [16].

Основные задачи МЧС России:

1. Осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;

2. Осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

3. Осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;

4. Осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации;

5. Реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.

Создание МЧС России является важным шагом при выстраивании в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Виды ЧС:

1)Техногенный характер ЧС:

  • Аварии автомобильного, ж/д, воздушного, морского и речного транспортов; метрополитена; ЖКХ; обрушение зданий, сооружений, пород; техногенные пожары; аварии на газо-, нефте-, продуктопроводах.

2)Природный характер ЧС:

  • Пожары(лесные, торфяные, ландшафтные); землетрясения; оползни; сели; лавины; затопления, половодье; снегопад; дожди, шторм, шквал.

3)Биолого-социальный характер ЧС:

  • Инфекционные заболевания людей и животных. [3]

Теперь кратко проследим историю МЧС России:

27 декабря 1990 года был создан российской корпус спасателей на правах государственного комитета РСФСР;

17 апреля 1991 года Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей;

19 ноября 1991 года был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее ГКЧС РСФСР). В систему ГКЧС России вошли: Штаб ГО РСФСР, вся сеть штабов ГО, войска ГО и другие службы. Основными задачами ГКЧС России являлись:

- обеспечение функционирования РСЧС;

- руководство гражданской обороной;

- создание и обеспечение готовности, необходимых сил и средств. [4]

[3] О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 22. - Ст. 2640.

[4] http://иванов-ам.рф/mchs/mchs.html

10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции Госкомчернобыля России и Комитета по проведению подводных работ особого назначения при Правительстве РФ (КОПРОН). Штабы ГО были преобразованы в штабы по делам ГО и ЧС. Такое изменение названия отражало переориентацию деятельности штабов, прежде всего, на решение задач мирного времени.

Для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в апреле 1992 года была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 году была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС). Система и сегодня постоянно развивается и совершенствуется с учетом современных опасностей и угроз, и в настоящее время во всех республиках в составе России, краях и областях созданы ее территориальные подсистемы.[4]

В качестве основных задач РСЧС рассматриваются следующие:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

- сбор, обработка и выдача информации по вопросам защиты населения и территорий при ЧС;

- подготовка населения к действиям в условиях ЧС;

[4] http://иванов-ам.рф/mchs/mchs.html

- прогнозирование и оценка социально-экономических, а также экологических последствий ЧС;

- ликвидация или локализация последствий чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.

1.2. Место, роль и функции ГО и ЧС

В жизни современного человечества большое место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития цивилизации. В современном мире подобные явления стали более масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Важной государственной функцией является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. Лишь в 1987 году на ГО были официально возложены задачи мирного времени.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

  • обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

  • предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

  • проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

  • проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

  • борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

  • обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

  • восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

  • срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

  • срочное захоронение трупов в военное время;

  • разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

  • обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Возложенные на МЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Объединение, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Каждый уровень РСЧС имеет регулирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, информационного оповещения и обеспечения.

Режимы функционирования РСЧС:

  • Режим повседневной деятельности– функционирует при отсутствии ЧС;

  • Режим повышенной готовности– вводится при угрозе возникновения ЧС;

  • РежимЧС– вводится при возникновении и ликвидации ЧС.

Если говорить об уровнях РСЧС, то их можно разделить на уровни:

  • Федеральный уровень - МЧС России;

  • Межрегиональный уровень - территориальные органы МЧС России, РЦ по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

  • Региональный уровень- Главные управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

  • Муниципальный уровень- управления (штабы) по делам ГО и ЧС местного самоуправления;

  • Объектовый уровень- структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от ЧС и/или гражданской обороны.

1.3. Специфика и перспектива развития системы ГО и ЧС

Важным действием, на основании которого организуется процесс управления, для руководителя любого звена РСЧС или системы ГО является аналитическая работа. Конечно, аналитическая работа разных руководителей отличается как по своему содержанию, так и по объему. Причем, чем выше уровень управления, тем больше внимания должно быть уделено выработке и обоснованию решений, а также контролю их выполнения.

