«ЗА» И «ПРОТИВ» РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕАЛИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

«ЗА» И «ПРОТИВ» РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РЕАЛИИ

Новожонова Е.О. 1, Кунина Е.А. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с последними событиями в мире Россия постепенно возвращается к политике протекционизма. После второй волны глобализации (первая состоялась в середине девятнадцатого века и закончилась революциями во многих европейских странах) в мире вновь наступает период защиты отечественного производства.

Таинственный термин "протекционизм" в экономике означает полную поддержку государством отечественных производителей (шире – защиту внутреннего рынка) от иностранной конкуренции. Протекционизм в форме реализации национальной промышленности в разное время использовали все мировые лидеры начиная от Великобритании, Германии и Соединенных Штатов и заканчивая Японией, Южной Кореи и Китаем.

Протекционизм как доктрина экономической политики не находит своего убедительного теоретического обоснования в современной экономике. Не смотря на это, он по сей день весьма распространен, даже более того: он популярен. Меры по ограничению доступа товаров и услуг зарубежного происхождения, а также непосредственно иностранных компаний на «отечественный» рынок, находят поддержку в органах законодательной и исполнительной власти, равно как и в широких слоях населения, особенно в периоды экономического спада, даже в странах с развитой экономикой. Однако, как известно, общественные настроения не отличаются последовательностью и не всегда рациональны. В отношении протекционизма эта иррациональность может, например, выражаться в поддержке мер защиты против «чужаков» вообще и одновременном неприятии высоких цен на импортную продукцию.

Аргументация в пользу протекционизма основана на том, что торговли – привилегия ушедших в отрыв экономик, тогда как догоняющие страны вынуждены оберегать свои «молодые отрасли» от прямого столкновения с иностранными конкурентами.

Мы предлагаем посмотреть на примере Аргентины последствия политики протекционизма, так как экономика нашей страны и Аргентины очень схожи. Проведем аналогию и посмотрим, будет ли выгоден протекционизм в России в наше время.

Аргентина

Столетие назад, когда «Harrods» богатейший универмаг мира решил основать свой первый торговый центр за границей, он выбрал Буэнос-Айрес. В 1914 году Аргентина напоминала страну будущего. Ее экономика росла быстрее американской в течение предыдущих сорока лет. Ее ВВП на душу населения был выше немецкого, французского или итальянского. Она гордилась своей прекрасной, плодородной землей, солнечным климатом, новой демократией (всеобщее право голоса для мужчин было введено в 1912 году) и образованным населением. Британский писатель Джеймс Брайс (James Bryce) в 1916 году с энтузиазмом отмечал: «Все здесь современно и ново: все принадлежит благополучному настоящему и пророчит еще более радужное будущее»1. После 1880 года страна жила в условиях прочного мира. Налоги были низкими, песо свободно обменивался на золото. Серьезных ограничений передвижения людей, товаров и капитала не существовало. По притоку иммигрантов Аргентина уступала только Соединенным Штатам. Более 9 миллионов европейцев, в основном испанцев, итальянцев и немцев, начали в этой стране новую жизнь, ускоряя динамику ее экономического развития. По состоянию на 1895 год почти 85% компаний, находившихся в индивидуальной собственности, принадлежали аргентинцам иностранного происхождения. Строительство железных дорог, развитие промышленности и сельского хозяйства финансировались за счет иностранных инвестиций. Аргентина стала одним из крупнейших мировых экспортеров зерна, говядины и шерсти, но это продолжалось до окончания первой мировой войны. Аргентинское государство начало проникать в экономику. Полковник Хуан Перон, возглавивший страну в середине 1940-х годов, взял за образец экономическую политику своего кумира — Бенито Муссолини. Государство национализировало частные компании, увеличивало налоги, осуществляло регулирование цен, ввело завышенный курс национальной валюты и способствовало принудительному объединению работников в профсоюзы, но главное в его политике занимал протекционизм в сфере внешней торговли, конфискация иностранной собственности, а также ограничение или даже прямой запрет на владение активами для иностранцев. Началось повышение цен и хронический дефицит. К 1990 году из-за протекционистской политики Аргентина оказалась в изоляции от мировых рынков. Средний уровень таможенных тарифов составлял 29% (для сравнения, соответствующий показатель для США равен 3%). Система лицензирования ограничивала импорт примерно 3 000 видов продукции, включая автомобили, сахар, алкогольные напитки, лекарства, сырье для фармацевтической промышленности, кожу, обувь, наручные часы, одежду, синтетическое и натуральное волокно. Аргентина придерживалась политики по принципу «покупать свое», создавая преимущества для отечественных производителей даже в тех случаях, если их изделия стоили на 60% дороже аналогичных зарубежных товаров. Стремясь защитить «стратегически важные» отрасли промышленности, аргентинское правительство не позволяло гражданам страны закупать современную электронику у зарубежных поставщиков. Мануэль Танойра (Manuel J. Tanoira), занимавший в 1980 году пост министра экономического развития, отмечал: «Местная электронная промышленность защищена высокими пошлинами на любое импортируемое оборудование. Утверждается, что задача этих пошлин состоит в защите отрасли, объем производства которой составляет 100 миллионов долларов и которая выпускает устаревшее оборудование ограниченными партиями»2.

Результаты политики аргентинского правительства: Разорваны международные связи, маленькие пенсии, добыча невостребованного угля, при этом падение добычи нефти, неэффективный транспорт, незавершенное производство нефтехимических предприятий, плохая система соцобеспечения, неэффективно работающие порты и дорогие в обслуживании порты.

