ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Семёнова И.Л. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из наиважнейших компонентов жизни человека является его профессиональная деятельность. Если опираться на свои индивидуальные способности и предпочтения, выбирая свою будущую профессию, возрастает вероятность заинтересованности в выбранной специальности и человек сможет самореализоваться в профессиональной области.

О выборе профессии мы начинаем задумываться ещё в детстве, иногда наши желания так и остаются неизменными, но бывает и так: чем меньше времени остаётся до выбора будущей специальности, тем больше мы пребываем в раздумьях и сомненьях. Например, ученику нужно выбрать ВУЗ или училище, колледж, а он ещё не может определиться, на какую специальность пойти учиться. Также очень часто школьники при выборе профессии ограничиваются такой мыслью: «Когда сдам ЕГЭ, тогда будет понятно, куда поступать в соответствии со своим рейтингом». Поэтому бывает, что вместо желаемого результата получается совсем противоположный. Чтобы этого не случилось, нужно как можно раньше понять, какая профессия тебе подходит, и начинать работать в этой области, например, готовиться к экзаменам.

Профессия является нашей спутницей по жизни, поэтому она должна устраивать как в духовном и социальном плане, так и в экономическом, что немаловажно, ведь работа – это наш хлеб. Недовольство человека своей профессией, а, следовательно, в дальнейшем и работой (если работа по специальности) может не просто привести его к апатии и отчаянию, но и к более серьёзным последствиям, например, к таким, как чувство безысходности, разочарование в жизни.

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся была рассмотрена Ф. Парсонсом, создавшим первое профконсультационное бюро, Э. Эриксоном в своей теории личности, Н. С. Пряжниковым, изучавшим вопрос профессиональной ориентации, Э. Ф. Зеером, также подробно исследовавшим данный вопрос и др. учеными.

Профессиональная направленность в определённый момент жизни школьника становится неотъемлемой частью его личностной направленности, определяющей интересы, склонности, мировоззрение, идеалы. Часто школьники испытывают значительные затруднения при выборе своей будущей профессии вследствие неуверенности в своих познаниях и способностях, а также незнания технологий профессионального самоопределения. Выбираемая подростком профессия либо не соответствует его представлениям об идеальной специальности, либо оказывается невостребованной на рынке труда, что (как уже было сказано раннее) приводит к разочарованию в профессиональном плане и неустроенности в жизни.

Объект исследования: профессиональная ориентация личности.

Предмет исследования: факторы и условия формирования профессиональной направленности личности школьников.

Цель исследования: проанализировать факторы и условия формирования профессиональной направленности личности школьников и выявить предрасположенность личности к какой-либо профессии.

Задачи исследования:

  1. на основе анализа литературы дать характеристику профессиональной ориентации личности;

  2. выявить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональной направленности личности;

  3. проанализировать основные методы профориентационной работы в школе;

  4. подобрать методики и провести диагностику профессиональной направленности личности;

  5. сделать выводы.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, тестирование.

Практическая значимость работы: результаты данного исследования могут использоваться для того, чтобы ученикам лучше ориентироваться в мире профессий, а также помочь им с выбором своей будущей специальности.

Выбор профессии есть сочетание трёх параметров – «Хочу», «Могу» и «Надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.

Определение специфики возрастного и профессионального развития человека позволяет чётко определить содержание профессиональной и профконсультационной работы и эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения.

Также стоит обратить внимание на факторы, которые мешают школьникам адекватно, самостоятельно выбрать свою будущую профессию (их лучше стараться избежать). Некоторые школьники автоматические переносят любовь к школьному предмету на профиль будущей профессии. Например, нравится ученику уроки литературы, он любит читать книги, поэтому хочет стать учителем литературы, но у него нет педагогических способностей или он решает стать писателем, не обладая писательским даром, бывает и так, что школьники отказываются от своей мечты из-за нелюбимого предмета и т. п.

Не менее важно и правильно определить путь будущей профессии. Полностью обдумав свой план, взвесив все «за» и «против», нужно попытаться проверить своё решение на практике. Также ознакомиться с выбранной профессией могут помочь экскурсии, которые очень часто организуются в школе. К ним следует отнестись серьёзно, использовать возможность общения со специалистами разных профессий. Сложность многих профессий часто скрыта от поверхностного взгляда. Поможет и знание системы учебных заведений (ученикам старших классов обязательно), прежде всего, своего города и страны в целом. В этом поспособствуют различного рода справочники для поступающих и т.п.

Сначала следует определить сферу будущей деятельности, т. е. довольно большую совокупность разнообразных родов трудовой деятельности, объединённых общим предметом труда, а затем подумать о профессии – конкретном роде деятельности, включающей широкую группу специальностей.

Необходимо проводить профориентационные работы и консультации среди школьников, особенно в выпускных классах (девятый и одиннадцатый). Основой профориентационной работы является помощь ученикам выбрать ту профессиональную сферу их будущей деятельности, которая им подходит больше всего. Это может зависеть от характера ученика, его предпочтений, способностей и т. п. Выявление той профессиональной сферы, которая подходит ученику, осуществляется с помощью различных методик. Так, нами для выявления профессиональной направленности школьников были выбраны две методики: опросник Голландаи тест «Профессиональная ориентация». Теоретической основой опросника профессионального самоопределения служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Голландом. Её суть в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды. Опросник позволяет соотнести склонности, способности, интеллект с различными профессиями. Тест «Профессиональная ориентация» предназначен для определения профессиональных интересов. Учащимся предлагается 30 высказываний. Нужно выбрать те, которые хорошо передают его характер.

В профориентационной диагностике участвовали девятый и одиннадцатый классы, всего 60 человек. Обе методики показали, что большее предпочтение ученики девятого класса отдают творческому (артистическому), социальному и предприимчивому типам профессии, наименьшее же реалистическому (практическому), интеллектуальному и конвенциональному типам. А ученики одиннадцатого класса, напротив, более склонны к реалистическому (практическим), интеллектуальному типам профессий, и так же, как ученики девятого класса отдали своё предпочтение ещё социальному типу. Наименьшую же склонность они проявили к творческому, конвенциональному (общение с людьми) и предприимчивому типу. На примере данного исследования можно сделать вывод о том, что ученики одиннадцатого класса стараются подходить к выбору профессии более ответственно, нежели девятиклассники. Именно поэтому более всего одиннадцатиклассники склонны к реалистическому типу, нежели к творческому и предприимчивому.

Профессиональное самоопределение играет далеко не последнюю роль в нашей жизни, поэтому очень важно вовремя задуматься над этой темой. На первый взгляд, тема не представляется сложной для понимания, но на самом деле это далеко не так. Тема профориентации включает в себя множество компонентов – это и историческая её сторона, в которую входит зарождение профориентации и её становление, и факторы, влияющие на процесс формирования профориентации, и её направления, и различные методики для работы с людьми, которым требуется профориентационная помощь. Эти части связаны и взаимодействуют друг с другом, поэтому нельзя сказать, что при изучении профориентации что-то можно опустить, здесь важен каждый компонент.

Просмотров работы: 1062