Изменение положения управления, особенно характерное для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежеминутно выдвигает все возрастающие требования к качеству принимаемых решений при существенном ограничении времени.

Основными целями и задачами МЧС России являются:

  • участие в мероприятиях по защите и спасению населения, объектов и территорий в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

  • участие и содействие в мероприятиях по реализации государственных программ, направленных на обеспечение безопасности и защиты населения, в том числе территории страны от чрезвычайных ситуаций;

  • участие и содействие в мероприятиях по совершенствованию и развитию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • консолидация усилий общества в решении проблем безопасности и спасения населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • содействие осуществлению мер по защите жизни, здоровья, чести и достоинства граждан;

  • повышение роли спасателей в развитии аварийно-спасательного дела в Российской Федерации.

  • выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

  • организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

  • осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

  • осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.[5]

Под Стратегией развития системы МЧС России понимается совокупность принципов, целей, приоритетных направлений, этапов и путей реализации стратегических интересов России в области обеспечения необходимого (научно обоснованного) уровня и повышения качества жизни российских граждан путем эффективного применения сил и средств гражданской обороны и защиты населения для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и иного характера в мирное и военное время, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на долгосрочную перспективу.[6]

[5] http://www.mchs.gov.ru/document/3530094

[6] М.И. Фалеев. Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях. УДК 614.8. - С.32

При формировании стратегии развития МЧС России предполагается выработка принципов, определение ключевых и наиболее важных направлений деятельности системы в целом и ее структурных элементов, а также способов реализации целевых функций, которые вытекают из возложенной на нее государством Миссии.[6]

Одной из важнейших задач, стоящих перед системой является повышение готовности гражданской обороны. Ресурсы гражданской обороны должны применять в первую очередь для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при выполнении задач по защите населения и территорий.

Важнейшая задача работы МЧС России - научить граждан вопросам безопасности жизнедеятельности. В рамках этой деятельности необходимо охватить обучением практически все категории населения. Главам регионов необходимо обратить внимание на осуществление мер по подготовке населения.

[6] М.И. Фалеев. Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях. УДК 614.8. - С.32

Глава II. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГО И ЧС (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

2.1. Краткая характеристика региональной системы ГО и ЧС

Органом, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Свердловской области, является Главное управление МЧС России по Свердловской области (далее - ГУ МЧС России по Свердловской области). Возглавляет управление начальник ГУ МЧС России по Свердловской области генерал-майор ЗаленскийАндрей Викторович. Решения Начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области оформляются, как правило, приказами.

Главное управление МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство подразделениями Государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями и иными подразделениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории Свердловской области.

ГУ МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Задачи ГУ МЧС России по Свердловской области являются:

- В области гражданской обороны - совершенствование нормативной правовой базы в области ГО с учетом современных требований и механизма их реализации, направленных на формирование нового облика ГО в Свердловской области;

- повышение эффективности системы управления ГО путем дальнейшего развития центра управления в кризисных ситуациях (далее - ЦУКС), с возложением на него задач по обеспечению координации выполнения мероприятий ГО и управления силами ГО;

- разработка и внедрение новых технологий, способов и методов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС;

- внедрение новых технологий спасания и автоматизировано-управляющих систем;

- повышение готовности к использованию по предназначению имеющегося фонда средств коллективной защиты населения, обеспечение учёта защитных сооружений ГО в реестрах государственной собственности и недопущение их неправомерного снятия с учета;

- усиление надзора за организацией выполнения основных задач по ГО в Свердловской области;

- совершенствование сил ГО, повышение их готовности и мобильности; продолжение работы по организации состава сил ГО с учетом возложения на подразделения ФПС Государственной противопожарной службы задач ГО и создаваемых на военное время специальных формирований в целях решения задач в области ГО.[7]

