Для эффективного функционирования бюджетной системы на региональном уровне целесообразно учитывать критерий вертикальной сбалансированности, при котором доля расходных обязательств местных бюджетов в общем объеме расходных обязательств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации соответствовала доле доходов местных бюджетов после распределения трансфертов в общем объеме доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Муромцевский муниципальный район Омской области образован в 1924 году, имеет правовой статус муниципального района. Муромцевский район расположен в северо-восточной части Омской области.
Бюджетная система Омской области состоит из областного бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Очевидно, что понятие бюджетного процесса сформулировано путем указания составляющих его элементов (групп отношений). Бюджетный процесс включает в себя четыре основных производства, т.е. характеризующиеся определенной предметной (качественной) спецификой группы процессуальных отношений:
1) производство по составлению проекта бюджета и проекта акта о бюджете. В Муромцевском районе Омской области это представлено приказом Комитета финансов и контроля Администрации Муромцевского муниципального района Омской области № 50 от 7 июля 2014 г. "О методике прогнозирования налоговых и неналоговых доходов районного бюджета на 2015 – 2017 годы".
2) производство по рассмотрению и утверждению проекта бюджета и акта о бюджете в Муромцевском районе Омской области это представлено распоряжением Администрации Муромцевского муниципального района Омской области от 09. 06. 2014 № 228-р "О сроках составления проекта районного бюджета на 2015-2017 годы ".
3) производство по исполнению бюджета и акта о бюджете. Эта стадия показана постановлением Главы администрации Муромцевского муниципального района Омской области № 381-п от 18.07.2013 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Муромцевского муниципального района Омской области, их формирования и реализации".
4) производство по составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению годовой бюджетной отчетности и акта об исполнении бюджета. В процессе данного производства бюджет получает официальный статус исполненного или неисполненного.
Из перечисленных основных производств (стадий) видно, что бюджетный процесс обслуживает создание бюджета на очередной финансовый год и плановый период, обеспечивает его реализацию, а затем определяет порядок сопоставления результатов такой реализации с запланированными показателями. Указанные четыре производства (стадии) образуют в совокупности так называемый бюджетный цикл. Перечисленные производства (стадии) составляют сердцевину бюджетного процесса.
Основные показатели бюджета Муромцевского района позволят увидеть, какие доходы и расходы занимают наибольшую и наименьшую часть бюджета, а так же позволят выявить дефицит и профицит. Так, например, в таблице 1 показана классификация доходов бюджета Муромцевского района.
Таблица 1. Классификация доходов бюджета Муромцевского района
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
87 171 282,75 |
17,35 |
103258787 |
16,83614 |
133074811,24 |
24,5901 |
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ,ДОХОДЫ |
68060528,71 |
13,54 |
79843349,1 |
13,0183 |
95 725 810,66 |
17,6886 |
НАЛОГ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
9220962,26 |
1,83 |
8996907,08 |
1,466928 |
10 786 236,57 |
1,99 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
1179200 |
0,23 |
1005387,44 |
0,163926 |
1 185 587,44 |
0,21 |
Задолжность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обяз.платежам |
116596,65 |
0,02 |
367457,96 |
0,059913 |
367 457,96 |
0,07 |
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА,НАХОДЯЩ.В ГОС.И МУНИЦИП.СОБСТВЕННОСТИ. |
133278 |
0,03 |
2340252,7 |
0,38 |
6 896 847,01 |
1,27 |
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
72954,93 |
0,02 |
133265,29 |
0,02 |
133 265,29 |
0,02 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ(РАБОТ)И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ И ГОС-ВА |
4122854,86 |
0,82 |
2986778,75 |
0,48 |
3 537 265,98 |
0,65 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МА И НМА |
506126,76 |
0,10 |
5742075,16 |
0,93 |
6 364 564,66 |
1,17 |
ШТРАФЫ,САНКЦИИ,ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
1592303,7 |
0,31 |
1843313,67 |
0,30 |
1 843 313,67 |
0,34 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
329141339,5 |
65,51 |
405173955 |
66,06 |
408 097 455,94 |
75,40 |
ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
1107758,87 |
0,22 |
1624674,65 |
0,26 |
1 624 674,65 |
0,30 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА-ВСЕГО: |
502 425 186,96 |
100 |
613316204 |
100 |
541 172 267,18 |
100 |
Из таблицы видно, что основную долю в доходах бюджета Муромцевского района составляет безвозмездное поступления, они равняются 66,06% и 75,4% или 405173955,2 и 408 097 455,94 соответственно в 2013 и 2014 годах, с разницей почти в 3 миллиона рублей. В 2012 году этот показатель составил 65,51%.Наряду с безвозмездными поступлениями, большой процент заняли налоговые и неналоговые доходы 17,35% в 2012, 16,84% и 24% в 2013 и 2014 годах. Налоги на прибыль составили в 2012 году 13,54%, 2013 году 13,02 и в 2014 17,7 соответственно, а это свидетельствует о том, что в 2013 году появилось снижение на 4,5%. Остальные статьи занимают незначительную долю в доходной части бюджета Муромцевского района, а именно:
Налог на совокупный доход в 2012 – 1,83%, в 2013-1,47%, в 2014 – 1,99%;
Государственная пошлина в 2012 – 0,235, в 2013 – 0,16%, в 2014 – 1,99%;
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательствам: в 2012 0,023%, в 2013-0,06%, 2014 – 0,07%;
Доходы от использования имущества, находящегося в Государственной и Муниципальной собственности: в 2012 – 0,026%, в 2013 – 0,38%, в 2014 – 1,22%;
Платежи при использовании природными ресурсами в 2012 – 0,014%, в 2013 году- 0,02%, в 2014 – 0,02%;
Далее рассмотрим структуру расходов бюджета Муромцевского района, представленную в таблице 2.