В последние годы правительство Аргентины приступило к пересмотру полувекового протекционистского курса, из-за которого экономика страны пришла в сильный упадок. Инициатором этих реформ стал президент Карлос Менем (Carlos Menem), представитель той самой Перонистской партии, основатель которой и довел Аргентину до нынешнего плачевного состояния.

Россия

Первым проявлением протекционизма в России стал Торговый Устав царя династии Романовых - Алексея Михайловича. Суть этого документа заключается в том, что устанавливалась высокая пошлина на предпринимательскую деятельность иностранцев.

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции - покупка золота, платины, иностранной валюты - осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм – это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило отечественных производителей конкурировать с иностранными, не стало толчком для улучшения технологий и качества производства. Так, товарооборот страны упал до 97 млрд. долларов в 1992 году по сравнению с 220 млрд. долларов в 1990 г., что составило 44%. В 1997 году ситуация улучшилась (товарооборот составил 139 млрд. долларов), но не изменилось геоэкономическое положение России.

22 августа 2012 года Российская Федерация официально стала членом Всемирной Торговой Организации. Переговорный период перед вступлением в ВТО растянулся на десятилетия, что определенно не способствовало снижению уровня монополизма и развитию конкуренции на отечественном рынке. Накануне вступления Россия стала «чемпионом» по протекционистским мерам, введенным для защиты от мирового кризиса: 37 протекционистских акций (Аргентина – 20, Германия – 16, Китай, Индия и Великобритания по 11, Бразилия – 10, Италия и Испания по 9). Очевидно, чтокогда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм – это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли. Хотелось бы верить, что по мере укрепления нового для России экономического строя и вовлечение в процесс глобализации удастся окончательно преодолеть дефицит конкуренции на внутреннем рынке.

На данный момент в России развивается самый настоящий экономический кризис, который может затянуться на следующие 10-20 лет.

«Еще в прошлом году Правительство РФ из трех сценариев развития экономики нашей страны, в качестве основного выбрало самый «наихудший» консервативный сценарий. Согласно этому сценарию следующие 16 лет (до 2030 года) темпы роста экономики России будут замедляться, доля ВВП нашей страны в мире будет сокращаться, а основной статьей нашего дохода так и останется продажа нефти и газа»3. Только вдумайтесь, на протяжении целых 16 лет (это период роста целого поколения) экономика нашей страны будет все больше и больше замедляться! Значит с каждым годом жизнь большинства граждан будет все тяжелее и тяжелее.

Война в Украине, начавшаяся в этом году, только усилила этот процесс. Уже в мае 2014 года Министерство экономики и развития в срочном порядке разработало новый еще более негативный сценарий. В соответствии с этим сценарием наша экономика не только перестанет расти, но и наоборот, начнет сокращаться. Что будет сопровождаться ростом инфляции, ослаблением курса рубля, снижением деловой активности.

Теперь посмотрим, что происходит сегодня и насколько эти прогнозы начинают сбываться.

Темпы роста инфляции выросли по сравнению с прошлым годом. Российский рубль с начала года потерял более 13%. А с марта 2012 уже 25%. Против России вводят все новые и новые санкции, которые плохо сказываются на экономике.

Последний пакет санкций грозит ударить по нашей и без того «расшатанной» банковской системе, лишив нас доступа к западным кредитным рынкам. И скорее всего, за этими санкциями, последуют новые.

Отток капитала из России в этом году уже превысил сумму за 2013 год. Другими словами, «…в нашей стране разворачивается самый настоящий экономический кризис, который усиливается войной в Украине и обострением политических отношений с Западом…4»

В сложившейся ситуации, переход к протекционизму был бы очень полезен для России: в первую очередь, он бы привел к развитию нашего рынка и производства, и стимулировал бы его рост, так же он начал бы защищать молодые отрасли нашей экономики. Конечно, есть ряд рисков и минусов, к которым может привести наша политика. Например, лишение использования международного разделения труда или к возможности ухудшения качества производства, так как не будет острой конкуренции, и производителям не за за чем будет стараться и изобретать, что-то новое.

Однако сейчас, международные отношения и политика в мире нас «искусственно» подталкивают на переход к политике протекционизма, различными эмбарго. Плохо ли это? На данный момент нам, возможно, это даже и полезно. России давно пора развивать внутренний рынок, поддерживать своих производителей и поднимать Российскую экономику. Очень обидно, когда при такой огромной территории, и при таком количестве высоко квалифицированных людей, нашу страну вместе с её экономикой приравнивают к неразвитым странам.

Ссылки на источники:

  1. Джим ПауэллТорговые барьеры и протекционизм // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inliberty.ru/library/321-torgovye-barery-inbspprotekcionizm [дата обращения 28.10.2015].

  2. Аверьянов А. О кризисе в России // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.arp-omsk.ru/алексей-аверьянов-о-кризисе-в-россии [дата обращения 28.10.2015].

1 Джим ПауэллТорговые барьеры и протекционизм http://www.inliberty.ru/library/321-torgovye-barery-inbspprotekcionizm.

2 Джим ПауэллТорговые барьеры и протекционизм http://www.inliberty.ru/library/321-torgovye-barery-inbspprotekcionizm

3 Аверьянов А. О кризисе в России http://www.arp-omsk.ru/алексей-аверьянов-о-кризисе-в-россии

4 Аверьянов А. О кризисе в России http://www.arp-omsk.ru/алексей-аверьянов-о-кризисе-в-россии

Просмотров работы: 1678