Правовой основой деятельности добровольной пожарной охраны на территории Свердловской области являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Свердловской области, иные нормативные правовые акты Свердловской области и муниципальные правовые акты.[8]

Перечень сил постоянной готовности Свердловской подсистемы РСЧС утверждается Правительством Свердловской области по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.[9]

[7] http://66.mchs.gov.ru/document/2442157

[8] Закон Свердловской области от 12 июля 2011 года № 71-ОЗ «О добровольной пожарной охране на территории Свердловской области»

[9] Постановление от 28 февраля 2005 г. №139-ПП «О Свердловской областной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

В настоящее время в Главном управлении МЧС России по Свердловской области создан подвижный пункт управления (далее ППУ), изготовлена и оформлена документация подвижного пункта управления. Обновлен информационно-аналитический материал. Проведена работа по дооснащению подвижного пункта управления, по доукомплектованию автомобильной техникой, оргтехникой, источниками автономного питания, средствами связи. Не менее важная работа проведена в Свердловской области по практическому применению ППУ в учениях и тренировках, при участии подвижных узлов связи органов исполнительной власти субъекта, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по их совместному использованию при ликвидации последствий ЧС.

Основные задачи ППУ:

  • оценка масштабов ЧС и прогнозирование развития обстановки;

  • подготовка предложений в решение начальника Главного управления на ликвидацию ЧС, применение сил, средств и всех видов ресурсов;

  • организация взаимодействия с органами управления функциональной и территориальной подсистемой РСЧС субъекта по ликвидации последствий ЧС;

  • подготовка информационных материалов для информирования населения через СМИ о возникновении ЧС и обстановке в районе ЧС.[10]

[10] http://66.mchs.gov.ru/upload/site57/iblock/ee7/ee7c83c22e47a20740ddbb0b1a93544b.ppt

Современное технологическое развитие в значительной степени определяется глобальным распространением информационных технологий и характеризуется:

- компьютерной революцией; - формированием глобальных телекоммуникационных сетей; - нарастанием экономического использования интернет-технологий.

Это позволяет прогнозировать контуры нового технологического уклада, создающего новые принципы жизнеобеспечения: - произойдут радикальные изменения в принципах и методах природоохранной деятельности;

- станут экономически приемлемыми технологии альтернативной энергетики, снижающие зависимость от углеводородных топливно-энергетических ресурсов.

Формирование современных инновационных контуров включает следующие мировые технологические тренды: - совместное использование новейших достижений генетики, информатики и нанотехнологий в здравоохранении; - охрана природы на основе широкого распространения принципов безотходного производства в промышленности, сокращения вредных выбросов на транспорте и новых методов переработки ядерных отходов; - обеспечение широкого круга пользователей новыми способами сбора, хранения, мониторинга, обработки и передачи всех видов информации в режиме реального времени;

- глобальная конкуренция за установление новых отраслевых стандартов, создание базовых продуктовых платформ в производстве и потреблении по широкому спектру новых направлений технологического развития;

- усиление роли международных стандартов качества и экологического соответствия в организации глобальных производственно-территориальных систем.[11]

Основные задачи Управления: организация и осуществление государственного пожарного надзора и надзора в области ГО на территории Свердловской области; государственный статистический учет пожаров; · анализ обстановки с пожарами и организация реагирования на ее изменения; обеспечение профессиональной подготовки личного состава Управления; информационно-аналитическая работа; контроль и оказание помощи отделам государственного пожарного надзора муниципальных образований Свердловской области; взаимодействие со страховыми организациями в области противопожарного страхования.[12]

[11] В. П. Малышев, Н. Н. Долгин. ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА./ В. П. Малышев, Н. Н. Долгин.// – С. 234

[12] http://66.mchs.gov.ru/document/283395

В целом деятельность состояния ГО и ЧС Свердловской области оценивается - «готово к выполнению задач». Однако, с каждым годом чрезвычайные ситуации, особенно порождаемые стихийными бедствиями природного характера, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным ущербом. При этом, число пострадавших в ЧС в значительной степени зависит от умения людей правильно действовать в этих условиях, от принимаемых каждым человеком мер по заблаговременной подготовке к возможным в данной местности ЧС. Вот почему вопросы обучения и подготовки населения на территории области к действиям в чрезвычайных обстоятельствах имеют особо важное значение.

