ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Зубро А.Б. 1
1Уральский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………….………………………………………………............

1. Понятие и нормативное регулирование государственной политики в сфере здравоохранения……………………………………………………….......6

1.1 Понятие и сущность государственной политики в сфере здравоохранения…………………………………………………………………..6

1.2 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения…………………………………………………………………11

2. Реализация государственной политики в сфере здравоохранения……………….……..……………………………………….…14

2.1 Реализация государственной политики в сфере здравоохранения в форме государственной программы………………………..………………......14

2.2 Анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области…………………………...…….….16

2.3 Система здравоохранения в Свердловской области……………………………………………………………………....……25

Заключение……………………………………….………...............……….31

Список литературы...…………………………………..…………………...33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы состоит в необходимости реализации и постоянном совершенствовании государственной политики для обеспечения сохранения и улучшения здоровья граждан.

Современный этап развития здравоохранения Российской Федерации знаменуется, прежде всего, его реформированием. На этом этапе главной движущей силой является комплекс проблем национальной системы здравоохранения. Одна из главных проблем - низкая социально-экономическая эффективность.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяют основные системообразующие факторы:

- совершенствование организационной системы, которая способствует обеспечению формирования здорового образа жизни и оказанию качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

- развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, состоящее из финансового, материально-технического и технологического оснащения лечебно-профилактических учреждений, исходя из инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения.

Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства.

3

Поэтому тема курсовой работы является актуальной в настоящее время. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Здравоохранение в Российской Федерации представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих, главным образом деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в медицинских услугах, сохранению и улучшению здоровья граждан.

Главная проблема российского здравоохранения - недофинансирование из государственных источников в 1,6 раза и несправедливое распределение общественных средств на бесплатную медицинскую помощь между регионами. Кроме того, существуют следующие ключевые проблемы в здравоохранении: дезинтеграция в системе управления отраслью и неэффективное использование ресурсов, несоответствие предоставляемых объемов медицинской помощи возросшим потребностям населения и современным технологиям оказания медицинской помощи; в том числе недостаточное обеспечение населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях; неоптимальная структура коечного фонда - переизбыток коек интенсивного лечения и недостаток коек реабилитации и длительного ухода; неэффективное управление, в том числе отсутствие стратегического планирования минимум на 10 лет и ответственности руководителей всех уровней за достижение результатов.

Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные работы целого ряда авторов.

4

Особый интерес представляют работы профессоров Ю. П. Лисицына, В. А. Медика, чьи многочисленные труды хорошо известны не только в России, но и за рубежом. Среди наших ученых есть и такие, которые успешно совмещают научную и практическую деятельность, занимая ответственные должности в Министерстве здравоохранения Российской Федерации, иных государственных и муниципальных учреждениях и организациях, призванных обеспечивать охрану здоровья населения - это Н. Ф. Герасименко, А. И. Вялков, Р. З. Аширов.

Общие вопросы административно-правового статуса органов управления здравоохранением рассматривались такими учеными, как Ю. С. Адушкин, С. С. Алексеев, Г. В. Атаманчук, З. А. Багишаев, К. И. Журавлева, Ю. М. Козлов, Б. М. Лазарев, Н. И. Матузов, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов, Е. Н. Селютина, С. А. Чернышева и другие.

Информационной базой для проведения исследования послужили информационно-аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики.

Целью работы является рассмотрение формирования государственной политики в сфере здравоохранения.

Объектом курсовой работы является государственная политика.

Предметом курсовой работы является формирование государственной политики в сфере здравоохранения.

Задачи курсовой работы:

- Рассмотреть понятия государственная политика и сфера здравоохранения;

- Изучить государственную политику в сфере здравоохранения;

-Рассмотреть реализацию государственной политики в сфере здравоохранения

- Изучить нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере здравоохранения

5

1. ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность государственной политики в сфере здравоохранения

Определим основные понятия, касающиеся темы работы, которыми являются «здравоохранение» и «государственная политика».

Здравоохранение - это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства, представляющий собой, с организационно-правовой точки зрения, неоднородную систему.

Следует отметить, что понятие системы здравоохранения в настоящее время также не закреплено ни в одном из действующих нормативных правовых актов, однако, сам термин «система здравоохранения» можно встретить, например, в п.2 ст.41 Конституции РФ, устанавливающем, что «В Российской Федерации (…), принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения…» [1].

Ключевая роль системы здравоохранения в современной общественной системе обусловлена его спецификой. Здравоохранение, в отличие от других сфер имеет ярко выраженный внешний эффект. Благодаря этому, услуги здравоохранения принято рассматривать в качестве социально-значимых благ.

