ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Кириллов А.А. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Содержание 

Введение 3

1. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1. Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования 5

1.2. Особенности государственной политики в сфере образования 9

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 15

2.1. Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Свердловской области 15

2.2. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования в Свердловской области 27

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение………………………………………………………………………36

Введение

Подходя к изучению реализации государственной политики в сфере образования, важно отметить, что этот вопрос является одним из самых приоритетных направлений во внутренней политике любого государства. В настоящее время образование стремится занять лидирующее место среди факторов развития человечества.

Прежде всего, образование рассматривается как духовная потребность человека, реализация которой состоит в познании себя и окружающего мира. Образование как социальный институт охватывает все возрастные группы. По мере своего взросления индивид продвигается по образовательным этапам. Современное образование включает в себя следующие уровни: дошкольное образование, школьное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, непрофессиональное образование и самообразование. Все уровни и подгруппы образовательной структуры взаимосвязаны и выполняют разные социальные задачи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Достижение какого-либо образовательного уровня должно подтверждаться соответствующим документом.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности формирования государственной политики в сфере образования

Задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования

2. Изучить особенности государственной политики в сфере образования

3. Проанализировать направления государственной политики в сфере образования в Свердловской области

4. Охарактеризовать совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования в Свердловской области.

Объект исследования – государственная политика в сфере образования (в Свердловской области).

Предмет исследования - механизм реализации государственной политики в сфере образования (на примере Свердловской области).

ГЛАВА 1 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие образования как единого целенаправленного процесса как воспитания, так и обучения, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, направленных на развитие личности в целом и отдельных ее особенностей. Таким образом, можно судить о значимости образования не только в воспитательном аспекте, рассматривая его как нечто, способное превратить необразованного гражданина в ликвидный товар на рынке труда, но и понимать данный феномен как явление социальное и массовое, способное поднять и духовный уровень индивида на достаточно высокую ступень1.

Закон определяет также и область деятельности образования, то есть указывает на необходимость таких важнейших характеристик и принципов, как «признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе, светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций, демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования». Таким образом, выводятся нормы, необходимые для корректного осуществления образования на территории РФ.

Федеральный закон также рассматривает полномочия органов государственной власти в системе образования, в основном делая акцент на всеобщей доступности и равномерности возможностей для осуществления государственной политики на всей территории РФ, о чём сказано в 9 статье закона.

Среди полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования можно выделить: «разработка единой государственной политики, разработка и осуществление государственных программ» для осуществления постоянного развития системы получения образования, «утверждение стандартов» работу с предприятиями - как муниципальными, так и частными - для регулирования их деятельности и контроля за надлежащим исполнением ими своих обязанностей.

Образование имеет особую приоритетность в государственной политике. Основным документом, утверждающим это письменно, является Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года № 751. Данный акт определяет стратегию и основные направления развития образования, цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Доктрина создана для того, чтобы дать возможность каждому получить качественное образование, а также совершенствовать полученные на начальном этапе навыки в течение всей жизни.

Данная доктрина является основным документом, только лишь ссылаясь на который можно создать опору и конструировать новые ветви и пути совершенствования образовательных программ.

Согласно доктрине система образования призвана обеспечить: историческую осведомлённость поколений, сохранение, экстраполирование и развитие национальной культуры; патриотичное воспитание граждан Российской Федерации, которые являются членами правового, дeмократического, социального государства, которые бы смогли уважать права и свободы личности и обладали высокой нравственной и духовной силой; разнонаправленное и своевременное развитие детской и молодёжной возрастных групп, предоставление возможности самообразования и саморeализации личности; стремление к осуществлению сформированности у дeтей и молодежи полного миропонимания и современного научного восприятия мира, развитие культурных межэтнических взаимоотношений; систематизированное обновление всех аспектов образования, которое способно отражать изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывноe образования в тeчении всей жизни человека; многообразиe типов и видов образовательных учреждений и множество образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования; основа на преемственности уровня и ступеней системы образования; комплексное развитие дистанцированного обучения, реализация программ, предоставляющих возможность пользования информационными технологиями в образовании; развитие национальных традиций при работах с необычно одаренными детьми и молодежью, всевозможное участие педагогических работников в научной деятельности; воспитание высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов в различных областях, способных к профессиональному росту, развитию и профессиональной мобильности в условиях информатизационных преобразований общества и развитие новых наукоемких технологий; экологическое воспитание, которое формирует бережное отношение к природе2.

