ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Гутников К.А. 1, Чотчаев Р.Р. 2
1РЭУ им.Г.В. Плеханова
2РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Данная научная статья освещает и анализирует новую для Российской Федерации процедуру банкротства физического лица. Работа представляет собой анализ нововведенных дискуссионных норм Закона о несостоятельности (банкротства), основанный на мнениях известных авторитетных юристов, а также на работах научных деятелей в сфере юриспруденции. Также в научной статье представлено краткое описание самой процедуры банкротства гражданина с общепонятным толкованием норм, столь необходимым в самом законе.

Abstract

This research paper highlights and analyzes new for the Russian Federation on bankruptcy of physical persons. The paper presents an analysis of new controversial provisions of the Law on insolvency (bankruptcy), based on the opinions of well-known reputable lawyers and on the work of scientists in the field of jurisprudence. Also the article provides a brief description of the procedure of bankruptcy of the citizen with the commonly understood interpretation of the regulations, so necessary in the act.

Ключевые слова: банкротство,физическое лицо, реструктуризация долгов, финансовый управляющий, реализация имущества, мировое соглашение

Keywords: bankruptcy, a natural person, debt restructuring, financial manager, asset sale, the settlement agreement

Процедура банкротства в Российской Федерации – явление относительно новое. На данный момент институт несостоятельности (банкротства) развивается в условиях формирования рыночной экономики и развития демократических институтов. Тем не менее, российскому законодателю удалось за сравнительно короткий срок создать довольно действенную по международным стандартам национальную систему регулирования отношений в сфере банкротства, которая продолжает также стремительно развиваться. Показателем данного развития является недавно введенная процедура банкротства физических лиц.

Процедура банкротства физических лиц миру известна давно. Например, США в этом направлении ведут законодательную деятельность с конца XIX века, а Европа – с 1984 г., с момента принятия Данией соответствующего закона. В свою очередь, в Российской Федерации полномасштабное регулирование данной сферы началось в 2015 г. Несмотря на, казалось бы, столь позднее введение процедуры банкротства физических лиц, время подобрано в самый раз. Обосновывается данный тезис развитием статуса физического лица, его сущности. Эволюция данного статуса приводит, как и к положительному эффекту в виде большей свободы действий, так и к отрицательному эффекту в виде появления большего количества вопросов, неурегулированных законом. Одной из этих проблем, набирающей обороты, является несостоятельность физического лица, невозможность исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами. Именно поэтому время для введения данной процедуры выбрано как нельзя кстати.

Однако за своевременным введением процедуры банкротства физических лиц, кроется такие проблемы как «сырость» нововведений, неоднозначность толкования, и, следовательно, некорректное использование новых норм. Поэтому цель данной научной статьи разобрать нормы Закона о банкротстве, являющиеся, по своей сути, дискуссионными и внести ясность в их понимание.

Началом процесса признания гражданина банкротом является обращение в арбитражный суд. Следует учесть, что далее производство по делу может принять несколько сценариев развития событий. Это реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение (ст. 213.2 Закона о банкротстве). Также необходимо отметить, что правом обращения в суд о признании гражданина банкротом обладают гражданин, конкурсный кредитор и уполномоченный орган.

Гражданин, воспользовавшись своим правом и обратившись в суд, должен доказать суду, что:

  1. Действительно не в состоянии исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами в срок;

  2. Отвечает признакам неплатежеспособности или недостаточности имущества.

Кредитор, также обладая правом обращения в суд, должен учесть следующие составляющие (ст. 213.3, п. 1 ст. 213.5 Закона о банкротстве):

  1. Задолженность гражданина перед кредиторами составляет не менее 500 тыс. руб.;

  2. Гражданин не исполняет требования кредиторов в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

  3. Есть вступившее в законную силу решение суда, которое подтверждает требование по денежному обязательству.

Для уполномоченного органа требования для подачи заявления в суд идентичны требованиям для кредитора. Как пример, в лице уполномоченного органа может выступать налоговый орган.