Государственная политика (общественная политика) представляет собой совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатывают и реализуют органы государственной власти, привлекая для этого институты гражданского общества.

(1)Гареева И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях. Автореферат.-С.24.

6

Государственная политика является целенаправленной деятельностью органов государственной власти в сфере решения общественных проблем, достижения и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер[1].

Государственное управление здравоохранением - это целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственной власти, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.

Под государственной политикой в сфере здравоохранения будем понимать систему ценностей и целей, совокупность управленческих мер, решений и действий, направленных на обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в надлежащем объеме и соответствующего качества для снижения смертности, повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни населения страны[2].

В России на федеральном уровне охрана здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения страны возлагается на Министерство здравоохранения Федерации, которое является центральным отраслевым органом руководства здравоохранением в составе правительства и возглавляемое Министром здравоохранения, организационная структура и штатное расписание Министерства здравоохранения Российской Федерации утверждается соответствующим Постановлением правительства.

(1)Теория государственного управления- URL: http://080504.ru/teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya/gosudarstvennaya-politika-ponyatie-i-osnovnie-napravleniya.html

(2)Левкевич М.М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения URL: http://safbd.ru/sites/default/files/safbd-2012-1_19-25.pdf.

7

Правительство Российской Федерации в свою очередь осуществляет федеральную государственную политику в области здравоохранения и финансирует федеральные программы. Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан[1].

При этом Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) осуществляющим следующие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

(1)Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях// «Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 2, 2013, С.70

8

Важно отметить, что среди основных функций Министерства здравоохранения необходимо указать следующие:

- разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, базовой программы обязательного медицинского страхования;

- разработка программ подготовки медицинских и фармацевтических работников;

- разработка и реализация мер по спасению жизни людей в чрезвычайных ситуациях;

- развитие материально-технической базы здравоохранения;

- разработка порядка лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

- разработка и утверждение стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением;

- сертификация лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

- разработка единой системы статистического учета и отчетности в органах и учреждениях здравоохранения

- международное сотрудничество в области здравоохранения[1].

Перечисленные функции возлагаются на Министерство здравоохранения и исполняются посредством уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения,

(1)Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях// «Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 2, 2013, С.72.

9

включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов, а также по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда.

В подчинении у Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Министерства здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, комитеты по здравоохранению автономных округов, автономной области, краев и областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

В городах управление здравоохранением осуществляется городскими и районными комитетами по здравоохранению. В сельской местности функции районных отделов здравоохранения, ликвидированных в 50-е годы, выполняют центральные районные больницы.

Системе органов управления здравоохранением свойственно двойное подчинение, а именно: Министерство здравоохранения республики, входящей в состав Российской Федерации с одной стороны по общим вопросам подчинено соответствующему правительству, а по вопросам здравоохранения - Министерству здравоохранения Российской Федерации[1].

Принципы государственной политики в сфере здравоохранения можно подразделить на общие и частные.

Общие принципы:

- обеспечение равенства прав граждан на получение качественной помощи;

- формирование эффективной институциональной структуры (в том числе ее нормативно-правового обеспечения), поддерживающей переход от управления затратами к управлению результатами;

- обеспечение гарантированного объема бесплатной помощи;

- рост доступности медицинской помощи;

(1)Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях// «Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 2, 2013, С.74.

10

- рост социальной ответственности структур здравоохранения;

- приоритетность профилактики.

Частные принципы:

- регламентация реализации государственной политики на всех уровнях власти;

- анализ результативности и коррекция целей;

- повышение ответственности органов власти за реализацию государственной политики.

государственный политика здравоохранение

1.2 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"- это федеральный законодательный акт Российской Федерации, принятый в соответствии с Конституцией Российской Федерации для регулирования основ охраны здоровья граждан в сфере здравоохранения Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"[1].

В развитие Основ разрабатывались законы, которые можно разделить на 4 группы:

  • законодательство в сфере профилактики;

  • законодательство в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

  • законодательство в сфере организации медицинской помощи;

  • законодательство по вопросам финансирования здравоохранения[2].

(1)URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173308/?frame=1.

(2)Международный круглый стол «Государственная политика в сфере здравоохранения: реалии и перспективы»URL: http://spravmir.ru/events/54-politika-v-sfere-zdravoohraneniya.html

11

В главе 2, статье 4, ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" говорится, что основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Однако эта статья выполняется не в полной мере. Так, например, пункт 6 «доступность и качество медицинской помощи» в России довольно больное место.