Помимо определения главных направлений и целей для образовательной системы необходимо понимать, какие действия предпринимаются государством для их осуществления. Для регламентирования действий, необходимых для нормального функционирования государственного аппарата в этой области, используется метод программирования, в результате которого разрабатывается ряд программ для различных степеней образования. При этом ключевой программой является та, что разработана и утверждена Правительством РФ. С её помощью определяется стратегия реформирования системы российского образования и намечаются важнейшие мероприятия по ее реализации.

Действующая программа – «Государственная программы Российской Федерации «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы» – утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года № 803. Положение об управлении Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы было утверждено Приказом Минобрнауки Россииот 7 февраля 2011 г. N 61.

Ежегодный доклад об итогах реализации Федеральной целевой программы развития образования представляется палатам Федерального Собрания РФ и публикуется в официальном печатном органе.

1.2 Особенности государственной политики в сфере образования

Образование в Российской Федерации определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов.) Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные и негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги. Выделим уровни образования: общее образование, дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование, дополнительное образование детей, профессиональное образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, послевузовское профессиональное образование, аспирантура, докторантура, повышение квалификации, второе высшее образование, переподготовка, профессиональная подготовка Управление образованием в настоящее время на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Определим их основную компетенцию3:

1) формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

2) правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;

4) формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

5) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

7) установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

8) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений федерального подчинения, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, создание независимой от органов управления образованием государственной системы аттестационно-диагностических центров (государственной аттестационной службы);

9) организация и координация материально-технического обеспечения Федеральной программы развития образования и иных целевых федеральных программ в области образования;

10) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях;

11) установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

13) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях;

14) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности документов об образовании на территории Российской Федерации, нострификации на территории Российской Федерации иностранных документов об образовании иностранных государств;

15) ежегодное установление доли федерального дохода, направляемого на финансирование образования. Формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования;

16) установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников; порядка финансирования образовательных учреждений; обязательных на территории Российской Федерации минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп и работников государственных органов управления образованием; льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников; порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита; образовательного ценза педагогических работников; федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

17) прямое финансирование образовательных учреждений федерального подчинения, если иной порядок не предусмотрен Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения;

18) информационное и научно-методическое обеспечение системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Российской Федерации системы информации в образовании;

19) организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием;

20) контроль исполнения законодательства Российской Федерации в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;

22) издание нормативных документов в рамках своей компетенции.

23) лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

Также определим основную компетенцию в сфере управления образованием субъектов Российской Федерации в области образования:

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:

1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;

3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;

5) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

6) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

8) формирование бюджетов субъектов российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

9) установление местных налогов и сборов на цели образования;

10) установление республиканских, региональных нормативов финансирования образования;

11) организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений в части их материально-технического обеспечения;

13) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

14) установление дополнительных к федеральным льгот обучающихся, воспитанникам и педагогическим работникам образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;

16) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов4.

ГЛАВА 2 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 2.1 Анализ направлений государственной политики в сфере образования в Свердловской области

В Свердловской области в последние годы отмечается недостаточная обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях.

Расчеты показывают, что при сохранении существующих тенденций, до 2016 года будет наблюдаться интенсивный рост рождаемости, что приведет к увеличению общей численности детей дошкольного возраста (0-7 лет). В 2014-2015 годах численность детей данной возрастной группы достигнет максимального значения - 385-412 тыс. человек.