Как ранее говорилось, одним из путей развития делопроизводства о банкротстве гражданина - это реструктуризация долгов гражданина. Реструктуризация долгов подразумевает под собой пересмотр условий, порядка и срока погашения задолженности. Решение о проведении процедуры реструктуризации выносит арбитражный суд. С момента вынесения решения судом о реструктуризации долга вводится ряд запретов, как для должника, так и для кредиторов. Например, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, и запрещается начисление пени, неустойки и других санкций со стороны кредиторов в отношении должника. После введения судом реструктуризации, финансовый управляющий (арбитражный управляющий, занимающийся банкротством физических лиц) публикует сообщение о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. Следует отметить, что вознаграждение финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина. Выплата происходит в размере фиксированной суммы и суммы процентов.

Следующим этапом, финансовый управляющий проводит работу по формированию реестра кредиторов должника, извещая известных ему кредиторов о проведении процедуры реструктуризации задолженности, а также проводит работу по формированию конкурсной массы должника: имущества и имущественных прав, для чего имеет право получать информацию из внешних источников, таких как кредитные учреждения, Россреестр и т.д.

Далее финансовый управляющий формирует требований кредиторов. Эти требования вносятся в соответствующий реестр, а выдвинувшие их кредиторы получают право участвовать в собрании кредиторов. Требования могут быть предъявлены в течение двух месяцев с даты публикации сообщения о введении реструктуризации. Стоит отметить, что требования можно предъявить и по истечению двухмесячного срока. Более того, данный срок может быть продлен, если причины пропуска срока являются уважительными.

Важнейшим элементом реструктуризации долгов гражданина является составление проекта плана реструктуризации задолженности и направление его заинтересованным лицам. Данный план включает в себя порядок и сроки погашения требований кредиторов, а также размеры сумм, направленные на погашение требований кредиторов. Составление проектов плана – право, которым обладают должник, его кредиторы и уполномоченный орган. Однако стоит отметить, что Закон о банкротстве предъявляет должнику определенные условия, как, например, наличие источника дохода (п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве).

Затем финансовый управляющий уведомляет уполномоченный орган и всех известных ему кредиторов о проведении первого собрания кредиторов, на котором выбран путем голосования план реструктуризации. Однако если никто не предложит проекта плана реструктуризации долгов, будет внесено предложение на рассмотрение собранию кредиторов о признании гражданина банкротом и реализации его имущества.

Одобренный план реструктуризации направляется на утверждение в арбитражный суд. Если представленный план будет одобрен, то он переходит в фазу исполнения; если же суд отвергает план реструктуризации, то гражданин признается банкротом и начинается процедура реализации его имущества. Следует отметить, что за судом закреплено право утвердить план, не одобренный на собрании кредиторов, однако при соблюдении условий, закрепленных в пункте 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве.

В случае одобрения плана реструктуризации начинается его исполнение. План реструктуризации вводится на срок до трех лет, в течение которых гражданин его исполняет свои денежные обязательства перед кредиторами в соответствии с предусмотренными в плане условиями.

Немаловажно то, что план по реструктуризации долгов гражданина может быть продлен до трех лет только, если физическое лицо представит доказательства того, что исполнение плана в течение установленного в нем срока оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Необходимо также добавить, что должник не вправе скрывать факт осуществления им плана в течение всего срока плана, а также пяти лет после его завершения, если он обращается за получением кредита или приобретает услуги (работы, товары) в рассрочку.

Заключительным этапом процесса реструктуризации является подготовка отчета и завершение реструктуризации. Финансовый управляющий обязан подготовить отчет по итогам исполнения плана реструктуризации и направить его в уполномоченный орган, кредиторам и в суд.

Признание гражданина банкротом предполагает реализацию имущества. В случае признания его таковым, суд выносит решение о введении процедуры реализации имущества. Данная процедура вводится на срок не более шести месяцев, однако лица, участвующие в деле могут ходатайствовать о её продлении (п. 2 ст. 213.24 Закона о банкротстве).

Реализация имущества включает в себя следующие этапы:

1. Передача гражданином всех своих банковских карт финансовому управляющему. Финансовый управляющий обязан заблокировать все операции с ними по перечислению денежных средств на основной счет должника. Минимальный срок, выделенный на проведение вышеописанных действий – два дня, с момента признания гражданина банкротом (п. 9 ст. 213.25 Закона о банкротстве).