Если медицина доступна, то хромает качество. Если медицина качественная, то далеко не доступная для людей низшего и среднего класса. Вследствие этого повышается смертность в стране.

Рассматривая формирование государственной политики в области здравоохранения как комплексную проблему, мы основываемся на том, что определяя ее правовые основы необходимо исследовать не только как отражается изучаемое понятие в нормативных правовых актах, но и системные характеристики зафиксированной в нём сущности.

Речь идёт, в частности, о том, чтобы решить принципиальный вопрос о взаимосвязи между обозначенными в Конституции Российской Федерации направлениями государственной политики: а) в области здравоохранения (статья 114) и б) внутренней политики (статьи 80 и 84).

12

Логично считать, что в системе государственной политики первое направление является частью второго. В таком случае у государственной политики в области здравоохранения появляется серьезная властная поддержка, так как в соответствии со статьей 80 Конституции, основные направления внутренней политики государства, а, следовательно, и её здравоохранительной составляющей, определяются Президентом Российской Федерации[1].

(1)Научная библиотека Кибернетика URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-zdravoohraneniya-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-resheniya.

13

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

2.1 Реализация государственной политики в сфере здравоохранения в форме государственной программы

Государственная программа «Развития здравоохранения» определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. По прогнозной оценке расходы на реализацию мероприятий Государственной программы из бюджетов всех уровней будут направлены средства в размере более 33 трлн рублей.

В этой программе сформулированы основные направления развития сферы здравоохранения. Программа отражает основные подходы для решения таких вопросов как:

· совершенствование инфраструктуры здравоохранения

· повышение качества в оказание медицинской помощи

· улучшение подготовленности медицинских кадров

· повышение заработной платы в отросли здравоохранения

Государственная программа разработана Минздравом России в сотрудничестве с научной и медицинской общественностью и прошла общественное обсуждение, в том числе на площадке Открытого правительства Министерство здравоохранения в Российской Федерации.

Основой для формирования мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как болезни системы кровообращения, туберкулез, злокачественные новообразования, послужили результаты проведенного анализа реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации,

14

обобщение положительного опыта, накопленного за время реализации этих крупномасштабных проектов [1].

Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап - с 2013 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год.

Государственная программа состоит из подпрограмм:

- «Провести профилактику и сформировать здоровый образ жизни. Развить первичную медико-санитарную помощь»;

- «Развивать и внедрять инновационные методы диагностики и лечения»;

- «Охранять здоровье матери и ребенка»;

- «Осуществлять медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан»;

- «Управлять реализацией Программы».

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить доступность медицинской помощи и повысить эффективность медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Программа является базовым документом отрасли здравоохранения, в котором отражены приоритеты и основные направления государственной политики в сфере охраны здоровья.

Особое внимание уделено мерам по развитию здравоохранения в субъектах Российской Федерации, находящихся на территории Дальнего Востока, сформирован специальный раздел «Обеспечение приоритетов развития здравоохранения на Дальнем Востоке». Совокупный объѐм средств, направленных на финансовое обеспечение государственной политики в сфере охраны здоровья, в 2014 году составил 2 546,7 млрд рублей или 3,6% от валового внутреннего продукта, из них средства: федерального бюджета – 480,8 млрд рублей;

(1)URL:http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii.

15

консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации – 825,8 млрд рублей; фондов ОМС – 1 240,1 млрд рублей.[1].

Непосредственными результатами реализации государственной программы будет являться:

  1. Снизится смертность от всех причин (на 1000 населения) до 11,4 в 2020 году,

  2. Снизится смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) до 622,4 в 2020 году,

  3. Снизится смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) до 10 в 2020 году,

  4. Снизится смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) до 11,2 в 2020 году,

  5. Снизится потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) до 10 в 2020 году,

В 2013 году государственная программа претерпела ряд изменений, были учтены замечания и предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей общественности.

11 ноября 2014 года состоялся Круглый стол на тему: «Отвечает ли госпрограмма «Развитие здравоохранения» современным реалиям?». По результатам этого Круглого стола вывод, что программа не реализуется полностью, выполняются не все поставленные цели.[2]

2.2 Анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Свердловской области

Государственная программа определяет основные направления развития здравоохранения в Свердловской области на долгосрочную перспективу:

(1)http://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god

(2)URL: http://www.slideshare.net/Pitoneus/2013-2014-34123496.