В 2014-2015 годах количество детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, нуждающихся в получении дошкольных образовательных услуг, достигнет, по прогнозу, 305-325 тыс. человек.

С 2016 года общая численность детей дошкольного возраста начнет снижаться и к 2020 году стабилизируется на уровне 360 тыс. человек. Численность детей в возрасте от 1,5 до 7 лет к 2020 году сократится до 270-314 тыс. человек.

Учитывая долю детей в возрасте от 0 до 1,5 лет, которые фактически не нуждаются в местах в дошкольных образовательных организациях в настоящий момент, можно скорректировать потребность в местах на количество детей данной возрастной группы - 221,5 тыс. мест.

Министерством общего и профессионального образования Свердловской области исходя из поставленных задач в качестве целевого параметра принимается доведение количества мест в дошкольных образовательных организациях до 221,5 тыс. мест к концу 2014 года, а возможные колебания потребности в местах в дошкольных образовательных организациях будут компенсироваться за счет поддержки негосударственных (ведомственных и частных) форм образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Стратегические направления и задачи по развитию региональной системы образования в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников сферы образования определены указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В 2012 году в Свердловской области проведена работа по определению расходов бюджета Свердловской области на повышение фондов оплаты труда различных категорий работников образования на 2013-2018 годы, определены параметры уровней средней заработной платы и размеры повышения фондов оплаты труда различных типов организаций.

В 2012 году приняты меры по доведению к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Свердловской области. Муниципальные образования в Свердловской области получили субсидии из областного бюджета в объеме 122,4 млн. рублей на условии софинансирования из муниципальных бюджетов, которое составило 53,3 млн. рублей.

В результате, средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций Свердловской области за 2012 год составила 16 222,0 рубля, в декабре 2012 года – 23 984,0 рубля (превысила плановый показатель декабря – 22 215,0 рубля).

Дошкольное образование позволяет обеспечить детям равные стартовые возможности при поступлении в школу вне зависимости от материального благополучия их семей, образовательного и профессионального статуса их родителей.

Решение проблемы доступности дошкольного образования обусловит решение комплекса проблем, связанных, с одной стороны, с повышением качества образования детей, с другой стороны, со снижением потенциальной социальной напряженности в обществе.

В Свердловской области обеспечено стабильное функционирование системы общего образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно:

1) сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения детей;

2) система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений;

3) достигнуты определенные успехи в оптимизации сети общеобразовательных организаций;

4) реализуется система мер по сохранению и укреплению кадрового потенциала системы образования;

5) ежегодно в бюджете Свердловской области предусматриваются средства на повышение заработной платы работников образовательных организаций.

Основные количественные характеристики системы общего образования в Свердловской области приведены в таблице 1.

В 2013 году Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке Группы РИА Новости и «Учительской газеты» при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации подготовил перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году. В рейтинг лучших школ России 2013 вошли 500 школ из 77 регионов. В данный рейтинг вошли 10 образовательных организаций Свердловской области.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области планирует инициировать ежегодное постоянное представительство образовательных организаций Свердловской области в числе лучших образовательных организаций Российской Федерации по предоставлению обучающимся возможности получения качественного образования и развития их таланта.

Анализ состояния системы образования относительно требований инновационного и социально-экономического развития Свердловской области позволяет выделить проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;

3) низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

4) недостаточное использование современных образовательных технологий;

5) отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Необходимо отметить, что в течение 5-ти последних лет постоянно увеличивается доля детей, обучающихся в общеобразовательных организациях во 2-ю смену – с 11,1 процента до 14,3 процента. В 17 муниципальных образованиях в Свердловской области доля детей, занимающихся во 2-ю смену значительно превышает среднеобластной уровень. В последующем при сохраняющейся демографической ситуации количество учащихся, занимающихся во вторую смену, будет возрастать.

Решение данного вопроса возможно исключительно путем строительства новых зданий школ.

