РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ-ДЕВИАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ-ДЕВИАНТАМИ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Куликова И.А. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Напряженная социальная, экономическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, отражается на особенностях поведения и общения подрастающего поколения. Дети усваивают ценности взрослых. Но на данный момент в обществе имеется разорванность между национальными традициями и образованием. Национальные ценности в общении, образовании, воспитании не учитываются и не принимаются взрослым населением и не вызывают доверие молодых людей. Возникший вакуум заполняется национализмом, экстремизмом, религиозной или прагматической идеологией.

Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности: социальное расслоение, обострение межнациональных конфликтов, рост преступности, ослабление духовно-нравственных основ жизни страны, финансовый кризис, рост безработицы актуализировали проблему дезадаптации детей и подростков.

Подобные изменения негативно отразились на материальном и нравственном здоровье семьи как института воспитания, естественной социальной защиты ребенка. Обнажили целый спектр социальных проблем: рост числа разводов, рост числа детей, рождающихся вне брака, социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, ослабление семейных связей, падение авторитета семьи, слабость нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям. Как следствие этого, растет число детей с девиантным поведеним.

Проблема: Каковы пути повышения самосознания подростков с девиантным поведением и меры преодоления проблем, связанных с нарушением закона и другими нарушениями норм поведения?

Объект исследования: работа с подростками с девиантным поведением.

Предмет исследования: инновационные формы в работе с детьми-девиантами в условиях реабилитационного центра.

Цель: Раскрыть систему работы с подростками с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра.

Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Отклоняющееся поведение, как правило, закладывается в подростковом возрасте, ведь в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное, эмоциональное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Одной из форм девиантного поведения является делинквентное поведение. Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений.

Во все времена делинквентное поведение оценивалось как стремление к разрушению, насилию, жестокости, причинения вреда другим людям. Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу.

Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Исследователи изучили причины, условия формирования делинквентного поведения, констатировали психологические особенности поведения подростков с делинквентным поведением.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка является внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. Эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.

Проблема формирования правового самосознания несовершеннолетних заключается в отсутствии целенаправленной правовоспитательной системы.

то выражается в неуважительном отношении к праву, законам страны, что в свою очередь приводит к увеличению количества правонарушений. По данным Госкомстата РФ число несовершеннолетних, задержанных за участие в совершении преступлений, стало расти. «Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних - один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры».

Однако, в отношении формирования самосознания несовершеннолетних, по-прежнему, не предусмотрено специальных государственных мер. Более того, правовое воспитание не стало основой образовательной деятельности школы.

Рассмотрев данную проблему, сотрудники ОБУСО «Вичугский комплексный центр социального обслуживания населения» (Ивановская обл.) реализовали проект «Инновационные технологии социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в конфликте с законом». Данный проект реализован при финансовой поддержке Фонда защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Планом реализации Проекта предусмотрено оказание социальных услуг уличным детям и подросткам, находящимся в конфликте с законом, в подростковом клубе, подростковом лагере дневного пребывания, в круглосуточных группах стационарного отделения учреждения социального обслуживания семьи и детей. Кроме этого, несовершеннолетние могли получить социальную помощь и поддержку в социальной приемной и по телефону доверия.

За период реализации Проекта специалисты службы уличной социальной работы организовали реализацию социального сопровождения 165 несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в условиях улицы.

Среди данных несовершеннолетних: 123 мальчика и 42 девочки. Возрастной состав следующий:

- 10-13 лет – 12 детей;

- 14-15 лет – 31 подросток;

- 16-17 лет – 122 подростка.

В общеобразовательных школах обучаются 70 несовершеннолетних, в профессиональных училищах – 67, в колледжах и ВУЗах – 17, не работают и не учатся 11 подростков.

Большая часть несовершеннолетних имеет вредные привычки: курят – 139 подростков, регулярно употребляют спиртные напитки – 129, регулярно занимаются токсикоманией – 16.

Половина детей воспитывается в неполных семьях. Большая часть семей является малоимущими.

Чтобы лучше понять ребят, узнать их интересы и потребности, специалисты уличной социальной работы провели анкетирование. Анкеты были предложены 150 несовершеннолетним, согласились ответить на вопросы около 100 подростков.

На вопрос «Как бы ты хотел проводить свое свободное время, если бы у тебя была возможность выбирать?» ответили:

- посещать кружки, спортивные секции – 13%;

- принимать больше участия в жизни школы, класса, училища – 7%;

- ходить в кино, музеи, другие интересные места отдыха – 16%;

- вступить в молодежную организацию – 16%;

- больше времени уделять родителям и близким – 8%

- зарабатывать деньги – 13%;

- проводить время на улице с друзьями – 27%.

На вопрос «Где ты проводишь свободное время?» 79% подростков ответили: на улице, в компании с друзьями, на квартире у друзей или знакомых.