16

1) обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

2) обеспечение контроля качества медицинской помощи;

3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи на всех ее этапах, в том числе:

повышение роли профилактики;

обеспечение доступности для населения первичной медико-санитарной помощи, в том числе в сельской местности;

оптимизация, повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи;

обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи;

совершенствование службы скорой медицинской помощи;

развитие реабилитации и санаторно-курортного лечения;

укрепление материально-технической базы медицинских организаций, оснащение их современным лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой;

обеспечение укомплектованности медицинских организаций медицинскими кадрами;

4) улучшение лекарственного обеспечения граждан;

5) совершенствование службы крови;

6) информатизация системы здравоохранения.

Основной целевой установкой государственной программы является создание необходимых условий со стороны здравоохранения для сохранения здоровья населения и улучшения демографической ситуации в Свердловской области.

Проблемы здравоохранения все чаще в последнее время выходят на первый план. Это связано отчасти с демографической ситуацией в России. С течением времени в стране увеличивается доля пожилых людей, снижается численность населения.

17

Так в 1989 году доля населения старше трудоспособного возраста достигала 18,5 %, а на начало 2013 года эта цифра выросла уже до 23 %. В то же время динамику численности населения можно отследить по следующим данным: в 1991 году количество людей, проживавших на территории России превышало 157 миллионов человек, на 1 января 2014 года Росстат зафиксировал цифру в 143,5 миллиона [1]

Перед государством встают такие задачи как увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, повышение рождаемости. Эти демографические показатели напрямую связаны со сферой здравоохранения, а именно, они зависят от качества оказания медицинских услуг, степени профессиональности врачей и, конечно же, доступности медицинской помощи для всего населения. Председатель Правительства Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев, заявил: «Государство будет и дальше развивать систему здравоохранения. Мы всегда, даже в самый сложный период, находили и будем находить деньги на здравоохранение, на охрану здоровья. И такая политика уже приносит результаты».

Однако система здравоохранения сталкивается с множеством проблем. Это и слабая укомплектованность больниц медицинским персоналом, которая порождает снижение доступности здравоохранения, и фрагментация системы здравоохранения в целом. Ученые и политики проводят исследования, которые помогут минимизировать негативные аспекты политики в сфере здравоохранения.

Например, В.И. Шевский и И.М. Шейман в статье «Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения» поднимают проблему фрагментации медицинской помощи и разрабатывают рекомендации по интеграции здравоохранения [2].

(1)Григорьева Н.С. Health reform in Russia: current policy and management. / Н.С. Григорьева // Государственное управление. Электронный вестник. 2012.№ 30

(2)Закон Свердловской области «Об охране здоровья граждан в Свердловской области». [Принят Законодательным Собранием Свердловской области 13 ноября 2012г.].

18

Зарубежный опыт также способен помочь усовершенствовать систему здравоохранения в Российской Федерации. К опыту других государств, в частности Финляндии, Норвегии, Канады и других северных стран, обращается Торопушина Е.Е. в статье «Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий».

Примечательно, что автор обращается к опыту управления здравоохранением именно на муниципальном уровне[1]. Григорьева Н.С. (статья «Health Reform in Russia: Current Policy and Management») не только анализирует историю системы здравоохранения в России, но и говорит о тех проблемах, с которыми страна столкнулась в начале 21 века, о методах, с помощью которых правительство пытается свести негативные последствия этих проблем к минимуму и даже улучшить ситуацию с оказанием медицинских услуг[2]. Законодательство в области здравоохранения в Свердловской области опирается на базу федерального законодательства. Но существуют также дополнительные нормативно-правовые акты, уточняющие политику, проводимую в области здравоохранения в Свердловской области.

Одним из таких нормативно-правовых актов является Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области «Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей эффективности деятельности работников в государственных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области и муниципальных учреждениях здравоохранения города Екатеринбурга».

В соответствии с приказом, определяются размеры стимулирующих выплат работникам здравоохранения в Свердловской области, полномочия Комиссии, утвержденной приказом учреждения.

(1)Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения / В.И. Шевский, И.М. Шейман // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 24-47.

(2) Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий. / Е.Е. Торопушина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 171-180.

19

Также указаны факторы, показатели по которым определяют эффективность деятельности и размеры стимулирующих выплат.

Территориальная программа оказания бесплатной медицинской помощи в Свердловской области утверждена Постановлением Правительства Свердловской области «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2014 и на плановый период 2015 и 2016 годов». Программа определяет список медицинских услуг, которые в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Свердловской области предоставляются гражданам бесплатно. Также определена территориальная программа обязательного медицинского страхования Свердловской области. Территориальная программа определяет объем и качество предоставляемых населению медицинских услуг. Кроме того, Программа содержит порядок и условия оказания бесплатной медицинской помощи. Так медицинская помощь может быть оказана вне медицинского учреждения, амбулаторно, в дневном стационаре или в стационарных условиях. Программа содержит положения, касающиеся предоставления медицинских услуг отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Программе определен порядок снабжения пациентов лекарственными препаратами, донорской кровью и иными медицинскими изделиями [1].

