ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Логинова Ю.Е. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время совершенно очевидным является тот факт, что средства массовой информации занимают отнюдь не последнее место в жизни человека. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них.

Множество исследователей интересовались и интересуются тем, как масс-медиа влияют на ценностные ориентации молодежи. Особый интерес представляют работы зарубежных исследователей, в частности: Гидденca Э., Хaбермaсa Ю., Лумана Н., Лукмaнa Т., Бергерa П., Бодрийaрa Ж.

Гидденс Э., один из современных крупнейших социологов, следующим образом характеризует значимость средств массовой информации в жизни современного общества: «Средства массовой информации – газеты, журналы, кино и телевидение – часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни.… Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь».

Немов Р.С. утверждает, что в настоящий момент эта проблема стоит по отношению к молодежной аудитории, чье мировоззрение и жизненная позиция еще не устоялись, следовательно, воздействие на такую аудиторию является наиболее продуктивным. Масс-медиа оказывают все большее влияние на развитие личности подростков, пропагандируя им цели ценности жизни, образцы поведения.

Средства массовой информации «в состоянии в значительной степени программировать массовое сознание, ежедневно предлагая не только повестку дня, но и задавая схемы интерпретации обсуждаемых событий» – пишет в своей работе «Теории идеологии в западной социологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурсивных практик масс-медиа» Тузиков А.Р.

Если обобщить весь материал, изученный нами в результате первичного анализа научных работ, можно прийти к такому выводу: все исследователи имеют свой взгляд на проблему влияния СМИ. Однако все они соглашаются в одном – молодое поколение, к сожалению, очень подвержено влиянию медийных технологий.

Средства массовой информации – это система органов публичной передачи любым лицам информации с помощью технических средств. Отличительными чертами СМИ, прежде всего, считаются:

  • публичность – неограниченный круг потребителей;

  • существование специальной аппаратуры и технических приборов;

  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей;

  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;

  • непостоянный характер аудитории.

Влияя на сознание и подсознание, средства массовой информации, пытаются контролировать общество, навязывая какие-то свои ценности, образы и представления путем пропаганды.

Ценностные ориентации – своеобразные ориентиры, выступающие связующим звеном между объективной социокультурной средой и индивидуальным сознанием человека с одной стороны, а с другой – между его сознанием, деятельностью и поведением. Они являются элементом выражения целого комплекса потребностей и интересов, целей и стремлений, мировоззрения и убеждений человека, и в соответствии с ними индивид мотивирует свое поведение. Большинство исследователей утверждают, что в процессе осознания своих ценностных ориентаций, человек ищет свое место в мире, именно благодаря этому структурному образованию мы определяем свою позицию относительно, какой-либо ситуации, явления и события.

Мы уже научились выбирать из сотен тысяч книг одну, нужную нам, научились осуществлять правильный выбор программы на телевидении и радиостанции в приемнике, можно сказать, что осталась одна проблема – Интернет, со своими всевозможными и, к сожалению, бесконтрольными источниками различного материала, и полезного, и негативно влияющего, в особенности на молодых людей.

Таким образом, можно отметить факт: недостаточно разработанной является проблема влияния Интернета на формирование ценностных ориентаций молодежи.

Мы решили провести исследование, направленное на изучения влияние СМИ, а в частности сети Интернет, на ценностные ориентации молодежи. В качестве объекта исследования были взяты ценностные ориентации молодых людей (в возрасте от 17 лет до 21 года). Исследование было проведено на базе ШФ ИвГУ.

Было проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 человек, направленное на выяснение мнения данной возрастной группы на проблему. Проанализировав ответы, полученные от респондентов, мы пришли к выводу: 50% опрошенных читает влияние Интернета положительным, а 35% студентов не могут определиться, какое влияние оказывает сеть-Интернет на молодое поколение россиян. Отвечая на вопрос «Как много времени вы проводите в Интернете?», 55% указали, что они «online» более 5 часов в день, 35% до 5 часов в день, оставшиеся 10 % студентов указали, что «сидят» в Интернете около от 2 до 4 часов. Довольно интересным оказался тот, факт, что почти половина опрошенных (45%) зарегистрированы сразу на нескольких сайтах. Самой популярной оказалась русская социальная сеть «Вконтакте», второе место поделили «Facebook» и «Одноклассники». Наиболее популярными по результатам анкеты оказались социальные сети, сайты с готовыми докладами, рефератами, энциклопедиями и книгами.

Затем с каждым из опрошенных была проведена беседа на тему «Вред социальных сетей», в ходе которой был задан вопрос о влиянии Интернета лично на них. Беседа показала, что во многом молодые люди не понимают, что «всемирная паутина» способна оказывать на них негативное влияние. Основная часть опрошенных позитивно отзывается по этому поводу, утверждая, что Интернет оказывает на них лишь положительное влияние. Также некоторые вообще не могут дать определенный ответ по интересующему нас вопросу – это показывает только то, что эти студенты никогда до этого не задумывались над проблемой влияния СМИ на личность и ее ценностные ориентации. Данный факт, указывает и на то, что люди не только не осознают всю глобальность проблемы, но и вообще не предрасположены к размышлениям подобного характера. Так каким же образом влияет на ценностные ориентации Интернет? Например, в социальной сети активно пропогандируется приоритет денег над таким явлением, как любовь, бескорыстная доброта, поддержка и помощь. И для молодого, восприимчивого поколения это губительно, потому что все явления этой жизни они начинают оценивать в эквиваленте, с позиции личной выгоды и получения наживы. Становятся более эмоционально холодными. Это достаточно яркая иллюстрация негативного воздействия.

Проанализировав проблему влияния СМИ на ценностные ориентации на примере влияния Интернета, мы пришли к выводу о том, что «массмедиа» имеют огромные возможности для контроля над обществом, над молодежью в особенности. Многие молодые люди лояльно относятся к негативным сторонам Интернета, не замечают, того, что они находятся под влиянием средств массовой информации.

В настоящее время, чтобы не попасть в информационную зависимость и оградить свой разум от внушения, необходимо учиться отличать «зерна от плевел», т.е. разделять информацию на полезную, безвредную и вредоносную, способную нанести ущерб сознанию, способную негативно повлиять на ценностные ориентации личности.

Просмотров работы: 1299