ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИННОВАЦИИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

Мнацян М.А. 1, Олатало О.А. 1
1Ростовский государственный строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последнее время обсуждение инноваций стало одной из самых популярных тем. Пример научного городка Сколково, который позиционирует себя как флагман отечественных инноваций, зачастую вызывает здоровый скепсис. Однако даже если не углубляться в тонкости функционирования подобных центров, очевидным является тот факт, что без инновационной научной деятельности невозможно гармоничное развитие всех значимых отраслей производства.

Строительство автомобильных дорог – это одна из главных областей строительной отрасли. И объясняется это тем, что протяженность дорог – значимый показатель экономического развития страны. Понимая это, государство ведет активную инвестиционную политику в дорожном строительстве. В 2012 г. на эти цели было выделено 414,4 млрд руб., а в 2013 г. планируется довести эту цифру до 450 млрд руб. В 2014 г. прогнозные величины затрат на дорожное строительство составят до 473 млрд руб., а в 2020 г. – до 863 млрд руб.[1] (рисунок 1).

Рисунок 1 -Средства, выделенные из бюджета РФ на дорожное строительство, млрд руб.

Согласно указу, подписанному в мае 2012 г. Владимиром Путиным, планируется активное привлечение иностранных инвесторов в дорожно-строительную индустрию. Ожидаемый приток инвестиций за 2013-2020 гг. достигнет 1,5 трлн руб.[2].

Но, несмотря на это, общая протяженность строящихся, реконструируемых и ремонтируемых дорог в нашей стране крайне низкая. Все это свидетельствует о недостаточно высоком уровне проектирования, применяемых технологий, используемых материалов, машин и оборудования.

К примеру, на строительство одного километра четырехполосной дороги в России затрачивается в среднем $13 млн. Для сравнения, строительство такой же дороги в Бразилии обходится в 3,5 раза дешевле, в США - в 2 раза дешевле, а в Китае – и вовсе в 4,5 раза (рисунок 2). [3]

Рисунок 2-Средняя стоимость строительства 1 км четырехполосной автострады,млрд долл. США.

Но высокая стоимость не свидетельствует о качестве русских дорог, эксплуатационные показатели которых не выдерживают никакой критики. Поэтому сегодня активно ведутся работы по созданию технологического регламента дорожного строительства, что предполагает выход России на более высокий управленческий и технологический уровень в дорожной индустрии.

Госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») призвана заниматься решением этой задачи, что подразумевает создание и развитие дорог с использованием внебюджетных активов, инновационных методик проектирования, строительства и оценки результатов деятельности, а также прогрессивных инструментов управления. Одним из инструментов решения поставленных задач является привлечение бизнеса к строительству автодорог.

В связи с многовариантностью решений при строительстве сложных объектов дорожной инфраструктуры (мостов, развязок, тоннелей и пр.) технологии и опыт бизнеса, базирующиеся на нетривиальных и современных технических подходах - особенно востребованы. Так, на Западе крупные проекты последних лет в дорожном строительстве: виадук Мийо во Франции, мост между Швецией и Данией – строились на условиях подобного партнерства.

Одним из пилотных проектов является строительство объекта федерального значения: скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург (М-11) (рисунок 3), призванной соединить столицу РФ с Санкт-Петербургом, крупнейшим транспортным узлом Северо-Запада России.

Рассмотрим на этом примере инновационные мероприятия, предпринимаемые при строительстве.

Рисунок 3- Проектируемая скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург

Новая скоростная магистраль пересечет территории Центрального и Северо-Западного федеральных округов и пройдет по Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областям, минуя населенные пункты.

Новый головной участок автодороги позволит решить многие транспортные проблемы столицы и области, обеспечит сквозной проезд к аэропорту международного класса Шереметьево, городам–спутникам столицы: Зеленограду, Химкам, Долгопрудному. Будут разгружены участки трассы М-10 «Россия», которые станут бесплатным дублирующим проездом.

Будущая трасса М-11 большей частью проходит вблизи существующей магистрали М-10 и пересекает ее на 58-ом, 149-ом, 257-ом, 331-ом, 545-ом километрах. Это позволит перенаправить транспортный поток с перегруженной на данный момент трассы «Россия» на новую скоростную магистраль.

Предполагаемые технические параметры скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург таковы: расчетная скорость движения – 150 км/час. В зависимости от этапов строительства количество полос движения будет увеличиваться с 4 до 10.

Предполагается строительство транспортных развязок различных уровней в количестве 36 шт., при этом развязки спроектированы по типу «клеверный лист», «труба», «двойная труба». Ширина полосы движения составит 3,75 м, ширина разделительной полосы – 6 м. Кроме того, планируется постройка искусственных сооружений в количестве 325 шт. (мосты, путепроводы, эстакады и т.д.). Новая автомагистраль будет освещаться по всей длине, включая транспортные развязки.

При проектировании и строительстве трассы М-11 будут применяться инновационные технологии европейского уровня. В первую очередь, усилия направлены на обеспечение безопасности и комфорта водителей. Будут использованы современнейшие инновационные решения, применяемые в международной практике. Например, слабые грунты будут укрепляться посредством армирования, при этом используется высокопрочный геосинтетический материал. Откосы высоких насыпей армируются объемными георешетками. Свайное поле имеет гибкий ростверк из геосетки повышенной плотности. Грунт цементируется путем частичного замещения слабого грунта на грунт с улучшенными показателями прочности.

Помимо этого, будут использованы дренажные системы, выполненные из новейших геокомпозитных материалов. Это позволит не только регулировать водно-тепловой режим, но и избежать заливания.

С целью соблюдения экологической безопасности будут построены специальные шумозащитные экраны и высажены зеленые насаждения.

При разработке проектных решений строительства путепроводов и мостов также используются современные разработки, конструкции и материалы. В частности, разработаны сборные железобетонные пролетные строения из многофункциональных балок, на пролетных строениях применена современная гидроизоляция, для железобетонных конструкций – новейшая антикоррозионная защита. Кроме того, в проектной документации нашли широкое применение армогрунтовые конструкции.

Современные энергоемкие барьерные ограждения, материалы для нанесения дорожной разметки, установка дорожных знаков и указателей также будут способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Для лучшего и своевременного информационного обеспечения участников дорожного движения в разделе АСУ ДД применены табло переменной информации и многопозиционные указатели.

Использование современных моделей дорожно-строительной техники и передвижных асфальтобетонных заводов призвано уменьшить сроки и снизить себестоимость сооружения. Транспортировку асфальтобетонных смесей рекомендуется производить на транспорте, способном поддерживать температуру на всем пути следования.

Строительство автомобильных дорог с применением инновационного подхода, по мнению отраслевых специалистов, войдет в обиход наряду с созданием системы отбора инновационного продукта и его исследования, развитием соответствующей нормативной базы и отслеживанием результатов внедрения инноваций. Анализ результатов внедрения инноваций – обязательное и необходимое условие оценки эффективности применения новшеств как с экономической точки зрения, так и точки зрения российских климатических и эксплуатационных условий применения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что, развитие испытательной инфраструктуры отрасли позволит целенаправленно изучать рынок инновационных технологий с анализом результативности той или иной инновации в России.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Плановые величины затрат на дорожное строительство.

Интернет-ресурс: [ http://hotbiznes.ru/bizplan/autobiz/139-biznes-plan/]

2. Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая2012 г. №596

Интернет-ресурс: [ http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html]

3. Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики»

Интернет-ресурс: [http://www.nauteh-journal.ru/index.php/m/41]

9

Просмотров работы: 1361