Правительство Свердловской области приняло Постановление «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие здравоохранения Свердловской области до 2020 года». В рамках программы развития утвержден ряд целей, например, увеличить продолжительность жизни, обеспечить доступ всего населения к медицинским услугам, повысить качество паллиативной помощи, обеспечить конституционные права граждан в сфере здравоохранения.

(1)Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. URL: http://strategy2020.rian.ru/.

20

Для достижения этих целей перед системой здравоохранения Свердловской области ставится ряд задач: совершенствование системы профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни, совершенствование оказания специализированной и скорой медицинской помощи, обеспечение системы здравоохранения Свердловской области квалифицированными кадрами[1].

Таким образом, законодательная база Свердловской области опирается на федеральное законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Практически все изменения, которые происходят в системе здравоохранения, касаются пациентов. В отношении работников здравоохранения происходит только изменение заработной платы. Однако существующий уровень оплаты труда медицинских работников не стимулирует их к качественному выполнению своей работы. Это негативно сказывается на качестве медицинских услуг, оказываемых населению. В Свердловской области для стимулирования медицинских работников и в первую очередь врачей можно было бы повысить заработную плату. В последнее время много говорится о повышении заработной платы медицинских работникам, приводятся цифры средних зарплат. Так как эти цифры достаточно высокие, то у многих складывается непонимание, чем же еще недовольны работники системы здравоохранения. Однако зачастую приводимые цифры средних зарплат намного выше реальных. Медицинские работники едва ли не в 1,5-2 раза получают меньше, чем официально оглашается в прессе.

Кроме того, достойная заработная плата решила бы проблему нехватки квалифицированных кадров. Молодежь не идет в медицинские образовательные учреждения, так как не видит в последующей профессии возможность заработать.

(1)Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области». [Принято 4 мая 2010г.]. URL: http://docs.cntd.ru/document/895254442

21

Нехваткой врачей объясняется и тот факт, что в сельской местности в большинстве работают не врачи, а фельдшеры. Но даже их не хватает, один фельдшер оказывается на несколько сотен, а то и тысяч человек.

Несмотря на то, что к 2011 году на тысячу человек число врачей выросло до 45. Для сравнения, в 1980 году на тысячу человек, проживавших в Свердловской области, приходилось чуть больше 30 врачей [1].

В Свердловской области заработную плату работников системы здравоохранения можно было бы повысить, использую дополнительные ресурсы территориального фонда обязательного медицинского страхования, отчисления крупных промышленных и торговых предприятий.

Еще одну немаловажную проблему, а именно, постоянные проверки со стороны контролирующих организаций и зачастую необоснованные штрафные санкции для врачей, можно было бы решить путем уменьшения количества наказаний за несущественные ошибки. Ведь зачастую с врачей снимают деньги не за ошибочное назначение лекарств и неверный диагноз, а за ошибки в оформлении истории болезни и выписки пациента. В итоге врачи не столько занимаются лечением пациента, сколько проверяют и перепроверяют истории болезни своих пациентов.

Территориальный фонд медицинского страхования в Свердловской области мог бы уменьшить штрафные санкции в отношении врачей за несущественные ошибки в лечебной тактике.

Некоторые ошибки, такие как ошибки при заполнении истории болезни пациента, несвоевременная сдача истории болезни в архив, могли бы быть вообще исключены из списка того, за что следует наказание.

Следующая проблема в рамках системы здравоохранения – это неиспользование новейшего высокотехнологичного оборудования.

Нередко оборудование, уже полностью готовое к использованию, простаивает, так как к нему не хватает комплектующих, расходных средств.

(1)ПроДокторов URL: http://prodoctorov.ru/sverdlovskaya-oblast/

22

Или же у имеющего в лечебном учреждении персонала недостаточна квалификация для использования высокотехнологичного оборудования. А чаще бывает еще проще: медицинских работников просто не научили пользоваться закупленным оборудованием, и они, боясь сломать дорогостоящую технику, ей не пользуются.

Решить эту проблему достаточно просто: нужно проводить для медицинских работников обучающие семинары, курсы, на которых они смогут научиться использовать новую технику для диагностики заболеваний и их последующего лечения. Это значительно повысит точность постановки диагноза, а также обеспечит своевременное и адекватное лечение.

