ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО, МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО, МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Афян Е.В. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Функционирование в рыночной экономики России возможно на основе взаимодействия малых, средних и крупных предприятий между собой. Взаимодействие крупных организаций с малым и средним предпринимательством способствует развитию рыночной инфраструктуры промышленной деятельности, становится источником активного поиска новых сфер хозяйствования и способов реализации ключевой компетенции. Поэтому исследование вопросов развития форм взаимодействия крупного, малого и среднего предпринимательства в современной России является весьма актуальным.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует решению многих социальных проблем. Малые и средние предприятия представляют возможности существенно улучшить уровень жизнедеятельности значительной части людей, повысить уровень жизни, здоровья, интеллектуальный и образовательный потенциал.

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в обеспечении занятости населения, то есть его трудоустройства. Одной из особенностей малых предприятий является предоставление возможности вторичной занятости, которая дает возможность получить дополнительные источники помимо тех, которые работники получают на основном месте работы. Малые и средние предприятия играют важную роль для развития конкуренции в России. Поддержание конкуренции обеспечивается многочисленностью, гибкостью, большой свободой ценовых решений малых и средних предпринимателей.

Малое предпринимательство способствует развитию инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной социально-экономической политики, развитого общества. Большинство прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, появляются на практике на малых предприятиях.

Малое предпринимательство играет важную роль в обеспечении роста валового внутреннего продукта. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России - порядка 21-22%, в то время как в США этот показатель составляет 50%, в Китае - уже 60 с лишним процентов. [1].

В современных условиях микро предприятия, малые, средние и крупные предприятия активно взаимодействуют друг с другом.

Интересен Опыт взаимодействия ОАО АвтоВАЗ и предприятий малого и среднего бизнеса в сфере инновационных технологий. АвтоВАЗ одним из первых применил технологии проектного управления для инновационных программ. Первой ласточкой в этом направлении стала совместная разработка системы впрыска, в ходе которой сложилась схема "заказчик" - "координаторы" - "исполнители". В качестве заказчика выступил АвтоВАЗ, а координацией и сопровождением проекта занялись саратовская фирма "Авангард" и Поволжское отделение Российской инженерной академии. В проекте были заняты малые научно-исследовательские предприятия из Москвы, Зеленограда, Санкт-Петербурга, Новосибирска.

Лизинг - это долгосрочная аренда машин и оборудования, которая позволяет предприятиям (арендаторам) получать у специализированных лизинговых компаний (арендодателей) за определенную плату в долгосрочное пользование с последующим выкупом широкий перечень основных средств производства. Лизинговые компании функционируют как на федеральном, так и на региональном уровне. В Ростовской области лизинговые услуги предоставляют различные компании, такие как, ЗАО «Европлан», ООО «Каркаде» - лизинговая компания, ООО Лизинговая компания «Ростовская областная АККОР», ООО «Ростовагролизинг», Лизинговая компания ООО «Адмирал- Лизинг», ОАО «Главлизинг» (филиал), Представительство ООО « Элемент Лизинг» (г. Москва), ООО «Лизинговое агентство» и т.д.

Российский рынок лизинговых услуг становится одним из механизмов и способов взаимодействия предприятий между собой. Наиболее перспективными клиентами для лизинговых компаний являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Однако с началом кризиса требования к клиентам со стороны лизинговых компаний ужесточились.

Не смотря на кризисные явления последних лет, у лизингодателей сохраняется интерес к финансированию субъектов малого и среднего предпринимательства. Это объясняется тем, что работа с этим сегментом рынка позволяет компаниям диверсифицировать лизинговый портфель по отраслям и клиентам, они более гибко и оперативно реагируют на внешние изменения.

По оценкам экспертов в России количество франчайзинговых систем достигло 180. Основными наиболее привлекательными сферами для применения франчайзинга в Росси являются: общественное питание, производство одежды и обуви, транспорт, компьютерные системы.

Франчайзинговые системы действуют в Росси в сфере общественного питания, например, сети мобильных киосков – «Стоп-Топ», «Крошка-картошка», «Теремок - Русские блины»; рестораны – «Ростик Групп», «Патио Пицца», «Елки-палки»; кофейня «Шоколадница». Франчайзинговые схемы таже действуют в сетях кафе «Баскин Робинс».