Кроме того, строительство школ новых образовательных организаций решит вопрос модернизации спортивных залов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов (по данным ежегодной статистической отчетности на 01 января 2013 года в 1034 образовательных организациях 1044 спортивных зала).

Использование программно-целевого метода при решении указанных проблем образования обеспечивает единство содержательной части подпрограммы 2 «Развитие системы общего образования в Свердловской области» (деле – подпрограмма 2) с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контроль за промежуточными и конечными результатами выполнения подпрограммы 2.

Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:

1) нарушение сроков введения федеральных государственных стандартов общего образования;

2) сохранение перегрузки детей, обучающихся в общеобразовательных организациях;

3) рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения;

4) усиление несоответствия материальной инфраструктуры образования современным требованиям.

На начало 2012/2013 учебного года по области насчитывалось 1097 общеобразовательных организаций, являющихся юридическими лицами, из них 83 областных общеобразовательных организаций, 1014 муниципальных общеобразовательных организаций. Сопоставляя приведенные данные с аналогичными показателями 2011/2012 учебного года, следует отметить, снижение общего числа дневных общеобразовательных организаций (юридических лиц) на 21 единицу. Количество общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов – 60 (на начало 2011/2012 учебного года – 49), гимназий – 39 (39), лицеев – 26 (25).

Основные направления развития общего образования в Свердловской области определены национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в том числе введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов. Введение новых стандартов является логическим продолжением начатой в области работы по развитию содержания образования и системы оценки результатов образования.

Ключевым вопросом системы общего образования является система критериев оценки качества общего образования. На данный момент составляющими критериальной системы являются: образовательные результаты обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами, результаты государственной итоговой аттестации, организация воспитательной работы в образовательной организации.

С 01 сентября 2012 года введен и реализуется в штатном режиме федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования во всех первых и вторых классах общеобразовательных организаций Свердловской области.

По состоянию на 01 сентября 2013 года в Свердловской области по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучается 133 259 учащихся первых и вторых классов, что составляет 76 процентов от общей численности обучающихся I ступени.

В то же время, с 01 сентября 2012 года, по мере готовности, осуществляется введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5-х классах.

На основании данных муниципальных органов управления образованием в Свердловской области, по состоянию на 01 сентября 2013 года осуществляется обучение 13211 обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Одной из актуальных задач министерства образования является управление введением федеральных государственных образовательных стандартов в практику деятельности образовательных организаций области. Достижение результатов зависит от соблюдения ряда следующих условий:

1) адресная методическая поддержка учителей;

2) создание необходимых материально-технических условий для организации образовательного процесса;

3) поощрение и стимулирование деятельности учителя;

4) научное управление инновационными процессами в образовательных организациях.

Переход на новые образовательные стандарты сопровождается курсовой подготовкой педагогических и управленческих кадров для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Реализация нового стандарта требует принципиальных изменений в части содержания образования, условий его реализации и оценки результатов.

Проблемными вопросами введения федерального государственного образовательного стандарта остаются:

  • недостаточное материально-техническое обеспечение реализации основных образовательных программ;

  • неполное вовлечение родителей в разработку и реализацию основных образовательных программ.

Одной из ведущих тенденций развития образования в Российской Федерации в настоящее время является создание независимой системы оценки качества образования. Основными инструментами на современном этапе развития образования являются новая форма государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах и единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ).

Участие в ЕГЭ в основной период 2013 года (май-июнь) приняли 20 805 выпускников общеобразовательных организаций 2013 года.

Количество 100-бальных работ в Свердловской области в 2013 году составило 222 работ, в 2012 – 81 работа.

В сравнении с показателями Российской Федерации количество выпускников, набравших по результатам ЕГЭ:

от 61 до 80 баллов – выше среднероссийских показателей по 5 предметам;

от 81 до 100 баллов - выше среднероссийских показателей по всем предметам, за исключением английского языка. По английскому языку количество выпускников Свердловской области, набравших от 61 до 80 баллов, превышает среднероссийский показатель.