Наконец, еще одна проблема в Свердловской области - это нехватка лекарственных препаратов в государственных и муниципальных лечебных учреждениях. Конечно, нужно в большем количестве поставлять лекарства в больницы, но бюджет Министерства здравоохранения Свердловской области итак испытывает серьезные нагрузки. Существует еще один путь решения этой проблемы: пациенты сами могли бы покупать препараты, которые на данный момент отсутствуют в лечебном учреждении, но они имеют больший эффект при использовании, чем имеющиеся аналоги. Но врачам запрещено предлагать пациентам самим покупать себе лекарства.

Для повышения эффективности проводимой в Свердловской области политики в сфере здравоохранения можно было бы стимулировать качественное выполнение медицинскими работниками своих обязанностей путем повешения заработной платы.

Уменьшение давления на них со стороны контролирующих организаций привело бы к большей степени проявления врачебной инициативе, что улучшило бы эффективность лечения пациентов.

Для ознакомления медицинских работников с новым оборудованием, изменениями, происходящими в системе здравоохранения, можно проводить обучающие курсы и семинары.

23

Это ускорит внедрение новшеств во врачебную практику и, как следствие, повысит качество медицинских услуг, оказываемых населению. Необходимо постоянно привлекать молодых специалистов в сферу здравоохранения, этого можно добиться не только повышением зарплаты и предоставление социального пакета, а также материальной помощи и жилья тем врачам, которые будут работать в сельской местности, но и путем повышения авторитета профессии.

Все эти меры позволили бы повысить эффективность реализации государственной политики в области здравоохранения в Свердловской области. Благодаря подобным мерам улучшилось бы качество медицинских услуг, предоставляемых населению, была бы обеспечена их доступность на территории всей области. Таким образом, были бы решены поставленные перед проводимой политикой цели и задачи.

Реализация майского указа президента в сфере здравоохранения: сократилась смертность свердловчан. За три года, с начала реализации майского указа Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», смертность в Свердловской области существенно сократилась. По одной из основных причин смертности в регионе – в результате ДТП – показатель за январь-сентябрь этого года составил 11,7 на 100 тысяч населения, в то время как в 2012 году – 14,2 на 100 тысяч населения.

По итогам 2014 годасмертность от ДТП составила 11,7 на 100 тысяч населения. При этом целевой показатель к 2018 году – 10,6 на 100 тысяч населения.

Сократилась за это время и младенческая смертность – с 7,4 на 1000 родившихся живыми в 2012 году до 6,3 на 1000 в 2014 году.

За январь-сентябрь этого года уровень смертности младенцев составил 5,5 на 1000.

24

Также снизилась смертность от новообразований – с 225,4 на 100 тысяч свердловчан в 2012 году до 221,5 на 100 тысяч жителей региона к январю-сентябрю 2015 года. К 2018 году планируется достичь показателя 192,8 на 100 тысяч населения.

Уменьшение уровня смертности стало возможным благодаря реализации комплекса мер. В частности, ведётся работа по комплектованию больниц и поликлиник медперсоналом, ежегодно в медуниверситет набирают 130 студентов. Также организована работа восьми передвижных ФАПов, и, соответственно, лекарственное обеспечение селян, выезды на село врачей, передвижных флюорографов, маммографов, УЗИ, ЭКГ, мобильных комплексов. В населенных пунктах, где проживает менее 100 человек, появились домовые хозяйства первой помощи - в сумме 202 по области.

Пристальное внимание уделяется диспансеризации. За 2012–2014 гг. число свердловчан, прошедших её, возросло в 1,9 раза.

Планируется, что в 2015 году в диспансеризации примут участие 730 тысяч 870 человек.

Кроме того, на период с 2015 по 2018 годы разработана и утверждена комплексная программа «Здоровье уральцев». Её реализация обойдётся в 10 миллиардов рублей. Программа затрагивает такие направления, как профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, «Мужское здоровье» и «Женское здоровье».[1]

2.3 Система здравоохранения в Свердловской области

К системе здравоохранения Свердловской области относятся:

1) государственное здравоохранение;

2) муниципальное здравоохранение;

3) частное здравоохранение.[2]

(1)http://www.oblgazeta.ru/news/9762/

(2)URL:http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&&nd=160028579&&page=1&rdk=0#I

25

Государственное здравоохранение обеспечивает выполнение

государственных задач по охране здоровья населения в Свердловской

области.