2.2. МЧС Свердловской области

На примере деятельности органов управления территориальной подсистемы РСЧС Свердловской области уточним роль, функции и задачи местных органов управления ГО и ЧС. В области создано Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

МЧС Свердловской области осуществляет свою деятельность:

- под руководством МЧС России по вопросам:

- формирования и установления основ федеральной политики и федеральных программ в области гражданской обороны;

- подготовки проектов федеральных законов: Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организации проведении научных исследований в области ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- определения задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей органов исполнительной власти Свердловской области в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществления руководства единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществления контроля за процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности;

- принятия решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения на территории Свердловской области, а также при чрезвычайных ситуациях на территориях других субъектов Российской Федерации – по указанию МЧС России, Главы Свердловской области и Правительства Свердловской области;

- определения порядка сбора информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС).

Как не велика была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы – те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей.

Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на нештатной основе, на базе различных производственно-хозяйственных структур, показали свою недееспособность. Основная причина этого – незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий – организовывать их. К тому же в условиях нового хозяйственного механизма и негосударственных форм собственности прежний административно-принудительный способ их формирования не срабатывает. Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому законодательно подтверждена их необходимость.

Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм собственности.

Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах РСЧС используются части и подразделения инженерных и химических войск, специально предназначенные для решения задач мирного времени. В гарнизонах, где располагаются воинские части и подразделения, должны быть подготовлены качественные планы взаимодействия этих сил с силами Гражданской обороны на данной территории. И это забота не в малой степени и органов управления ГО.

Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач.

В рамках выполнения мероприятий по федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий до 2015 года» развивается комплексная система мониторинга - защиты населения (КСМ-ЗН РУ) регионального уровня.[13]

[13] Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 523 “О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года".

Созданная ранее подсистема КСМ-ЗН РУ Свердловской области включает в себя следующие подсистемы и элементы:

  • информационно-измерительную систему контроля радиационной обстановки состоящую из 13 постов контроля радиационной обстановки и центра сбора и обработки информации, поступающей с указанных постов контроля;

  • программное обеспечение геоинформационной системы радиационного мониторинга;

  • передвижную радиометрическую лабораторию;

  • программно-технические средства поддержки принятия решений по защите населения в случае ЧС с радиационным фактором.

В период с 2011 по 2014 год на территории Свердловской области установлены:

1. Посты радиационного контроля (13 постов):

- пос. Нейво-Рудянка, пос. Калиново, г. Березовский, г. Каменск-Уральский, г. Екатеринбург (ОАО «Изотоп», Центральный стадион, ДИВС, ГУ МЧС России по Свердловской обл., ЭКСПОПРОМ, СПСЧ ФПС МЧС России по Свердловской области), пос. Белоярский, г. Заречный, г. Асбест.

2. Для проведения радиационного мониторинга на местности СПСЧ ФПС МЧС России по Свердловской области оснащена передвижной радиометрической лабораторией.

3. В 2015 году предусмотрена:

- установка 10 постов радиационного контроля и 6 автоматических метеостанций: г. Нижняя Тура, г. Качканар, г. Кировоград, г. Красноуфимск, г. Красноуральск, г. Верхняя Салда, г. Нижний Тагил, г. Новоуральск, г. Екатеринбург «ФКГУ ЦУКС УрРЦ МЧС России», пос.Верхняя Пышма, 3км восточнее пос.Крутой ФГУП «РосРАО» и внедрение электронных ресурсов автоматизированной подсистемы информирования населения Свердловской области (информационно-справочные терминалы) в количестве 3 терминалов.