Положительная динамика результатов ЕГЭ в 2013 году обусловлена тем, что в 2012/2013 учебном году изменили систему диагностики освоения обучающимися федерального государственного образовательного стандарта.

Измерение учебных достижений учащихся, результаты измерения учебных достижений действительно способствуют повышению качества образования, если используются для принятия управленческих решений, помогают улучшить педагогические практики, условия образовательного процесса.

В ведении Министерства общего и профессионального образования Свердловской области находятся 112 профессиональных образовательных организаций: из них 11 организаций начального профессионального образования и 101 организация среднего профессионального образования. Для сравнения, в сентябре 2012 года в ведении Министерства общего и профессионального образования Свердловской области находилось 124 организации, в том числе 25 организаций начального и 99 организаций среднего профессионального образования. Количество обучающихся на начало 2013/2014 учебного года в профессиональных образовательных организациях составило 71 660 человек.

Для сравнения, в 2012/2013 учебном году численность обучающихся составляла 62 886 человек. Таким образом, численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, несмотря на оптимизацию сети, возросла на 13 процентов. Учебный процесс обеспечивают 17 342 сотрудника, в том числе 7 630 педагогов.

В Свердловской области готовятся специалисты практически по всему спектру специальностей (профессий), востребованных в настоящее время в экономике региона. Областными профессиональными образовательными организациями реализуются 1074 образовательных программы, в том числе 665 программы начального профессионального образования, 54 программы профессиональной подготовки, 385 программ среднего профессионального образования.

С 01 сентября 2011 года началась реализация подготовки специалистов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального и среднего профессионального образования.

Для обеспечения научно-методического сопровождения процесса введения федерального государственного образовательного стандарта в 2011-2013 годах были проведены мероприятия, в том числе – подготовка кадров системы профессионального образования. Одним из условий, влияющих на развитие содержания образования, обеспечивающего подготовку востребованных специалистов, является совместная деятельность работодателей как заказчиков и образовательных организаций. Из 1074 образовательных программ начального и среднего профессионального образования 49 образовательных программ разработаны совместно с работодателями (в том числе для современного производства - 28 образовательных программ). Согласованы с работодателями 696 образовательных программ (в том числе для современного производства – 226 образовательных программ).

С целью организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций в Свердловской области на базе образовательных организаций среднего профессионального образования как структурные подразделения работают региональный ресурсный центр развития профессионального образования, 15 профильных ресурсных центров развития профессионального образования, 3 отделения профильных ресурсных центров развития профессионального образования. В Свердловской области создано 16 многофункциональных центров прикладных квалификаций, в том числе на базе профильных (отраслевых) ресурсных центров развития профессионального образования.

За последние 3 года большое значение в Свердловской области уделяется профориентационной работе. В 2011-2013 годах проводился конкурс программ по профессиональной ориентации, содействию трудоустройству, предпрофильному и профильному обучению среди организаций начального и среднего профессионального образования. По результатам конкурса создано 11 ресурсных центров для реализации данного направления.

Успешно развивается деятельность организаций начального и среднего профессионального образования по реализации социальных проектов. Проектная деятельность направлена на разработку механизмов оказания помощи социально незащищенным категориям населения – пенсионеры, ветераны, инвалиды, дети-сироты – и одновременно на социализацию обучающихся образовательных организаций через вовлечение в волонтерскую деятельность и иные формы общественной активности.

По результатам мониторинга установлено, что в 95 государственных профессиональных образовательных организациях Свердловской области в 2013/2014 учебном году обучается 940 человек из числа инвалидов.

В 26 государственных профессиональных образовательных организациях Свердловской области обучающиеся из числа инвалидов отсутствуют. Данная ситуация обусловлена реализацией программ по профессиям и специальностям, по которым в обязательном порядке необходимо разрешение по медицинским показаниям.

В зависимости от контингента обучающихся инвалидов по виду ограничения здоровья в отдельных организациях созданы особые условия, учитывающие индивидуальные и психофизические особенности обучающихся.