К государственному здравоохранению в Свердловской области

относятся:

1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по здравоохранению;

2) областные государственные организации здравоохранения, основанные на государственной собственности Свердловской области и подчиненные уполномоченному органу исполнительной власти Свердловской области по здравоохранению: лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные организации, организации судебно-медицинской экспертизы, фармацевтические предприятия;

3) федеральные государственные организации здравоохранения, основанные на государственной федеральной собственности и подчиненные

уполномоченному органу Российской Федерации по здравоохранению,

научно-исследовательские институты и центры, областной центр

государственного санитарно-эпидемиологического надзора и подчиненные

ему центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора и дезинфекционные станции;

4) ведомственные государственные организации здравоохранения,

создаваемые иными министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Муниципальная система здравоохранения обеспечивает оказание

медицинской и лекарственной помощи гражданам муниципального

образования.

К муниципальному здравоохранению относятся:

1) исполнительные органы местного самоуправления по

здравоохранению;

26

2) лечебно-профилактические, образовательные, фармацевтические и

иные муниципальные организации здравоохранения, основанные на муниципальной собственности.

Использование муниципальными организациями здравоохранения

имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности

Свердловской области, собственности других муниципальных образований и в частной собственности, осуществляется по договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исполнительные органы местного самоуправления по здравоохранению и муниципальные организации здравоохранения

координируют свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан с

деятельностью уполномоченного исполнительного органа государственной

власти Свердловской области по здравоохранению.

Частное здравоохранение обеспечивает медицинскую и лекарственную помощь в дополнение к медицинской помощи,

предоставляемой государственной и муниципальной системой

здравоохранения.

К частному здравоохранению относятся:[1]

1) организации здравоохранения, основанные на частной

собственности;

2) лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной

фармацевтической деятельностью.

3. Деятельность субъектов частного здравоохранения осуществляется

вне организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения.

4. Субъекты частной системы здравоохранения не вправе

осуществлять виды медицинской и фармацевтической деятельности, отнесенные законодательством к исключительной компетенции государственных и муниципальных организаций здравоохранения.

(2)URL:http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&&nd=160028579&&page=1&rdk=0#I

27

5. Субъекты частной системы здравоохранения координируют свою

медицинскую и фармацевтическую деятельность с деятельностью

исполнительного органа государственной власти Свердловской области по здравоохранению и исполнительного органа местного самоуправления по здравоохранению.

Организационные основы системы здравоохранения Свердловской области

1. Организационной основой деятельности системы здравоохранения

являются: федеральное и областное законодательство по охране здоровья

граждан, областная программа оказания медицинской помощи и

лекарственного обеспечения населения Свердловской области, целевые

федеральные, областные и муниципальные программы, положение о

государственной санитарно - эпидемиологической службе.

2. Областная программа оказания медицинской помощи и

лекарственного обеспечения населения Свердловской области

разрабатывается уполномоченным органом исполнительной власти

Свердловской области по здравоохранению совместно с Территориальным

фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области и

утверждается Правительством Свердловской области.

3. Областная программа включает:

1) территориальную программу обязательного медицинского

страхования населения Свердловской области;

2) перечень организаций здравоохранения, видов медицинской и

лекарственной помощи, целевых программ и мероприятий, финансируемых за счет средств государственной и муниципальной системы здравоохранения;

3) перечень медицинских услуг, оказываемых за счет средств

добровольного медицинского страхования, за счет средств работодателей и личных средств граждан.

28

4. Целевые областные программы разрабатываются уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области по здравоохранению и областным центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора во взаимодействии с другими заинтересованными учреждениями и ведомствами и утверждаются Правительством Свердловской области.

5. Целевые муниципальные программы разрабатываются

исполнительными органами местного самоуправления по здравоохранению во взаимодействии с другими заинтересованными организациями и утверждаются органами местного самоуправления в порядке, установленном

нормативными актами муниципальных образований.

В целях осуществления высокоспециализированной медицинской

помощи в Свердловской области действуют и могут создаваться областные

специализированные центры и областные медицинские объединения.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации центров и объединений определяется Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

С целью оказания специализированной медицинской помощи

населению области действуют и могут создаваться межрайонные центры для

лечения граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями.

Порядок организации и деятельности межрайонных центров определяется Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Органы местного самоуправления муниципальных образований

вправе заключать договоры с органами государственной власти

Свердловской области об осуществлении частичного или полного

финансирования межрайонных центров и муниципальных медицинских

организаций, а также об их безвозмездной передаче в государственную

собственность Свердловской области в порядке, установленном

федеральными и областными законами.

29

Финансирование межрайонных центров может осуществляться через

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

Свердловской области за счет включения дополнительных видов

специализированной медицинской помощи населению в областную программу обязательного медицинского страхования.

Органы местного самоуправления могут на договорной основе

осуществлять совместное финансирование межрайонных специализированных центров.