- установка 6 постов раннего предупреждения пожаров на радиоактивно загрязненных территориях (ВУРС) в рамках выполнения работ по развитию пилотной зоны подсистемы раннего обнаружения пожаров на радиоактивно загрязненных территориях Свердловской области.[15]

В рамках выполнения работ ГУ МЧС России по Свердловской области в 2015 году должно быть оснащено учебно-тренировочным комплексом на 6 рабочих мест (включая место преподавателя) с компьютерной системой для проведения тренировок по отработке действий при чрезвычайных ситуациях с радиационными последствиями с поддержкой высокотехнологичных систем реалистичной визуализации, в т. ч. с применением 3-D технологий.[14]

[14] http://66.mchs.gov.ru/document/2692933

[15]Приказ Госгортехнадзора РФ от 11.11.2002 г. N 187 «О плане основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации 2003 год»

Заключение

Проблема предотвращения возникновения катастроф, ослабления их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом человеческих и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества.

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, конфликты, связанные с применением оружия, рост преступности крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения и каждого человека в отдельности, сохранением экологического потенциала окружающей среды в условиях, постоянно возникающих ЧС природного, техногенного и биолого-социального происхождения. Данная тенденция характерна для всего мирового сообщества, но особую остроту она имеет в России в силу сложности её природно-климатических условий, функционирования более 45000 потенциально опасных объектов, роста износа основных фондов, а также вследствие незавершенности процессов реформирования системы предупреждения ЧС и преодоления их последствий.

Вопросы управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации и гражданской обороны при возникно­вении чрезвычайных ситуаций являются сложными и во многом проблемными, что обязывает руководящий состав органов управления РСЧС и ГО постоянно совершенствовать формы и методы своей работы.

Опыт последнего времени демонстрирует, что там, где управление организовано грамотно и базируется на современных средствах, ликвидация чрезвычайных ситуаций носит плановый, организованный характер. А это, в конечном счете, ведет к увеличению числа спасенных людей, качественному выполнению мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, позволяет значительно экономии государственные средства.

Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности.

Список литературы

  •  
    •  
      •  
        1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

        2. Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 [16].

        3. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 17.05.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 22. - Ст. 2640.

        4. Иванов А.М. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://иванов-ам.рф/mchs/mchs.html

        5. Министерство МЧС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/document/3530094

        6. М.И. Фалеев, В.И. Измалков. Социальная миссия и стратегия развития системы МЧС России в современных условиях./ М.И. Фалеев, В.И. Измалков. // Выпуск № 2 / том 3 / 2013.- с.34

        7. Министерство МЧС России по Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://66.mchs.gov.ru/document/2442157

        8. Закон Свердловской области от 12 июля 2011 года № 71-ОЗ «О добровольной пожарной охране на территории Свердловской области» 12 июля 2011 года № 71-ОЗ. - Ст.3. - С.1

        9. Постановление от 28 февраля 2005 г. №139-ПП «О Свердловской областной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». – Ст.13.

        10. Министерство МЧС России по Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://66.mchs.gov.ru/upload/site57/iblock/ee7/ee7c83c22e47a20740ddbb0b1a93544b.ppt

        11. В. П. Малышев, Н. Н. Долгин. ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА./ В. П. Малышев, Н. Н. Долгин. // Выпуск № 2 / том 4 / 2014. –С. 234

        12. Министерство МЧС России по Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://66.mchs.gov.ru/document/283395

        13. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 523 “О федеральной целевой программе "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года".

        14. Министерство МЧС России по Свердловской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://66.mchs.gov.ru/document/2692933

        15. Приказ Госгортехнадзора РФ от 11.11.2002 г. N 187 «О плане основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации 2015 год».

Просмотров работы: 2821