В общей сложности отдельными элементами доступной среды обеспечены 45 профессиональных образовательных организаций Свердловской области.

В 2013/2014 учебном году в 20 профессиональных образовательных организациях Свердловской области состоялся набор обучающихся по 11 образовательным программам профессиональной подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В общей сложности по программам для лиц с ограниченными возможностями здоровья обучается 557 человек.

Вместе с тем, анализ состояния системы профессионального образования относительно требований инновационного социально-экономического развития Свердловской области позволяет выделить следующие проблемы:

  • несоответствие профессионально-квалификационной структуры системы профессионального образования потребностям экономики Свердловской области, трудности в комплектовании учебных групп по профессиям/специальностям, наиболее востребованным рынком труда;

  • недостаточный уровень материально-технических условий в профессиональных образовательных организациях для реализации образовательных программ в соответствии с нормами федеральных государственных образовательных стандартов и требованиями работодателей, осуществляющих модернизацию;

  • недостаточный уровень обновления перечня реализуемых образовательных программ по профессиям/специальностям, востребованным региональной экономикой;

  • износ части зданий и сооружений и отсутствие необходимых средств на их капитальный ремонт;

  • недостаточное участие работодателей в процессе подготовки специалистов, наличие позиции части работодателей как кадрополучателей, а не инвесторов подготовки кадров;

  • несоответствие кадрового ресурса в системе профессионального образования требованиям инновационного развития системы, недостаточный уровень менеджерской подготовки руководителей образовательных организаций. Низкая динамика кадрового обновления в системе профессионального образования, особенно среди мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин;

  • недостаточное использование современных образовательных технологий (информационных, цифровых), обеспечивающих качество управления модернизацией профессионального образования;

  • отсутствие конкретных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг (образовательными организациями и работодателями), обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования;

  • недостаточность мер, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, развитию профориентационной работы;

  • низкий уровень оснащенности профессиональных образовательных организаций для реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • недостаточность мер социальной поддержки выпускников организаций профессиональных образовательных организаций, избравших работу по профильной специальности, по обеспечению гарантий трудоустройства.

Средняя заработная плата педагогических работников организаций профессионального образования Свердловской области за 2012 год составила 16 955,0 рубля. Для доведения ее до уровня средней заработной платы в экономике Свердловской области к 2018 году предусмотрено ежегодное увеличение фондов оплаты труда педагогов профессиональных образовательных организаций Свердловской области на 15 процентов.

2.2. Совершенствование механизма реализации государственной политики в сфере образования в Свердловской области

Деятельность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в сфере образования направлена на обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики по развитию потенциала системы образования Свердловской области, обеспечение прав граждан на качественное, доступное, адаптивное образование, обеспечение максимального соответствия предлагаемых образовательных услуг тенденциям развития социально-экономического комплекса Свердловской области.

Стратегическими целями Министерства общего и профессионального образования Свердловской области являются5:

  • обеспечение гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования;

  • обеспечение гарантии профессионального образования;

  • поддержка и укрепление здоровья детей при организации оздоровительной кампании и работников образовательных организаций Свердловской области;

  • обеспечение общеобластных мероприятий и государственная поддержка в сфере образования.

Деятельность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области направлена на:

  • обеспечение государственной политики в сфере образования;

  • исполнение бюджетных обязательств по осуществлению расходов областного бюджета;

  • обеспечение условий доступности качественного дошкольного, общего и профессионального образования в Свердловской области;

  • оптимизацию сети образовательных организаций путем укрупнения (создание базовых) с позиций перспективных тенденций социально-экономического развития муниципальных образований и удовлетворения образовательных потребностей граждан на качественное образование, обеспечение доступности, непрерывности и адаптивности образования, развитие инфраструктуры в целях обеспечения инновационного характера социально-экономического развития Свердловской области;

  • внедрение инновационных образовательных программ и апробацию инновационных образовательных технологий;