Таблица 2. Структура расходов Муромцевского муниципального бюджета Омской области за 2012-2014 года
Наименоваение кодов классификации расходов районного бюджета |
2012 год |
Удельный вес 2012 года |
2013 год |
Удельный вес 2013 года |
2014 |
Удельный вес |
Общегосударственные вопросы |
248480,88 |
0,21 |
163041,78 |
0,099417886 |
60 321 494,26 |
11,17483 |
функционирование высшего должностно лица субъекта РФ и муниципал образования |
1253945,84 |
1,05 |
1366574,93 |
0,833295559 |
7 113 139,13 |
1,317741 |
Функционировение Правительсва РФ,высших исполнит.орагнов гос.власти субъектов РФ ,местных администрац. |
11747282,74 |
9,85 |
12272082,87 |
7,483140467 |
31391785,37 |
5,815471 |
Обеспечение проведения выборов в референдумов |
1017750 |
0,85 |
1017750 |
0,620592795 |
203 000,00 |
0,037607 |
Другие общегосудар.вопросы |
6747212,01 |
5,66 |
7087725,49 |
4,321878038 |
15 003 309,58 |
2,779432 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
40732 |
0,03 |
29032,77 |
0,017703294 |
798 003,70 |
0,147834 |
национальная экономика |
22633915,95 |
18,99 |
35389355,92 |
21,57934592 |
44 898 599,93 |
8,31767 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
4277500 |
3,59 |
24512894,49 |
14,94721268 |
42 175 699,94 |
7,813241 |
социальная политика |
5138811,27 |
4,3 |
5778375,23 |
3,52347633 |
23 674 680,57 |
4,385843 |
физическая культура и спорт |
4906616,09 |
4,12 |
1429590 |
0,87172022 |
1 947 488,72 |
0,360781 |
Комитет культуры,ОБРАЗОВАНИЕ |
1319589 |
1,11 |
10750695,69 |
6,555445137 |
303 959115,55 |
56,30981 |
культура,кинематография |
9298700,63 |
7,80 |
61108696,4 |
37,26221244 |
61 210 566,84 |
11,33954 |
Всего расходов |
50515600,11 |
42,39 |
163996425,4 |
100 |
539 797 779,51 |
100 |
Из полученных результатов в таблице 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре Культура и кинематография в 2013 году - 37,26%, однако в 2014 произошло снижение до 11,34%, а в 2012 году -7,8%. В 2014 году наибольший удельный вес расходов составляет образование, равное 56,3%, что составляет 61210566,84 рублей. Однако, в статье национальная экономика составляет в 2012 году – 18,99, в 2013 - 21,579%, а в 2014 – 0,14%.
Незначительную долю в расходах бюджета занимают:
Общегосударственные вопросы;
Обеспечение проведению выборов и референдумов;
Другие общегосударственные вопросы;
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Жилищно-коммунальное хозяйство;
Физическая культура и спорт;
В Муромцевском районе Омской области в 2012, 2013 и 2014 году в результате проведенных расчетов наблюдался профицит. В 2012 году он составил 383279050,46 р, в 2013 году составил 449319778,7 рублей, а в 2014 1 374 487,67. Из этого следует, что превышение доходов над расходами, свидетельствует об эффективном использовании средств бюджета Муромцевского района.
В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:
сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;