Сложилась благоприятная ситуация для развития франчайзинговых схем на рынке продовольственного ретейла: сеть «Пятерочка». Продвигаются по средствам франчайзинга и сетевые супермаркеты, например «Перекресток», «Седьмой континент», «Рамстор», «Ашан».

Развитие такой схемы взаимодействия между собой крупных, малых и средних предприятий как франчайзинг способствует развитию предпринимательства в целом, созданию рабочих мест, улучшению этического климата российского бизнеса, усилению правовой защищенности малого предпринимательства, инициированию новых идей, методов и технологий в малом и среднем бизнесе и т.д.

Взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства возможна в форме венчурного инвестирования.

На сегодняшний день венчурные инвестиции являются инструментом не столько первоначального формирования компании, сколько развития и экспансии. Тем не менее, компании, находящиеся на начальных стадиях развития бизнеса, также рассматривают возможности получения венчурных инвестиций. Поэтому использование денежных средств венчурных фондов это одна из схем взаимодействия предприятий между собой.

Бизнес-инкубаторы и технопарки являются также элементами инфраструктуры венчурного инвестирования и формами взаимодействия предприятий между собой. Бизнес-инкубатор как форма взаимодействия предприятий между собой, применяется для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на региональном и местном уровне. Бизнес-инкубаторы предоставляют следующие услуги для начинающих предпринимателей: предоставление в аренду производственных площадей и оборудования; консультационные и информационные услуги; обучение предпринимателей; разработка обоснований инвестиций и бизнес-планов; бухгалтерские и офисные услуги на всех стадиях развития; продвижение производимой продукции путем участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

В настоящее время в Ростовской области функционируют следующие бизнес инкубаторы:

- Ростовский бизнес-инкубатор при НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства»;

- Новошахтинский зональный бизнес-инкубатор (НЗБИ);

- Бизнес-инкубатор при Муниципальном фонде поддержки малого предпринимательства г. Донецк;

- Бизнес-инкубатор при НП “Агентство поддержки малого и среднего бизнеса г. Белая Калитва и Белокалитвинского района”;

- Бизнес-инкубатор при НП “Агентство поддержки предпринимательства г. Сальска”;

- Бизнес-инкубатор при НО «Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции»;

- Бизнес-инкубатор при муниципальном фонде местного развития г. Гуково;

- Некоммерческое партнерство «Октябрьский Бизнес-инкубатор»;

- Бизнес-инкубатор НП «Центр развития бизнеса и инновационных технологий»;

Технопарки представляют малым и средним инновационным предприятиям производственные мощности, помогают им в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в производство. Также технопарки оказывают предприятиям различные формы поддержки.

Большинство выше указанных форм взаимодействия предприятий между собой реализовано как в производственной, так и в непроизводственной сфере.

Одной из разновидностей форм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий является децентрализация головного предприятия. Существуют различные виды децентрализации предприятия. Например, в современной ситуации, особенно с учетом планируемого роста ставок социальных взносов с 26 до 34%, очень актуальным является перевод работодателями сотрудников из штата компании в статус индивидуальных предпринимателей или общества с ограниченной ответственностью. Актуальность этого объясняется тем, что если максимальные социальные взносы с одного работника в настоящее время составляют 107,9 тыс. руб. (26% от 415 тыс. руб.), то стандартный платеж по страховым взносам индивидуальных предпринимателей на порядок ниже, менее 10,4 тыс. руб. в год (20% от минимального размера оплаты труда за год). Естественно, что такая форма взаимодействия предпринимателей, появившихся путем децентрализации предприятия, приведет к увеличению доли малого бизнеса в общем числе предприятий. Но от роста количества предпринимателей особой пользы для государства не будет, так как рост будет искусственным.

Таким образом, существует широкое разнообразие форм взаимодействия предпринимательских структур различных масштабов деятельности, которые получают все больше развитие в современной России, сто способствует развитию малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Список использованной литературы

  1. http://www.finmarket.ru/news/3129845

  2. Скопина И.В. Проблемы и перспективы развития производственной кооперации в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - №7. С.

  3. Громова Е.В. Особенности функционирования российских технопарков // Фестник Москоского Университета. – 2009. - №6. – с. 15-26.

Просмотров работы: 1064