  • обеспечение детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях в соответствии с запросами родителей через расширение форм предоставления услуг системы дошкольного образования;

  • реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», комплекса мер по модернизации общего образования Свердловской области, отдельных направлений Федеральной целевой программы «Развитие образования в Российской Федерации» на 2011-2015 годы через поэтапное введение новых образовательных стандартов, современных условий обучения и максимально широкое использование современных информационных технологий в образовательных организациях Свердловской области;

  • организацию повышения квалификации на основе механизма формирования государственного задания с целью достижения новых требований к профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образования;

  • повышение качества образования за счет модернизации материально-технической базы образовательных организаций;

  • выявление, государственную поддержку и сопровождение талантливых детей Свердловской области, поддержку молодых специалистов;

  • реализацию проектов, направленных на системные изменения;

  • формирование государственного задания на подготовку специалистов для Свердловской области в профессиональных образовательных организациях с целью приведения системы профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда, удовлетворения образовательных потребностей граждан на качественное образование, обеспечение доступности, непрерывности и адаптивности образования;

  • развитие условий инновационной подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств с учетом введения новых производственных мощностей;

  • реализацию региональной модели организации дистанционного образования;

  • внедрение современных организационно-экономических механизмов, направленных на эффективное использование бюджетных средств, обеспечение качества предоставляемых услуг;

  • предоставление услуг дополнительного образования для детей в возрасте от 5 до 18 лет;

  • реализацию социальных проектов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

  • развитие системы патриотического воспитания граждан Свердловской области.

В своей деятельности Министерством общего и профессионального образования Свердловской области реализуются стратегические цели развития Свердловской области, отраженные в бюджетном послании Губернатора Свердловской области Законодательному Собранию Свердловской области, программе социально-экономического развития Свердловской области и других стратегических документах, а также достижение показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года № 1199, и контрольных параметров экономических и социальных показателей развития Свердловской области, установленных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области.

Как главному распорядителю бюджетных средств Министерству общего и профессионального образования Свердловской области выделяются бюджетные ассигнования:

  • на текущее содержание 267 областных подведомственных организаций;

  • на реализацию программ и проектов Свердловской области;

  • на реализацию федеральных целевых программ и проектов;

  • на проведение общеобластных мероприятий в образовании;

  • на подготовку и организацию оздоровительной кампании;

  • на поддержку негосударственных общеобразовательных организаций;

  • на содержание аппарата Министерства общего и профессионального образования Свердловской области;

  • на реализацию переданных федеральных полномочий.

На Управление образования возложены приоритетные задачи по реализации политики сфере образования на муниципальном уровне. Население не сможет ощущать реальную деятельность государственных органов в сфере образования в полном объеме, если на муниципальном уровне программа образования осуществляется не должным образом.

Управлению образования города Екатеринбурга необходимо расширить и сделать более доступными услуги дошкольного и дополнительного образования, т.к. такие направления несут в себе большой потенциал для дальнейшего развития человеческого капитала.

Проведя анализ практической деятельности региональных органов власти по реализации политики в сфере образования, мы пришли к выводу, что региональным и муниципальным органам необходимо проводить политику, направленную на развитие доступных, качественных, современных, разносторонних образовательных услуг в пределах своих компетенций, также необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую образовательную сферу.

Заключение

Полученные выводы говорят о том, что процесс образования играет важнейшую роль и является неотъемлемой частью жизни любого человека. Процесс образования (получение новых знаний в той или иной области), длится в течение всей жизни индивида.

Согласно Конституции Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной, т.к. именно степень образованности населения определяет дальнейшую перспективу развития государства. Государство в свою очередь регулирует образовательную сферу различными нормативно-правовыми актами, в которых закреплены права граждан на общедоступность, качество и свободу предоставляемых образовательных услуг.

В процессе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию государственной политики в сфере образования, мы пришли к выводу, что федеральное, региональное и муниципальное законодательства основываются на общих принципах и методах осуществления образовательной политики, но при этом имеют свои характерные различия.