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная политики в сфере здравоохранения это совокупность мер и программ, разрабатываемых Правительством РФ для обеспечения улучшения здоровья граждан. Современный этап развития здравоохранения Российской Федерации знаменуется, прежде всего, его реформированием. На этом этапе главной движущей силой является комплекс проблем национальной системы здравоохранения. Одна из главных проблем - низкая социально-экономическая эффективность.

В 2013 году государственная программа претерпела ряд изменений, были учтены замечания и предложения заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и представителей общественности.

11 ноября 2014 года состоялся Круглый стол на тему: «Отвечает ли госпрограмма «Развитие здравоохранения» современным реалиям?». По результатам этого Круглого стола вывод, что программа не реализуется полностью, выполняются не все поставленные цели, что и сделало исследуемую тему исследования актуальной.

Главным и бесспорным итогом государственной политики в здравоохранении за последние десять лет стало усиление внимания власти к проблемам охраны здоровья и весомое увеличение государственных расходов на здравоохранение. Все последние годы вопросам доступности и качества медицинских услуг уделяется самое пристальное внимание

В изучение темы «Особенности формирования государственной политики в сфере здравоохранения» были изучены понятия государственная политика и сфера здравоохранения. Делаем вывод, что здравоохранение не может быть реализовано без государственной политики, так как государственная политика - это совокупность целей и задач, которые реализуются государственной властью.

31

Так же была рассмотрена государственная политика в сфере здравоохранения и ее реализация.

Основная программа до 2020 года по реализации здравоохранения является «Развитие здравоохранения». Эта программа активно реализуется. Благодаря ей уменьшилось число смертей в Российской Федерации. Так как были введены соответствующие законы.

Затем было изучено нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере здравоохранения.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты реализуются не полностью.

2014 год стал еще одним шагом в направлении улучшения здоровья россиян, увеличения продолжительности их жизни, совершенствования российского здравоохранения. Достигнуты цели по снижению материнской и детской смертности. Сократилась смертность от основных причин смертности у взрослых – инсультов и инфарктов миокарда. Во многом это стало возможным за счет расширения государственных программ профилактики, повышения объема высокотехнологичной медицинской помощи и продолжения работы по формированию здорового образа жизни. Впервые, по оценке ВОЗ, Россия впервые вошла в список стран с эффективной национальной системой здравоохранения.

32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гареева И.А. Социальная трансформация системы здравоохранения в современных условиях. Автореферат.-С.24.

  2. Теория государственного управления- URL: http://080504.ru/teoriya-gosudarstvennogo-upravleniya/gosudarstvennaya-politika-ponyatie-i-osnovnie-napravleniya.html

  3. Левкевич М.М. Основные направления государственной политики в сфере здравоохранения URL: http://safbd.ru/sites/default/files/safbd-2012-1_19-25.pdf. (2)Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях// «Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 2, 2013, С.70

  4. Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях// «Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 2, 2013, С.72.

  5. Петрова Ю.А. Система органов управления здравоохранением в современных условиях// «Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 2, 2013, С.74.

  6. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173308/?frame=1.

  7. Международный круглый стол «Государственная политика в сфере здравоохранения: реалии и перспективы»URL: http://spravmir.ru/events/54-politika-v-sfere-zdravoohraneniya.html

  8. Научная библиотека Кибернетика URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-zdravoohraneniya-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-resheniya

  9. URL:http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii.

  10. http://www.rosminzdrav.ru/ministry/programms/gosudarstvennyy-doklad-o-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-ohrany-zdorovya-za-2014-god

33

  1. URL: http://www.slideshare.net/Pitoneus/2013-2014-34123496.

  2. Григорьева Н.С. Health reform in Russia: current policy and management. / Н.С. Григорьева // Государственное управление. Электронный вестник. 2012.№ 30

  3. Закон Свердловской области «Об охране здоровья граждан в Свердловской области». [Принят Законодательным Собранием Свердловской области 13 ноября 2012 г.]. URL: http://www.rg.ru/2012/11/27/sverdlovsk-zakon91-reg-dok.html.

  4. Шевский В.И. Проблемы формирования интегрированной системы здравоохранения / В.И. Шевский, И.М. Шейман // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 24-47.

  5. Торопушина Е.Е. Муниципальная социальная политика в сфере охраны здоровья: зарубежный опыт северных территорий. / Е.Е. Торопушина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 171-180.

  6. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. URL: http://strategy2020.rian.ru/.

  7. Постановление Правительства Свердловской области «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области». [Принято 4 мая 2010г.]. URL: http://docs.cntd.ru/document/895254442

  8. ПроДокторов URL: http://prodoctorov.ru/sverdlovskaya-oblast/

34

Просмотров работы: 10232