Таким образом, несмотря на то, что значительная часть этих детей, свободное время проводит на улице, они хотели бы видеть свой досуг по-другому, если им будет предоставлена возможность выбора.

Материальное положение семей подростки охарактеризовали следующим образом:

- денег не хватает даже на еду – 12%;

- денег хватает только на еду, живем «одним днем» - 30%;

- денег хватает только на еду и самое необходимое – 40%;

- затрудняюсь ответить – 18%.

Таким образом, большая часть семей детей с делинквентным поведением являются малоимущими.

На вопрос «Насколько важна, интересна для тебя учеба в школе, профессиональном училище, колледже?» 75% подростков ответили, что учатся без особого интереса, учатся «через силу», смысла в учебе не видят.

Пропускают занятия – 52% учащихся, кроме этого, 19% пропускают неделями и месяцами, 8% почти не ходят на занятия.

На вопрос «Как твои родители относятся к тому, что ты пропускаешь занятия?», подростки ответили:

- им все равно – 26%;

- я пропускаю уроки с их согласия – 15%;

- они об этом не знают – 30%;

- затрудняюсь ответить – 29%

Таким образом, опрошенные дети в той или иной степени сталкиваются с трудностями в школе, не чувствуют интереса к учебе или вообще не видят в ней смысла, что может стать причиной их ухода из образовательного учреждения. Родители не принимают никаких мер для того, чтобы изменить эту ситуацию.

На основании проведенного опроса специалисты уличной социальной службы сделали вывод о том, что у большинства детей находящихся в конфликте с законом идет выпадение из трех развивающих сред: образовательное учреждение, семья, содержательный досуг. Улица постепенно вытесняет все положительное, что было в жизни и становится основной средой, в которой протекает жизнь несовершеннолетнего.

Полученные выводы помогли выявить основные направления работы с детьми с делинквентным поведением, разработать программы социального сопровождения несовершеннолетних, направленные на нормализацию положения, вывод их из трудной жизненной ситуации.

Коррекционной работе с несовершеннолетними предшествовал диагностический этап. Диагностика была построена так, чтобы она обеспечивала получение разносторонней информации о несовершеннолетнем, в которой были отражены психологический, педагогический и социальный аспекты. В результате диагностических мероприятий получены следующие результаты:

- нарушение детско-родительских отношений, потеря контакта с семьей, агрессия по отношению к родным - 75% несовершеннолетних;

- дезориентация в системе нравственных и моральных ценностей - 100% несовершеннолетних;

- высокая адаптивность к «уличной жизни» - 100%;

- отсутствие учебных навыков и мотивации к обучению - 100%;

- психологические расстройства, вызванные жестоким общением и перенесенными стрессами - 37,5%;

- педагогическая запущенность - 100%;

- задержка психического развития - 12,5 %

- зависимость от психоактивных веществ - 62,5%

- склонность к отклоняющемуся поведению – 78%

- проявления агрессии и враждебности – 91%

Реализация Проекта «Инновационные технологии социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте» завершена со следующими результатами:

- Цели Проекта в целом достигнуты.

- Поставленные задачи Проекта в основном реализовать удалось.

- Социальные услуги были предоставлены 601 несовершеннолетнему, находящемуся в конфликте с законом, в том числе, по мероприятиям Проекта:

165 детей и подростков находилось на социальном сопровождении специалистов уличной социальной службы;

41 несовершеннолетний получил социальную помощь в Социальной приемной (всего обратившихся – 56 человек);

121 ребенок обратился со своими проблемами на «телефон доверия» (всего позвонивших – 144 человека);

46 детей и подростков прошли курс социальной реабилитации в подростковом лагере дневного пребывания;

209 – в подростковом клубе;

11 – прошли курс социальной реабилитации в стационарных отделениях социального обслуживания семьи и детей учреждения;

8 условно осужденных несовершеннолетних находились на социально-психологическом сопровождении.

Таким образом, 601 несовершеннолетний был извлечен из уличной среды, вовлечен с социально-позитивную деятельность с целью предотвращения ситуации, вызвавшей их уход на улицу и конфликт с законом.

Мероприятия Проекта обеспечили:

- социализацию уличных детей и подростков, содействие в трудоустройстве, получении образования, лечении, профориентации;

- социально позитивный досуг несовершеннолетних;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- формирование навыков законопослушного поведения;

- изменение взглядов подростков на их будущую трудовую и семейную жизнь.

В результате работы выявлена необходимость взаимосвязи всех субъектов профилактики: КДН и ЗП, ПДН, образовательных, медицинских учреждений, территориальных учреждений социальной защиты, администраций городов и районов. Только совместные действия данных структур могут дать положительные результаты.

Просмотров работы: 1653