Реализация государственной политики в сфере образования сталкивается с рядом проблем и барьеров, снижающих качество осуществления политики в сфере образования. Основные проблемы, выявленные нами в процессе анализа, следующие: противоречивость нормативно-правовых актов, несогласованность действий государственных органов власти, коррумпированность государственных служащих и ответственных лиц, неравномерное распределение высших учебных заведений на территории Российской Федерации, «шаблонность» среднего образования, недостаточное внимание к дошкольному и дополнительному образованию.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо: усовершенствовать нормативно-правовую базу в области образования, ужесточить ответственность государственных служащих в пределах компетенции за реализацию программ, обеспечить дополнительным субсидированием дошкольное и дополнительное образование, дополнительно контролировать деятельность высших учебных заведений в плане качества предоставления образовательных услуг.

Образование в Российской Федерации имеет большой потенциал развития, государству необходимо поддерживать и контролировать реализацию политики в сфере образования на различных уровнях.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 14.10.2005, 12.07.2006, 30.12.2006, 21.07.2007, 30.12.2008). – текст и справочные материалы. – М.: Эксмо. 2009. 64 с.

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/

  3. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/20925134/

  4. Министерство образования и науки Российской Федерации: [Электронный ресурс]. М., 2011-2014. URL: http://www.минобрнауки.рф/. (Дата обращения 01.05.2014).

  5. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области: [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2011-2014. URL: http://www.minobraz.ru/. (Дата обращения 01.05.2014).

  6. Управление образования Администрации Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2014. URL: http://www.eduekb.ru/. (Дата обращения 17.05.2014).

  7. Апатенко, С.Н. О задачах по реализации государственной образовательной политики в Российской федерации /С.Н. Апатенко // Основы государства и права. - 2013 г. - №5. - 97 с.

  8. Глазунова, Н.В. Государственное (административное) управление / Н.В. Глазунова. - М.: Наука, 2012. - 312 с.

  9. Денисов В.А. Государственная образовательная политика: современное состояние и перспектив. /В.А. Денис // Журнал "Власть", 2012 г. - №8. - 76 с.

  10. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2012 г. 500 с.

  11. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. - М., 2011 г.475 с.

  12. Матюшин, М.Н. Государственная политика и управление / М.Н. Матюшин. - М.: Наука, 2013 г. - 231 с.

  13. Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. - М.: Юнити-Дана, 2011 г. - 423 с.

  14. Федяева О.Д. Государственная политика в области образования в России. Омск, 2012 г. - 600 с.

Приложение

Таблица 1 - Основные количественные характеристики системы общего образования.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

строки

Наименование показателя

Единица измерения

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

 

Численность детей и молодежи в возрасте 7 - 17 лет

тыс. человек

450,047

457,671

469,897

486,782

504,017

524,873

544,777

 

Численность учащихся по программам общего образования в общеобразователь-ных организациях

тыс. человек

416,017

425,316

434,654

450,273

466,719

486,032

505,008

 

Численность учащихся по программам общего образования в расчете на 1 учителя

человек

14,4

14,6

14,9

15,2

15,5

15,8

16

 

Удельный вес учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом

процен-тов

22

33

44

56

67

78

90

 

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена

единиц

1,96

1,95

1,92

1,9

1,88

1,86

1,84

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143

2 Пикулькин, А.В. Система государственного управления / А.В. Пикулькин. - М.: Юнити-Дана, 2011 г. - 423 с.

3 Матюшин, М.Н. Государственная политика и управление / М.Н. Матюшин. - М.: Наука, 2013 г. - 231 с.

4 Денисов В.А. Государственная образовательная политика: современное состояние и перспектив. /В.А. Денис // Журнал "Власть", 2012 г. - №8. - 76 с.

5 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области: [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2011-2014. URL: http://www.minobraz.ru/. (Дата обращения 01.05.2014).

37

Просмотров работы: 7255