2. Составление описи имущества. Данный этап обязан совершить сам должник. В конкурсную массу входит все имущество гражданина, которое имеется на момент признания гражданина банкротом и введения реализации имущества, а также приобретенное после даты принятия данного решения (ст. 213.25 Закона о банкротстве). Однако важным фактором является то, что имеется установленный перечень имущества, которое не может быть взыскано. Таким имуществом является единственное жильё должника, а также земельные участки, на которых оно расположено, предметы обычной домашней обстановки и обихода; вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие) и др. (ст. 446 ГПК РФ).

3. Проведение оценки имущества. Указанный этап проводит либо финансовый управляющий или оценщик, нанятый собранием кредиторов.

4. Подготовка Положения о порядке, условиях и сроке реализации имущества. Этот документ финансовый управляющий предоставляет в суд в течение одного месяца после окончания описи и оценки имущества. После ознакомления с Положением, суд выносит определение (п. 1 ст. 213.26 Закона о банкротстве).

  1. Реализация имущества. Имущество гражданина продают на торгах. Следует помнить о том, что вещи, стоимость которых превышает 100 тыс. рублей, а также недвижимое имущество реализуются на открытых торгах (п. 3 ст. 213.26 Закона о банкротстве).

  2. Удовлетворение требований кредиторов. Вырученные денежные средства распределяются между кредиторами. Статья 213.27 Закона о банкротстве устанавливает определенную очередность погашения требований, а именно:

    1. Первая очередь. Лица, перед которыми банкрот несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также требования о взыскании алиментов;

    2. Вторая очередь. В эту группу входят лица, работающие или работавшие по трудовому договору, и которым нужно выплатить заработную плату и выходные пособия;

    3. Третья очередь. Все остальные кредиторы.

  3. Подготовка отчета о результатах реализации имущества. Данный документ предоставляет финансовый управляющий в суд (п. 1 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

  4. Завершение процедуры реализации имущества. Завершает вышеизложенную процедуру суд, вынося соответствующее определение по итогам рассмотрения отчета (п. 2 ст. 213.28 Закона о банкротстве).

Закон о банкротстве дает возможность в любой момент рассмотрения дела о банкротстве гражданина заключить мировое соглашение. Сторонами в данном процессе являются соответственно гражданин и кредиторы в лице их общего собрания. Действие соглашения распространяется на требования кредиторов и уполномоченного органа, включенные в реестр требований на дату проведения собрания кредиторов, на котором принято решение о заключении мирового соглашения.

Мировое соглашение:

1. Отменяет запрет на удовлетворение требований кредиторов;

2. Прекращает действие полномочия финансового управляющего;

3. Отменяет действие плана реструктуризации.

На основании соглашения прекращается производство по делу, а гражданин приступает непосредственно к погашению задолженностей перед кредиторами. По взаимному согласию сторон соглашение может содержать любые условия погашения задолженности. При этом гражданин берет на себя обязательство их соблюдать. Если же будут выявлены нарушения, то суд может возобновить производство по делу (ст. 213.31 Закона о банкротстве).

На этом, собственно, процедура банкротства физического лица заканчивается. Законодателем в этом направлении была проведена колоссальная работа. Подтверждая ранее высказанный тезис об увеличении прав и свободы физического лица, можно привести в пример факт того, что после завершения расчетов с кредиторами, гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований, в том числе не заявленных при реструктуризации долгов и реализации имущества. Стоит отметить и появление негативных последствий от признания гражданина банкротом. Так, физическое лицо, признанное ранее банкротом, не имеет права брать кредиты или займы без указания факта своего банкротства. Также гражданин в течение трех лет с даты признания его банкротом не в праве участвовать в управлении юридическим лицом. Но эти и другие ограничения, в свою, очередь, установлены, чтобы не допускать злоупотреблений недобросовестными должниками, что оправдывает негативные последствия.

Таким образом, можно сказать, что введение процедуры банкротства физического лица, в целом, разрешает многие вопросы, возникшие по поводу несостоятельности граждан, даже несмотря на жесткие последствия для физического лица. Данная процедура, естественно, нуждается в корректировках, но они связаны с пониманием данной процедуры для юристов и научных деятелей. В целом же, банкротство физических лиц – показатель своевременной и кропотливой работы законодателя.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства. – 1994. - №32. - ст. 3301.

  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства. – 2002. - №46. - ст. 4532.

  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства. – 2002. – №43. - ст. 4190.

Просмотров работы: 1895